При упоминании имени Бориса Годунова, всплывают пушкинские строки: «Достиг я высшей власти...» и «мальчики кровавые в глазах». Борис был бы хорошим царём, если бы родился наследником престола. Но в основе его успеха лежит злодеяние – убийство царевича Димитрия. Через несколько лет после воцарения Годунова народ вспомнил об этом преступлении, которое и послужило поводом к появлению лжедимитриев, к убийству семьи Годуновых, к польско-литовской интервенции. Первым из сих самозванцев был Григорий Отрепьев, знаемый под именем Гришки Расстриги. Описал эти времена Смуты в Киевских и Волынских землях историограф Михаил Михайлович Щербатов, потомок династии Рюриковичей, правивших на исторических землях Новгородской, Киевской и Галицко-Волынской Руси.
Курская Коренная икона «Знамение» Божьей Матери, которая считается Одигитрией, т.е. Путеводительницей наших соотечественников в рассеянии по всему миру – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне. В 13-м столетии, во времена татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область также не избежала участи других русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Примечательно, что топоним Волынь сохранился и в Курских землях – Рыльский монастырь расположен на берегах живописной реки Волынки.
По кончине царя Иоанна Васильевича в 1584 году, Россия, распростёртая его завоеваниями и освобождённая от тяжкого ига татарского, утешалась спокойствием и благополучием, не страшась суровостей под правлением его сына – кроткого царя Феодора Иоанновича. Литовцы и поляки искали её союза, народы с усердием молили Господа о продолжении жизни своего Государя – в младых ещё летах и малолетнего царевича Димитрия, посланного вместе с матерью своей царицею Мариею Феодоровной (из рода Нагих) в свой удел в Углич, происками боярина Бориса Годунова, брата царицы Ирины Феодоровны, супруги царя Феодора.Причиной отлучения от Москвы сего Царевича было честолюбие Годунова, кто, быв в столь близком родстве с Государем, начинал уже помышлять добиваться себе Всероссийского престола. Видя по нескольким годам, что царь Феодор не имеет потомства, и видя силу свою умножившуюся, в 1591 году дерзнул на убийство царевича Димитрия, посредством своих сообщников 15 мая учиненное. Борис Годунов, фактически правя царством Российским при царе Феодоре, донёс своему Государю, что царевич, быв одержим лютым недугом, сам себя зарезал. Таким образом, государство лишалось наследника престола, который был надежда Российская. Для расследования дела были посланы сообщники и советники Годунова, в их числе князь Василий Шуйский. Допрос граждан в Суздале показал истинные обстоятельства убийства, но, по желанию Годунова, царю Феодору донесли иное. Тело царевича Димитрия в присутствии всего народа, знающего его, было погребено в Соборной Преображенской церкви.
Инок
В опере «Борис Годунов» Мусоргский воссоздал удивительную картину вЧудовом монастыре. Именно тогда инок Григорий узнаёт от летописца старца Пимена тайну об убиении последнего из Рюриковичей, наследовавших русский престол более 700 лет. Спасаясь от гнева царя Бориса Годунова и ссылки в Соловецкий монастырь, иеродьякон Григорий Отрепьев, вскоре объявивший себя спасённым царевичем Димитрием Иоанновичем, начал своё странствование из Москвы в Киев. По пути с двумя встреченными «сотоварищи» самозванец побывал во многочисленных монастырях. Однако сей монах не мог довольствоваться спокойной жизнью в иноческом чине и не отлагал мысль свою на возмущение России, надеясь помощь от Польши получить. Потому испросил благословения архимандрита Спасского монастыря в Новгород-Северском идти в Польшу, граница с которой находилась у Путивля. Архимандрит, не подозревая ни в чем сего инока, благословил и снабдил всех троих лошадью и проводником. Когда они достигли распутья, ведущего и к Путивлю, и к Киеву, тогда Отрепьев сбросил с себя, точно платье, напускной смиренный вид, прогнал проводника и направился к Киеву, бывшему тогда под Польским владением. А в это время вСпасском Новгород-Северском монастыре в своей келии архимандрит нашёл Гришкину записку: «Аз есмь царевич Димитрий, сын Царя Иоанна, и как буду на престоле, на Москве, отца своего, и я тебя пожалую за то, что меня покоил у себя в обители».Расстрига
В Киеве тогда был от Польского короля наместником князь Василий Константинович Острожский, муж усердный в вере Православной. У князя Григорий Отрепьев снискал себе милость и благоволение на проживание во святой Лавре. Возомнив себя уже вышедшим из Российских областей, монах Григорий вел жизнь настолько беспорядочную и недостойную инока, что об этом через архимандрита Лавры узнал князь Острожский и велел наказать монаха.
