Как сообщалось, 22 марта в Брюсселе, столице Бельгии, произошла серия террористических атак. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил глубокое соболезнование родственникам и близким тех, кто погиб, и заявил, что нам предстоит богословски осмыслить явление терроризма.
«Как бы вы прокомментировали слова Святейшего Патриарха Кирилла? Что, на ваш взгляд, может быть богословским объяснением терроризма? В чем вы видите корни этого страшного явления?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, сказал: «Его Святейшество, конечно, очень мудро и четко определяет, что необходимо в первую очередь давать на богословский анализ. Именно с точки зрения Православия можно правильно оценить какой-либо аналитический материал с соответствующими выводами, поскольку, согласно слову апостола Павла, духовные люди обо всем могут правильно рассуждать, а люди бездуховные скользят по поверхности. Это даже видно по реакции на трагедию в Бельгии: сколько людей вышло на акцию памяти, чтобы возложить цветы и сказать "нет" терроризму, но корень зла при этом не извлекается».
«Мне кажется, - продолжил он, - очень полезно сейчас изучать труды наших православных философов, - например, Серафима Роуза. В своей работе "Человек против Бога" он пишет, что мы, вступили в эпоху, когда очень редко ощущается отсутствие жизни. Ведь Бог есть жизнь, а удаленность от Бога автоматически отдаляет и от источника жизни, тогда начинает формироваться страх смерти и одновременно стремление к смерти. Именно к смерти призывали все наши анархисты-революционеры. Михаил Бакунин призывал разрушать все до оснований, Фридрих Энгельс говорил, что все, что возникает, достойно гибели…»
«Как нам сейчас жалко старушку Европу, которая вроде благополучна и тиха. Но ведь с современной точки зрения все достойно гибели – институт семьи, культура... Получается, в революционном духе совершенно четко явлена устремленность к смерти. А откуда это взялось? – задается пастырь вопросом. - Из французского социализма, из средневековых сект, которые содержали антихристианский, богоборческий посыл».
«Так что мы имеем дело не с чем-то новым. Мы имеем дело с традицией смерти, и это очень опасно. Остановить ее можно только на духовном уровне, чтобы люди поняли всю пагубность этого сектантства и уходили из него. И люди понимают! Они готовы этому противостоять не только в военных формах, но и крепостью своего духа. И, конечно, тут нужна молитва к Богу, потому что противостоять сатанизму можно только с молитвой», - подчеркнул отец Сергий.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что «когда в современном сытом западном обществе, которое настаивает на толерантности, политкорректности в отношении к прямо противоречащим библейским нравственным религиозным установкам, появляются экстремисты, готовые умереть, взрывая людей, очевидно, что есть глубинное противостояние между этим сытым "правильным" обществом и экстремистами. Так что мы можем пока только констатировать: "Прогнило что-то в Датском королевстве…"».
«Надо работать со всеми, особенно с теми экстремистами, которые получили религиозное образование. И надо не только бороться на уровне спецслужб и правоохранительных органов, которые тоже часто оставляют желать лучшего. Надо постараться все проанализировать, честно понять, что не так в наших некогда христианских обществах. А Запад напрасно пытается зарыть голову в песок, потому что в нравственно-идейном плане он так становится еще более уязвимым», - заключил отец Андрей.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель Вознесенского храма города Екатеринбурга, первый помощник правящего архиерея, признался: «У меня нет сомнений, что это не спонтанно возникающие конфликты на фоне межнационального или межрелигиозного недопонимания народов. За терроризмом прослеживаются четкие планы и инструкции».
«Поскольку террористов очень хорошо финансируют (а речь идет о сотнях миллионах долларов), должны быть конкретные имена и структуры: кто выделяет деньги, формирует заказ на очередную революцию, очередной теракт и следующую за ним дестабилизацию в районе или регионе. Французы говорят "Cherchez la femme", имея в виду, что за любым конфликтом стоит женщина, а за любым терактом прослеживаются интересы определенных людей, которые находятся отнюдь не в той стране и даже не на том материке, откуда родом сами террористы», - считает отец Алексий.
