Во вторник, 22 марта, Президент России Владимир Путин провёл встречу с Уполномоченным по правам человека в России Эллой Памфиловой, сообщает пресс-служба Кремля. Омбудсмен представила Главе государства ежегодный доклад по ситуации с обеспечением прав человека в стране.
Элла Памфилова отметила, что была назначена на эту должность в знаменательный день – 18 марта 2014 года: «с утра в Думе утвердили, после обеда поехала в Кремль на подписание соглашения по воссоединению с Крымом. И конечно, сразу началась практически другая жизнь: новый круг проблем, связанных и с получением жителями Крыма (кстати, у меня первая поездка была в Крым) российского гражданства, потом беженцы с Украины – это во многом предопределило мою работу в течение этих двух лет. Возник сразу целый пласт новых проблем, связанных с санкционным давлением, со многими другими факторами, внутренними и внешними».
«Доклад этого года кардинально отличается не только от предыдущих докладов, но даже от прошлогоднего, поскольку впервые предпринята попытка собрать все факторы, влияющие на ситуацию с правами человека, и выявить некую устойчивую тенденцию, что происходит, - пояснила она. - То есть не просто на основе тех обращений, которые поступают к Уполномоченному, потому что здесь картина не может быть объективной, а с учётом того, что вообще чувствуют люди в регионах. И сейчас заложена основа в этом докладе, который Вам представляю, здесь впервые уже есть такой материал, предпринята попытка создания некоей правозащитной карты России с учётом специфики, здесь много таких моментов».
«Мы что сделали: в прошлом году начали и в этом году провели огромные исследования, было опрошено (нам помогал Фонд общественного мнения) свыше 60 тысяч людей во всех регионах страны, такой массив получили. Кстати, в сравнении с тем, что было в прошлом году, динамика. Второе, около 64 тысяч обращений, которые непосредственно ко мне поступили как к Уполномоченному и к моим коллегам в регионах, мы тоже обработали всё это, то есть получился такой массив, который даёт довольно углублённую картину, насколько различается, какие общие проблемы страны и насколько они разнятся в зависимости от регионов, где наиболее больные точки», - доложила Э.Памфилова.
«Если говорить об общих ситуациях, то какие угрозы и вызовы очевидны и лежат на поверхности? Первое, это самая главная угроза, которая, скажем, связана с национальной безопасностью, – фактор национальной безопасности, который непосредственно влияет на самое главное право – право на жизнь. Здесь, конечно, помимо терроризма, это коррупция, высокий уровень коррупции. Это высокий разрыв между богатыми и бедными, то есть социально-экономический разрыв, он в России один из самых высоких», - посетовала она.
«Если с 2000 года, мы проанализировали, сам уровень бедности вообще не рос, – уровень роста материального благосостояния с 2000 года был беспрецедентным. У нас сейчас уровень бедности только за прошлый год стал увеличиваться на три миллиона, но, казалось бы, на таком фоне, то есть когда не было такого высокого уровня бедности, разрыв рос постоянно. Если, скажем, в последние годы существования Советского Союза, в 1990 году, разрыв был в 4,5 раза, то сейчас – где-то в 16,5 раза, максимум – в 2012 году, в этом году он слегка уменьшился, но, если тенденцию не переломить, он может достигнуть по итогам 2017 года 20. Это очень высокий разрыв, а он предопределяет ряд негативных факторов», - подчеркнула омбудсмен.
Владимир Путин отметил, что «в этой связи одна из главных задач социальной политики – это организация целевой помощи со стороны государства именно тем группам населения, которые нуждаются в поддержке».
О духовно-нравственных причинах увеличения разрыва между богатыми и бедными рассуждает в интервью «Русской народной линии» православный юрист, член Общественной палаты Сахалинской области, руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач:
Богатство – это степень ответственности человека, позволяющая ему распоряжаться своим имуществом в соответствии с Божиими заповедями. Если бы у людей не было ничего за душой, то как бы они смогли проявить свою христианскую веру, поделиться с ближним? Конечно, неравенство является следствием поврежденной природы человека, а применение различных теорий, направленных на избавление общества от социальной несправедливости, обыкновенно заканчивается весьма плачевно, что подтвердила история ХХ века.
Народ, как живой организм, должен строить свои отношения на определенных принципах – справедливости и солидарности. Широкое расслоение общества противоречит этим постулатам, ибо какая может быть солидарность между людьми, один из которых не знает, что завтра будет кушать, а другой проигрывает крупную сумму денег, забавляясь азартными играми, или покупает себе очередную яхту, не приносящую уже ни радости, ни пользы. Чувство справедливости является необходимым в государстве.