Как и следовало полагать, Гришка не стал выполнять епитимию, а вместо этого ушел из монастыря в Польшу, где в городке Гоща сложил с себя монашеский чин. Поэтому его и назвали в России Расстригой. Там же выучился польскому языку и около 1602 г. был принят служить к князю Адаму Вишневецкому, где и начал приводить в действие свой злой замысел.
Написав краткое повествование, – начиная кончиной царя Иоанна Васильевича, ссылкой царевича Димитрия в Углич, повелением Годунова его умертвить, наконец, о спасении царевича верностью бояр и убиении вместо него сына священника. Далее Гришка-расстрига притворился смертельно больным и позвал священника для исповеди. Принеся покаяние в грехах, просил слабым голосом, чтобы тело его с честию погребено, яко сына царского... В заключение прибавил, что по смерти его священник найдёт свиток, где всё будет изложено, но, просил, чтобы это сохранил в тайне, но польский князь Вишневецкий силой выхватил из-под одра Гришкину грамоту из коей узнал, что пред ним «сам» царевич Димитрий! В доказательство расстрига показал ещё и золотой, обложенный каменьями крест, похищенный ещё в Москве вЧудовом монастыре. Таким образом Гришка оказался приближенным к воеводе СандомирскомуМнишку, чья дочь Марина, дева гордая, хитрая и дерзновенная, возомня видеть в расстриге законного наследника Российского престола, возжелала его супругою быть.
Низложение
Для воплощения умысла о войне с Россией, Гришка склонил к себе и киевских граждан, поверивших «царевичу Димитрию», которого никогда в лицо видеть не могли, ибо были киевляне под Польскою державою. Король Сигизмунд, не желая расстроить мир с Россией, однако не возбранял знати поддержать Лжедимитрия своими именами, но не именем республики. Расстрига тайно обязался уступить королю Смоленск, всю Северскую Украину, и дабы склонить к себе духовный польский чин, имеющий великую власть, обещался Россию в соединение веры с Римскими католиками привести, что подтвердил письмом своим к папе Клименту VIII. Царь Борис, будучи сам похитителем царского престола и истребителем династии Рюриковичей, всему не доверяя и всего опасаясь, послал тайно узнать о самозванце, прежде бывшем иноком вЧудовом монастыре. Более иных о Лжедимитрии знал князь Василий Константинович Острожский, воевода киевский, пред кем иеродьякон Григорий Литургию в Лавре совершал. Но когда от патриарха Иова и духовенства прибыл посланник с грамотой об обманщике Лжедимитрии, князь Острожский посадил гостя в темницу из неприязни к царю Борису Годунову.
Вскоре Промыслом Божиим низложен был царь Борис Годунов, принявший перед своей внезапной кончиной в 1605 году иноческий чин с именем Боголеп, принеся таким образом покаяние в тяжком преступлении... Этой картиной завершается величайшая опера всех времён и народов о кающемся «новом русском» царе Борисе и царевиче Лжедимитрии-расстриге родом из Галича. Мусоргский не завершил своего произведения, словно предоставив нам обратиться к житиям святых...
Лжедимитрий хитростью и оклеветанием царевича Димитрия, оскорбляя имя святого царственного отрока, занял московский престол. Князь Василий Шуйский возглавил народ и низложил Расстригу. Тогда же немедленно были посланы в Углич для перенесения святых мощей царевича Димитрия митрополит Ростовский Филарет, Астраханский епископ Феодосий и бояре. Когда открыт был гроб царевича, мощи оказались нетленны. В обеих руках царевич держал игрушки, коими играл когда его умертвили – шитый плат и орехи. Тогда же многие получили исцеление при его гробе. По избрании на престол царя Василия Шуйского в 1606 году принесены мощи в Москву. Все духовенство, царь, народ, вдовствующая царица-инокиня мать убиенного 15 лет назад царевича Димитрия, вышли за город навстречу мощам. Слились радость народная о прославлении нового угодника, малолетнего князя дома Рюриковичей, и плачь о том, что сим окончилось колено государей, царствовавших от времён Киевской Руси. При перенесении мощей патриарх Арсений, поставлявший на царствие Лжедимитрия-расстригу, не присутствовал – он был изгнан... Венчавший на царство Василия Шуйского митрополит Казанский Ермоген был вскоре избран патриархом. 6 лет после обретения мощей царевича Димитрия продолжалась смута, закончившаяся 400 лет назад избранием царя династии Романовых.
