«Осторожно, двери закрываются!» — такой знакомой фразой, которую москвичи слышат каждый день, поприветствовала публику директор Музея Архитектуры имени академика Щусева Ирина Коробьина.
В Москве — в Музее Архитектуры, по адресу Воздвиженка, 5/25, открылась долгожданная выставка «Метро — подземный памятник архитектуры», которая продлится до 17 июля. Кураторы проекта: Ирина Чепкунова, Мария Костюк и Елена Желудкова. На открытии присутствовал начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.
Выставку готовили и собирали больше года и первоначально хотели организовать к юбилею Московского метро. Но потом было решено не делать выставку к событию, к юбилею Московского метрополитена, а сделать событие из самой выставки. История Московского метрополитена не нуждается в привязке к юбилейным датам. Этот памятник — достояние России, который отражает несколько эпох и обращен в грядущие века.
К открытию выставки был выпущены проездные билеты тиражом в один миллион. На билете изображен эскиз вестибюля станции «Красные ворота».
На выставке представлено около 200 графических работ, как осуществленных проектов, так и конкурсных экземпляров. Какие-то проектные изображения станций представлены публике впервые. Много фотографий разных лет. Присутствует и видеоряд, собранный из эпизодов фильмов, хроники, где фигурирует Московское метро. Музей московского метрополитена также представил на выставку свои экспонаты. Проделана колоссальная реставрационная работа с обветшавшими проектными работами архитекторов и художников.
Многие конкурсные проекты станций удивляют своей экзотичностью. Например, планировались фонтанчики на платформах. Странно было увидеть проект станции «Сокольники», на которой пассажиры курят. Работы, помеченные подписью как осуществленные проекты, содержат детали, которые так и не воплотили. Например, видим шпиль на крыше звездного вестибюля станции метро «Арбатская» Филёвской линии. Некоторые станции с первого раза можно не узнать: вроде как знакомые формы — колонны, своды, светильники, но ощущение при виде эскизов рождается совершенно иное, нежели при осмотре современного вида подземного вокзала.
Выставка ярко отражает дух советского времени, идею создания нового идеального подземного города — «лучшего в мире метро». Вместе с тем в неоклассицизме Московского метро, в разнообразных архитектурных элементах, столь характерных для Древнеримской архитектуры, подспудно отобразилась идея «Москва — Третий Рим», и станция «Римская» среди станций Московского метро — отнюдь не случайность.
Светлана Болотина
1. Re: А я иду — шагаю под Москвой…