«Думаю, - продолжил он, - Святейший Патриарх подразумевал выявление именно этих сил, которые движут народной массой и направляют деньги на осуществление этого зла, говорил о его идеологах. А церковный опыт свидетельствует: основа и природа зла – не люди и даже не сообщества, а духи злобы поднебесной, которые управляют человеческими страстями и понуждают человека изощренно совершать зло».
«Практика христианской жизни хранит множество способов побеждать зло и, как ни странно, оно преодолевается не только и не столько спецоперациями, наращиванием военного потенциала, но осознанием природы этого зла и нравственным очищением. Путь, к которому призывает Святейший Патриарх, укрепляет человека в противостоянии всякому злу», - заключил пастырь.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, убежден, что давно пора начинать размышлять о смысле терроризма. «И голос Церкви, безусловно, должен быть услышан, а ее призыв - сформулирован с учетом мнения верующих. На мой взгляд, под словом "терроризм" сейчас подразумевают разнообразные явления, общий смысл которых чаще всего заключается в вооруженном противостоянии действующей власти внутри страны силами, которые по каким-то причинам не соглашаются участвовать в политическом процессе, но хотят, чтобы их воля была проявлена в жизни общества. Нужно искать причину желания людей так себя позиционировать», - полагает он.
«А причиной может быть насильственно навязанное всему человечеству определенное мировоззрение узкого круга неизвестных нам людей. Их идеи претворяют в жизнь известные нам люди. Они не готовы вступать ни в какие дискуссии, а подают эти идеи как истину в последней инстанции, не подлежащую никакому обсуждению. Это делает невозможным принятие решений, обсуждение вопросов по насущным проблемам бытия огромным количеством людей с их традиционным верованием, представлениями о хорошем, взглядами на развитие, на Бога, на мир, на человека. Им заранее отказано в участии в такой общественной дискуссии. Их лишают голоса, прав, выбора», - отметил отец Алексий.
«Идеологи нового строительства твердят с трибуны ООН о плюрализме, многообразии мнений, о будущем человечестве, - но конечно, это просто слова, и они идут вразрез с действиями. Даже если люди не представляют большинства, это не значит, что их обязательно нужно лишать голоса, возможности жить так, как они хотят. Претензии распространяются даже на основу жизни общества – семью. Эти новые властители умов претендуют на то, чтобы ее разрушить. Они хотят подчинить ее своим новым идеям и каким-то новым своим проектам. И, конечно, загнав в угол слабых людей, почти потерявших всякую надежду жить в обществе, которое для них приемлемо они вызывают реакцию, больше похожую на объявленную войну – это с одной стороны», - пояснил пастырь.
«С другой – терроризм позволяет этим мировым силам решать вопросы нового глобального строительства, политические вопросы. И мы, наверное, не удивимся, если увидим, что террористы преследуют те же цели, что и эта "глобальная верхушка", мировое правительство, стремящееся к глобализации мира, к скорейшему завершению общего информационного рабства, в которое должно попасть как можно больше людей. А терроризм очень удобен, так как позволяет быстро принимать нужные решения», - заключил о.Алексий.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, сказал: «Очевидно, что требуется глубокое осмысление этой проблемы и нашими богословами, и религиоведами. Европа столкнулась с терроризмом в XIX веке. Тогда терроризм был весьма распространен в России: народники, а позже эсеры хотели таким образом "раскачать" общество, сделать его подвижным для революционных изменений. Так что Россия в каком-то смысле "переболела" этим в XIX веке».
«В чем причина терроризма? – задается он вопросом. - На мой взгляд, это явление коренится в падшей природе человека, связано, прежде всего, с его гордыней, желанием переиначить мир на собственный лад. Прежде всего, это следствие отступления человека от закона Божьего, который говорит: "Не убий", "Не лги". Есть две главные заповеди: "Возлюби Бога своего всем сердцем своим…", и "Возлюби ближнего своего как самого себя". Эта любовь к ближнему и должна остановить человека от таких ужасных действий. Но народники уже были далеки от закона Божьего. Они уничтожали представителей государственной администрации, а "заодно" погибли и многие другие люди. Но их попытки "раскачать" общество не привели к тому эффекту, на который они рассчитывали».
