В этот день мы совершаем память святителя XIV века Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, проповедника Божественного света, и преподобных отцев Киево-Печерских в подвиге поста просиявших. Святитель Григорий Палама учил, что Фаворский свет никогда не начинался и никогда не кончается. Но для нас воздержание и молитва могут стать началом исполнения в нашей жизни всей тайны Искупления и возможностью раскрытия благодати, принятой нами в крещении. «Ум должен сойти в сердце», — говорят великие исихасты-молитвенники. Это значит, что человек должен исцелиться покаянием, стать целым, обрести целомудрие — способность целостного исповедания истины и жизни по истине. «Ибо после Воплощения Божия в наших телах, освященных таинствами и соединенных в Евхаристии с Телом Христовым, — свидетельствует святитель Григорий Палама, — мы можем обрести благодать Святого Духа». Эта благодать — слава Божия, исходящая из Тела Христова — в день Преображения опрокинула Его избранных учеников. А теперь, просиявая в сердцах, очищенных от страстей, соединяет нас с Богом, просвещает, обожает и дает отсвет славы, которая будет на телах святых после всеобщего воскресения. Таково наше призвание. Может быть, оно слишком высоко для нас? Но наша вера — мера правдивости нашего сердца. Мы должны, во-первых, осознать, что мы абсолютно недостойны этого света и, во-вторых, что мы не можем жить без него. Наша молитва — выражение нашего самого главного желания — устремленности к Тому, Кто есть Свет, Кто, несмотря ни на какие наши грехи, любит нас.
В течение Великого поста Господь зовет нас к подлинной молитве. Он хочет, чтобы встреча с расслабленным, о которой мы слышим сегодня за литургией, стала Его встречей с каждым из нас. Но для этого мы должны искать Господа с такой же настойчивостью, как эти четыре человека, преодолевая любые преграды на пути к Нему. Снова дается нам пережить это событие со всеми его подробностями и глубиной. Так точно изображает Евангелие то, чем мы живем сегодня. Все происходит в доме, избранном Господом, — у Петра в Капернауме. И мы в этот момент тоже в этом доме. Христос — в центре собравшихся, Он «говорит им слово». Множество народа внутри (и мы — среди них), а также вовне (так бывало раньше в Москве на великие праздники, когда все желающие не могли войти в храм). И вот мы видим четырех человек, несущих расслабленного. Эти четыре человека и этот болящий — тоже мы.
Повествование о центральном событии — очень краткое. Они ничего не говорят, эти четверо, но, оказавшись перед невозможностью пробиться ко Христу, взбираются по внешней лестнице дома, разбирают крышу и опускают на веревках одр, на котором покоится расслабленный, к ногам Христа. И «тотчас» — ибо в этом заключается суть происходящего — «Иисус, видя веру их», оставляет грехи расслабленному человеку.
Здесь — вся новизна события. Мы в самом начале Евангелия от Марка. С первой главы сообщается о множестве исцелений. Господь начинает Свое дело спасения, показывая знамение любви Бога, обращенной к жизни человека. «Врач душ и телес наших» исцеляет больных, немощных, даже прокаженных, и проповедует всем Слово Истины. Но до сих пор Он никому еще не возвещал о прощении грехов. И вот сегодня как бы внезапно — впервые Он «оставляет грехи». Это благая весть, которую Господь возвестит в самый день Своего Воскресения: «Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им» (Ин. 20, 22—23). Это полнота откровения о спасении. Почему Господь совершает это сейчас? Потому что Он удивлен верой этих четырех людей.
Этот момент имеет к нам самое непосредственное отношение — мы должны особенно осознать его значение Великим постом. Господь никогда не забывает о наших немощах, но Он хочет прежде всего исцелить наши грехи, наше греховное состояние. Грех — рана, более глубокая, чем все наши преходящие болезни или наше старение. Он — наша смерть, от него исходит всякое разделение и всякая ненависть, он повергает нас в состояние безысходного одиночества. Он хуже проказы, он обезображивает нас, запечатленных образом Отца Небесного в Его Божественном Сыне.