В Священном Писании сказано: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской» (Мф.18:6). Несправедливость может оказаться весьма серьезным соблазном, особенно для неискушенных юных людей. Человек может потерять веру, наблюдая несправедливость в жизни, тем более, если видит, как нарушаются разумные переделы человеческих отношений. Он задумывается: «А где же Бог?». Воспитанный и культурный состоятельный человек не станет внешне проявлять свой достаток, кичиться и насмехаться над людьми, находящимися ниже его по социальному статусу, что можно, к сожалению, часто наблюдать в реальной жизни.
Господь нам говорит: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). Принцип евангельской истины заключается в том, что богатство – это и бремя и ответственность, которую несет человек. Если богач не понимает и не осознает всей степени ответственности, то может погибнуть для будущей жизни и даже печально окончить свою земную жизнь. Опасно не само наличие финансовых средств, зданий, сооружений или заводов, а именно неправильное отношение к этим предметам, а, вследствие этого, и к окружающим его людям. Это настолько тонкая грань, что сложно предположить, сможет ли кто-то понести этот крест. Именно поэтому социальное неравенство может вызывать и часто вызывало конфликты и серьезные потрясения в обществе и государстве.
Очень серьезный вопрос: откуда же возникло богатство в современной России? Люди приобрели капитал не благодаря многолетнему труду или наследству, а в большинстве своем за счет воровства или мошенничества – будем называть вещи своими именами. Крупный капитал возник в результате приватизации, отнявшей сбережения у простых людей, а потому современные богачи должны осознавать свою социальную ответственность перед страной. Многие экономисты предлагают ввести прогрессивную систему налогообложения, когда налог исчисляется, исходя из доходов человека. Люди должны не вывозить деньги за рубеж и покупать иностранные футбольные клубы, а вкладывать свои средства в развитие Отечества, оказывать благотворительную реальную помощь, иначе богатых людей или их детей ожидает весьма печальное будущее. В любом случае, справедливость будет восстановлена.
Возрастание непреодолимой пропасти между богатыми и бедными свидетельствует о том, что ныне наступают непростые времена для российской экономики. И, к сожалению, наши новоиспеченные богачи не желают разделить с народом последствия кризиса, не думая сокращать свои расходы. Основной удар кризиса, как всегда, пришелся на бедных людей. Сегодня эта тенденция весьма заметна: у простых людей доходы падают, а те, кто привык жить на широкую ногу, продолжают вести такой же образ жизни, что приводит к дополнительному увеличению социального неравенства и напряженности. Государство должно достучаться до сердец богатеев. Если власти сейчас не осознают масштаб происходящего и не поймут, что нельзя обойтись без решительных мер и наведения порядка в экономической сфере, то страна может оказаться под угрозой опасных потрясений и народных волнений: могут повториться в том или ином виде события столетней давности. Это уже вопрос выживания страны.
Богачам нужно осознать, что уже проходит то время, когда можно было свободно и безнаказанно прожигать жизнь, наплевав на тех, кто рядом. Сегодня в условиях влияния политических, экономических и международных факторов, важно, чтобы миллионеры, получившие огромную собственность при известных обстоятельствах, проявили солидарность со своим народом, тяжело переживающим кризис. Без этой солидарности люди окончательно убедятся, что богатеи заработали деньги не своим трудом и талантом, а грабежом.
Люди понимают, что бедны не из-за своего тунеядства, а из-за того, что у них забирают кровно заработанные деньги для обеспечения высокого уровня жизни небольшой группки людей. Это обстоятельство всегда вызывает неприятие у простых людей. Да, не все стремятся к богатству, но никто не желает быть бедным. Апостол Павел напоминает: «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (1Кор.9:9). Государство обязано достойно оплачивать труд человека: поэтому в первую очередь нужно рассчитаться с работниками, а только потом рассматривать, что делать с прибылью. К сожалению, очень часто обогащение верхов происходит за счет грабежа обычных работников.
И здесь встает еще одна проблема мигрантов, напрямую связанная с экономикой: работодатели пытаются набрать людей, которым вообще ничего не собираются платить или выдавать лишь копейки. Это удобно, ведь зачастую мигрант не разбирается в законах, не владеет русским языком, поэтому, по мнению работодателей, его можно держать на бесправном положении. Работникам «из своих» надо исправно выплачивать нормальную заработную плату, к тому же они могут задавать различные неудобные вопросы, добиваться своих прав. Но зачем это нужно богатеям? Мигранты без прав – это вариант, правда, приемлемый лишь для одной стороны. Становится очевидно, что без солидарности и справедливости общество жить не может: оно развалится, и наступит очередная смута. К сожалению, сейчас мы находимся в таком положении, что любая смута может быть смертельна для нашей страны, что на руку целому ряду государств. Руководители нашей страны должны осознать, что без солидарности и справедливости общество не сможет развиваться и крепнуть. Если мирная терапия в виде справедливости и солидарности не поможет, то наступит жесткая хирургия, которая не может не оставить шрамов на теле нашей страны.
1. Замечательная статья!