Ориентир Великого поста

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти сорока мучеников Севастийских

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
847
Время на чтение 4 минуты
Сорок мучеников, говорят святые отцы, освящают святую Четыредесятницу. Каждый день — мученичество, отдача своей жизни за Христа. Таков главный, предельный ориентир Великого поста. Потому в течение всего Поста Церковь обращается в своих молитвах в первую очередь к мученикам. Страданиями за Христа святые мученики Севастийские уподобились спасительной Страсти Христа. Страданиями за Христа приобщились Кресту Христову, которым победили диавола. Они прошли сквозь огонь и воду и вошли в Царство Небесное.

Многими скорбями идет Церковь. Да будут для нас скорби спасением, потому что мы видим, что не все среди скорбей могут устоять в верности Господу. Так было с самого начала. И так будет до самого конца. Как от двенадцати апостолов отпал один, посвященный вместе с другими в сокровенные тайны Христовы, так и от сорока мучеников — не выдержавший испытания воин — в момент, когда венец славы уже был готов сойти на него. Но свято место пусто не бывает. Как апостол Матфий был избран на место отпавшего Иуды, как Савл из гонителя Церкви превратился в величайшего проповедника спасения, так было и с последним сороковым мучеником — внезапно обретшим веру исполнителем казни.

Многие первые будут последними и многие последние — первыми. Многие из тех, кто начинает поздно и мало обещает в вере, иногда — Божиим благословением — достигают большего познания в благодати и большую приносят пользу Церкви, чем те, кто раньше вошли в нее и казались более обещающими.

Услышим это предостережение, чтобы не ослабеть в ревности первой любви, чтобы доброе наше начало не оказалось для нас малозначащим. Воздаяние святым будет не за время их пребывания в Церкви, не по месту, которое они занимают в ней, но по мере достижения ими полноты возраста Христова. Страдающие за Христа в последние дни примут не меньшую награду, чем мученики и исповедники древней Церкви, хотя те были почитаемы в веках. И верные служители Господу наших дней — равное воздаяние с первыми отцами. Более того, многие последние христиане будут прославлены больше первых.

В Евангелии праздника хорошо показано, как Бог спасает всех от праздности и нищеты. Он призывает нас от торжищ мира сего. Душа человеческая стоит, всегда готовая к тому или иному служению. Мы работаем либо нечестию, либо праведности. Диавол своими искушениями нанимает себе работников — пасти свиней. Бог Своим благовестием нанимает работников в Свой виноградник возделывать его, предлагая райскую работу. Мы должны сделать выбор. Пока мы не начнем служить Богу, мы стоим целый день нашей жизни праздно.

Церковь — Божий виноградник. Бог насадил его, огородил его, поливает его и взращивает. Мы должны трудиться в винограднике, быть соработниками Бога, а не лениться. Дух праздности ведет во ад, но кто стремится на небо — трудится, не уставая. Каждый из нас должен возделывать свой виноградник — свою бессмертную душу, она — Божия.

Каково будет воздаяние за этот труд? Динарий. Дневная плата за дневной труд, достаточная для поддержания жизни один день. Время нашей жизни — день. Это краткое время. Воздаяние — на вечность, труд — на один день. Как необходимы нам вера и терпение! День клонится к вечеру. Еще немного — и мы обретем награду. Разные часы дня в притче — разный возраст человеческий, когда мы обращаемся по-настоящему ко Христу. Одни — юные, их посылают в виноградник рано утром. Те, кто рано призван, не должны медлить, чем раньше они пойдут, тем лучше. Другие — в возрасте зрелости — в третий, в шестой, в девятый час. Сила Божественной благодати призывает иных, когда они живут среди мирских утех или среди нечестия противления, как апостол Павел, как преподобная Мария Египетская.

У Бога есть труд для всякого возраста. Не бывает такого времени, когда было бы поздно обратиться к Богу. Прошедшее время жизни могло быть отдано служению греху. Но Господь говорит: «И вы также идите и трудитесь в винограднике». Бог не отвергает никого, кто хочет быть с Ним. Некоторые призываются в виноградник Божий в старости, в одиннадцатый час, когда день жизни походит к концу. И остается один только час до двенадцати. Но пока человек жив, есть надежда. Есть надежда для старых грешников в том, что и они могут быть приведены к покаянию. Нет ничего слишком трудного для всесильной благодати Христовой. Никодимы могут снова родиться, когда они стары. Однако пусть никто на этом основании не откладывает покаяния до старости. Они были посланы в виноградник в одиннадцатый час, это правда. Но никто не нанял их, не предложил им его до этого.

И вот час воздаяния. Мы должны терпеливо ждать его, живя по часам Господа нашего. Каждый получил по динарию. Хотя есть на небесах различные степени славы, но всем будет дана полнота блаженства. Каждый сосуд на небе будет наполнен до краев, хотя сосуды и не одинаковой величины. Дар платы за целый день тем, кто сделал только десятую часть работы показывает, что Бог воздает не по долгу, а по державной Своей власти, по благодати.

И вот — еще не на небесах, а в преддверии небес — иные работники вступают в спор со своим господином, обвиняя его. Не потому что они недостаточно получили, а потому что другие получили столько же, сколько они, не претерпев ни тяжести труда, ни зноя. Если Бог воздает кому-то чего-то больше чем нам, у нас не должно быть оснований для недовольства, потому что Он дает нам несравненно больше, чем мы заслуживаем.

«Или глаз твой завистлив, оттого что Я добр?» — говорит Господь. Природа зависти — завистливый глаз. Глаза часто — входы и выходы этого греха. Зависть — уничтожение подобия Божия. Бог — добр, и творит добро, и радуется добру. Зависть — прямое нарушение двух главных заповедей о любви к Богу и о любви к человеку. Завистью вошла в мир смерть, и всякий раз входит, когда мы допускаем ее в свое сердце. Радоваться с радующимися — это рай, Царство Небесное. Так последние будут первыми и первые — последними.

Кто знает, может быть, Церковь в последние дни процветет больше, чем когда-либо. Какие работники будут посланы в виноградник в одиннадцатый час, и как обильно может излиться на них благодать Духа? И сколь многие должны страшиться, чтобы не оказаться в конце лицемерами. Ибо много званых, а мало избранных. Многие из внешних званы премудростью Божией, но отвергли ее, как слышим мы в дни Великого поста в книге Притчей (Притч. 1, 24). Мало избранных христиан по сравнению с множеством тех, кто только по имени христиане. Прикосновение Креста Христова к этому миру заключает нашу земную жизнь в более тесные границы, потому что она заключается в служении и самоотдаче. Но Господь Своим Воскресением и подвигом бесчисленных древних и новых мучеников дарует нам свидетельство, что значит любить Бога и что значит жить.
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Еще одна заповедь блаженства
Евангелие понедельника (Лк, 75 зач., 14, 12—15)
25.11.2024
Как можно ошибиться в направлении дороги
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
25.11.2024
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Мы забыли слово «нежность...»
В день памяти свт. Иоанна Милостивого петербургскому старцу исполняется 98 лет
25.11.2024
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Александр Волков
25.11.2024 06:33
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.11.2024 06:14
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.11.2024 02:52
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Агафон
24.11.2024 22:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34