«Однако появились их последователи. Вспомним известные слова: "Мы пойдем другим путем". И воспоследовали другие ужасные события: была уничтожена русская государственность, брат пошел на брата – началась Гражданская война, ужасная разруха, произошел слом той жизни, которой жили наши предки. Думаю, терроризм всегда развивается по этой схеме. Вначале страшные жертвы (по своему эффекту, а не по количеству. Гораздо больше людей гибнет в автокатастрофах, при военных действиях, но тут эффект рассчитан прежде всего на психологическое восприятие). Как бы то ни было, наши государственные органы крепки, и думаю, терроризм никогда не достигнет своей цели - изменения государственности, - уверен пастырь. - Однако он может вызвать психоз и слабость некоторых людей. Они могут подумать: "если пойти на уступки террористам, можно их задобрить"».
«Конечно, это ошибка. С терроризмом, к сожалению, можно бороться только силой, - подчеркнул отец Димитрий. - Это не означает, что мы, христиане, должны бороться только силой. Главное – это духовное воспитание, молитва, церковность. Но об этом можно говорить только в том случае, если мы ведем активную миссию, - что, безусловно, нужно делать».
«К сожалению, благодатная почва для террористической деятельности - люди, разочаровавшиеся в нашей жизни, которые ушли от христианских ценностей, но имеют большое самомнение и желание изменить общество, построить его так, как они хотят. И это уже задача воспитания. Молодые люди, которые присоединяются к террористам, зачастую не смогли получить ответ на какие-то свои вопросы ни в Церкви, ни в обществе, ни в нашей традиционной культуре, - полагает он. - Чтобы этого избежать, необходимо приложить большие усилия по воспитанию молодежи. И здесь очень помогут Основы православной культуры. Церковь должна способствовать тому, чтобы школа была местом, где дети и молодежь не только получают знания, но и начатки воспитания, где формируется их мировоззрение. Молитва, воспитание молодежи, необходимость противостоять вместе с нею этому злу – вот, на мой взгляд, три составляющие в борьбе с терроризмом для нас, христиан».
«Терроризм основан на страхе за свою жизнь, за жизнь близких, и в этом смысле очень важно христианское благовестие – утверждение Победы Христа над смертью, осознание, что смерть как некая неизбежность преодолена Богом, и что все люди, которые с Христом, победили ее. А наша земная жизнь, несмотря на то, что она очень ценна – всего лишь преддверие жизни вечной, ее начало, - пояснил пастырь. - Христианские мученики шли на смерть, славя Бога, не боясь смерти, но считая: она – образ смерти Христовой, через которую они входят в вечную жизнь. Так и православному человеку нужно осознать, что слова святого отца Иоанна Златоустова "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" - главное условие, чтобы террористы не достигли своей цели и не запугали нас».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, сказал: «Не берусь комментировать слова Святейшего и тем более давать богословскую оценку такому явлению как терроризм, но как историк могу предложить собственное размышление об этих проблемах. История убедительно доказывает: всякое противное человеческому бытию явление в той или иной сфере - следствие изменения человеческого сознания, которое, в свою очередь, проявляется в бытие человека. Не будем забывать известные библейские сюжеты: гибель Содома и Гоморры, этот ужас огненного дождя стал следствием нравственного разложения. Гибель Римского государства, великой империи стала ответом на очевидные изменения в сознании тех, кто был повелителем всего мира, и так далее».
«Мне кажется, - продолжил он, - сегодня Западный мир достиг высочайшего уровня материального благополучия, что стало следствием начавшегося еще в XV веке изменения сознания человека, когда "все человеческое" было поставлено в центр вселенной, а с этого места, естественно, была вытеснена идея Бога. И поставив себя в центр мира, человек не мог не начать заботиться о собственном материальном благополучии, о комфорте, о вседозволенности. Ответом на это стремление к комфорту и удовольствиям стала радикализация части общества. И чем более человекоугоднической будет наша жизнь, тем более радикальным будет на это ответ - а радикалы найдутся всегда».
«И мы знаем: высокий уровень комфорта и благополучия возможен в лучшем случае для пятой или шестой части населения земли, все остальные должны жить бедно и работать на этот "золотой миллиард" - чтобы он ни в чем не испытывал недостатка», - заключил отец Филипп.