Но Тот, Кто — слава Отчая, стал Сыном Человеческим, до конца приобщившись нашей нищете. Он будет творить чудеса, именуя Себя так, — уже не как пророки, которые исцеляли во имя силы Божией, но Он будет действовать тем, что Он Сам есть, ибо Он — Бог, единый могущий оставлять грехи, и Он — Бог, ставший человеком, «Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29).
Но не менее важно для нас понять, что вера четырех и их расслабленного друга коснулась сердца Господня, и им дано было прощение, то есть избыточествующий дар Духа Святого, Который есть оставление грехов, полное их истребление. Вера пробивает крышу отделенности от Бога там, где грех заключил нас в плен. Вера дает нам сойти туда, куда сошел Бог, ставший Сыном Человеческим, — в наше глубокое сердце. Вера поставляет нас пред Господом и соединяет с Его Божественной Личностью, образом Которой мы являемся. Она открывает наши умы и сердца (и тела) лучам Его всесильной любви. Дух Святой исцеляет нас, приобщает Христу, восстанавливает по подобию Возлюбленного Сына Божия.
В этот день в Капернауме впервые Христос открылся как Бог. Поистине только Бог может отпускать грехи, потому что только Бог восстанавливает общение, которое разбил грех. Только Бог есть эта «река жизни», о которой говорит Апокалипсис, могучая как любовь, которую наш грех останавливает и иссушает. Дух Святой — «источник, текущий в жизнь вечную» — есть Сам оставление наших грехов. Но, исходя от Отца, Он достигает нас через человечество Сына, Который предав за нас Свою жизнь, разрушил грех и смерть, и сообщает нам Свою жизнеподательную силу.
Так обретаем мы способность предвкушать, что значит эта тайна, когда самое малое движение веры делает наше сердце живым. Когда мы принимаем благодать Святого Духа, мы приобщаемся Христу, Который прежде приобщился нам в самых глубинах нашего естества, чтобы привести нас к этому общению с Собою. «Верою вы оправдались, то есть стали праведными, — постоянно говорит об этом апостол Павел, — благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар». Все начинается здесь.
Но мы должны идти дальше. Если мы можем уже теперь жить верою, это значит, что более чем четыре человека принесли нас пред лице Господне. Может быть, это были наши родители и крестные восприемники, которые буквально на руках принесли нас к Нему для нового рождения. И с тех пор это делали многие другие. Но среди всех многих есть одна — всесвятая, всемилостивая, всечудесная наша духовная Мать — Пречистая Дева, Матерь Божия. Множество Ее чудотворных икон, и среди них сегодняшняя «Феодоровская», явившая надежду многим там, где кажется полная беспросветность, напоминают нам об этом. Неотступно и верно несет Она нас ко Господу, чтобы ходатайствовать за нас пред Пречистым Его Ликом. Всей любовью Своей Она обращена к Своему Божественному Сыну и к нам, грешным.
Наконец, есть множество тех, кого мы узнали в свете Царства Христова и к кому мы дерзаем веровать присоединиться, несомые этим потоком жизни и любви в святой Церкви. Мы должны быть благодарны им вечно. Не перестанем изумляться дару веры. Свет Христов предлагается нам непрерывно, каждое мгновение, но — через тех, кто несет нас ко Христу.
Узнаем и мы о нашем призвании действовать как эти четыре человека в Евангелии. Среди множества людей, окружающих нас, — кто не расслабленный, кто способен сам идти к своему единственному Спасителю? Мы должны понести их ко Христу. Если дано нам веровать, жить Им, без конца быть прощаемыми и восставляемыми из мертвых, — не для того ли сподобляемся мы этого дара, чтобы в свой черед понести в нашем сердце великое множество расслабленных, где никто не безымянен, предавая всех свету Божия милосердия. Мы ответственны за это. Вера рождает веру.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России