В слушаниях приняли участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ Е.Н. Байбарина, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахов, региональные Уполномоченные по правам ребенка, представители профильных ведомств, общественных организаций.
Одной из тем, предложенных для обсуждения, стал вопрос об использовании т.н. бэби-боксов — ящиков для анонимного оставления новорожденных детей. Комментируя его, протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что подобная практика не может быть одобрена — уничтожая стыд за отказ от своего ребенка, она будет лишь способствовать превращению подобных отказов в норму. Эксперты при этом отмечают, что убедительных подтверждений эффективности «бэби-боксов» в профилактике преступлений против новорожденных детей не существует.
Комментируя включенный в повестку дня вопрос об организации на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи поделился своей серьезной озабоченностью:
«К сожалению, на практике такое выявление превращается очень часто в сбор информации о семьях без их согласия, оказывается связано с принудительными вмешательствами в семейную жизнь. Это очень опасная тенденция. К примеру, в Москве уже на протяжении долгого времени действует специальный регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семей. Наши эксперты в свое время подробно его анализировали и пришли к выводу, что этот документ, не просто очень опасен по своему духу, духу подозрительности и плохого отношения к семье и родителям, но и нарушает целый ряд норм действующего законодательства.
Когда реализуются такие подходы, на практике создается целая система слежки за семьей, постоянного сбора информации о ней, подозрения по отношению к родителям. То, что это явно противоречит российским законам и Конституции, запрещающим собирать информацию о частной и семейной жизни людей без их согласия — это еще полбеды. Гораздо хуже другое. Такие документы создают в обществе атмосферу всеобщего напряжения, подозрительности и противоборства. Там, где традиционно семья всегда видела для себя помощь и поддержку — школа, детский сад, доктора в поликлинике, правоохранительные органы, социальные службы — она начинает видеть угрозу и врагов. Самое страшное, что, при таких подходах, это вполне обоснованно.
Подобные подходы плохи еще и тем, что они делают выявление проблемных семей служебной задачей чиновников. А если задача такая стоит, то проблемные семьи будут выявлены, даже если их на самом деле не будет. Не будет — сделают, чтобы начальство похвалило, что работа делается.
Поэтому мы с нашими экспертами считаем, что весь этот пафос выявления проблемных семей — это неправильный, ошибочный подход. Патриаршая комиссия не раз предлагала усилить ответственность за вмешательство в дела семьи. Семьям должна быть доступна помощь, но помощь должна быть добровольной».
Протоиерей Димитрий Смирнов также коснулся проблемы, связанной с принятием на международном уровне различных экспертных рекомендаций и других документов т.н. мягкого права, положения которых зачастую вступают в противоречие не только с традиционными российскими духовными, семейными и нравственными ценностями, но и с официально заявленными приоритетами в сфере национальной безопасности нашей страны: «Мы полагаем, что надо что-то делать с этой проблемой. В первую очередь, до сведения наших законодателей, наших чиновников, необходимо доносить, что эти документы не имеют никакой обязательной силы, наша страна не обязана их соблюдать. Думаю, для России было бы правильно открыто и недвусмысленно отказаться воплощать в жизнь эти документы в той части, которая противоречит нашим традиционным ценностям, нашей семейной культуре. Хочется надеяться, что и представители общества и те представители власти, которые не чужды совести, сделают для этого все возможное. Мы убеждены, что последовательная защита семьи и прав родителей должна стать одним из основных приоритетов и внешней, и внутренней политики нашей страны, и в этой области не должны допускаться никакие уступки ради каких бы то ни было иных целей».
Говоря об этом, Председатель Патриаршей комиссии имел в виду, в частности, два документа, принятых в этом месяце на международном уровне: принятое Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам «Замечание общего порядка № 22 о праве на сексуальное и репродуктивное здоровье» и новую Стратегию Совета Европы по правам ребенка на 2016-2021 год, одобренную Комитетом Министров Совета Европы.
Оба этих документа уже вызвали озабоченность экспертов в России и за рубежом, поскольку содержат положения, противоречащие реальным интересам семьи и идущие вразрез с традиционными духовными, нравственными и семейными ценностями. Не имея юридически обязательной силы, они при этом могут оказывать существенное влияние на национальное законодательство и правовую практику, в том числе в России и других странах канонической ответственности Русской Православной Церкви.
В этой связи протоиерей Димитрий Смирнов также напомнил о недавно опубликованном обращении Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства к общественным организациям и политикам, где, в частности, говорится: «Мы убеждены, что любые правовые нормы, как на международном, так и на национальном уровне, должны толковаться и применяться в сторону, благоприятную для семьи, прав родителей, защиты человеческой жизни с момента зачатия и до естественной смерти. Нормы, которые не допускают такое истолкование и применение, практические подходы, противоречащие этому принципу, — направлены против семьи, а значит — опасны для общества и национальной безопасности государства. В заботе о будущем они должны быть отвергнуты. Добиваться реализации именно такого подхода на практике — общая задача всех здоровых сил нашего общества».