Если нам откроется смысл Креста, жизнь перестанет быть унылой. Мы увидим, что она непостижимо значительна. Перед мужеством умирающего на Кресте Господа исцелимся от нашей теплохладности. Невозможно быть таким христианином, который ищет от Бога только сладких утешений или полагает, что Бог должен навести порядок на земле, вместо того, чтобы быть по-прежнему распинаемым на Кресте. Всякая подлинная духовная жизнь вдохновляема Крестом. Единственный критерий подлинной духовности — Крест. Все, что упраздняет Крест или искажает его, — подмена и ложь.
Поклонимся Кресту Христову. На нем явлена любовь Божия, которая уважает достоинство человека, не насилуя его свободу. Господь связан по рукам и ногам. Он ждет свободного согласия человека. Он влечет к Себе сиянием любви, но не принуждает никого любить Его. Поклонимся Кресту, чтобы следовать за Господом. Он научает подлинной любви, которая идет до полной отдачи своей жизни. Крест и Воскресение — единая тайна Пасхи, о которой Христос говорит как о Своей славе. «Ныне прославился Сын Человеческий», — возвещает Он, вступая в Свои Крестные Страдания.
Крест — знамя славы, потому что означает победу над грехом. Им исцеляется непослушание Адамово. Сын Человеческий «был послушен до смерти крестной», и диавол был посрамлен. Безмерное смирение Сына Божия сокрушило гордыню князя тьмы. Крест — знамя славы, потому что являет победу Христа над смертью. Он вольно предал Себя ей и восстал из гроба, Первенец из мертвых. Смерть покорилась Начальнику жизни, и для всех людей родилась надежда избавиться от ее когтей.
Крест — знамя славы Божией, потому что открывает безмерную любовь Бога к человеку. Мы видим бесконечное милосердие Отца. «Не послал Бог Сына Своего судить мир, но чтобы спасен был Им мир». Крест дает нам узнать всемогущество любви и прощения. Если бы не было Креста, как поверили бы мы в любовь Божию среди невыносимого торжества зла, когда мы искушаемся бунтом?
Крест — знамя славы, потому что являет нам любовь Пресвятой Троицы. Христос на Кресте показывает эту непостижимую любовь к Своему Отцу: «Да будет воля Твоя!» Это слово Его от вечности обращено к Отцу. Точно также Отец, Который дал нам Сына Своего Единородного, участвует в Его Кресте. И являет жизнь Пресвятой Троицы: от вечности Он отдает Себя Сыну.
Крест — знамя славы, потому что дает смысл существованию нашей планеты. У Креста все обретает первоначальное значение. Крест воздвигается над миром и озаряет светом всю землю. Он возвещает о любви, этой первой и главной ценности, которая не дает миру погибнуть в страшной апокалиптической бездне, разверзающейся на наших глазах.
Доныне Христос наготует и страждет, и паки распинается грехами мира. И Крест показывает, в каком направлении должно идти человечество. Будем идти путем Его любви, которая есть радостное послушание воле Божией: «Да будет воля Твоя, да приидет Царствие Твое», — принимая все как из рук Божиих, страшась прикоснуться всему, что может лишить нас Его славы.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России