При нашествии крымских татар на южные пределы России икона для большей безопасности была перенесена из Коренной Пустыни в Курск, в соборный храм. В 1611 году Пустынь была разорена татарами. Царь Борис Годунов питал большое благоговение к этой иконе и в благодарность за спасение Курска от голода, свирепствовавшего при нем почти повсеместно, сделал много ценных пожертвований на украшение иконы. Может быть именно по этой причине Промыслом Божиим царь Борис скончался, приняв иноческий чин. Благоговение русских православных людей к иконе «Знамение» было настолько велико, что даже Самозванец, желая привлечь к себе внимание и сочувствие окружающих, оказывал почитание этой иконе; он приказал перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем взял ее с собою в Москву и поставил в царских хоромах, где она оставалась до 1615 года.В 1615 году, по особому прошению курских жителей, царь Михаил Федорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В 1618 году с дозволения царя Михаила Федоровича икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она все время до революции и пребывала.
Покушение на Икону
Ночью 8 (21) марта 1898 года в 1 час 50 минут в Знаменском соборе прогремел оглушительный взрыв. Прибывшие на место происшествия монахи во главе с архимандритом и епископом, а затем и всё высшее руководство города (губернатор, жандармский генерал, прокурор, полицмейстер и пристав 1-й части города Курска) обнаружили в храме страшные разрушения. Всё обширное внутреннее пространство собора было покрыто разнородными обломками: везде валялась штукатурка, куски дерева и лепных украшений, гвозди, клочья ткани. Взрывной волной тяжёлая северная дверь была разбита на несколько частей и выперта наружу, погнут и исковеркан массивный подсвечник на 150 свечей, разрушена и разорвана на составные части сень над иконой Божией Матери «Знамение». Стенки и колонки сени были сдвинуты с мест и сильно обожжены, её навес в форме полузонта в нескольких местах пробит осколками. Нижняя каменная ступенька, ведущая к иконе, значительно повредила ограждающую возвышение чугунную решётку, а верхняя деревянная ступенька пролетела через весь храм и ударилась о противоположную стену, повредив висевшую на этой стене большую икону, и, отскочив от неё, упала на середину храма рядом с архиерейским амвоном. Все стёкла в соборе, даже в верхнем куполе, были разбиты. По счастливому стечению обстоятельств, сама икона Божией Матери «Знамение» не пострадала, хотя покрывавшее её стекло было разбито на мелкие осколки, а выпуклое стекло, прикрывавшее ризу из драгоценных камней, было сильно покрыто копотью.
Представители власти при осмотре обнаружили остатки взрывного устройства, представлявшего собой продолговатый белый металлический ящик с обрывками припаянных проводов и обломками часового механизма. Уже на рассвете у монастыря собрались тысячи горожан, узнавших о случившемся и принявших участие в благодарственном молебне о чудесном спасении святыни, который отслужил епископ Курский и Белгородский Ювеналий.
Расследование обстоятельств взрыва и установление его организаторов затянулись на несколько лет. Лишь осенью 1901 года были арестованы причастные к взрыву в Знаменском соборе учащиеся Курского реального училища Анатолий Уфимцев, 20 лет, и Леонид Кишкин, 21 года, вольнонаёмный писец Василий Каменев, 22 лет, и студент института инженеров путей сообщения Анатолий Лагутин, 21 года. Из показаний задержанных следовало, что взрыв был произведён по предложению Уфимцева с целью тем самым поколебать веру в чтимую святыню и привлечь всеобщее внимание к этому происшествию. В преступный замысел Уфимцев посвятил трёх своих товарищей: Кишкин помог ему изготовить бомбу, а Каменев приобрёл часы для часового механизма. После изготовления бомбы Уфимцев, Кишкин и Лагутин 7 марта во время всенощной службы в Знаменском соборе под видом поклонения святыни подошли к иконе, и Кишкин скрытно опустил завёрнутое в холстину взрывное устройство к её подножию. На это никто не обратил внимания, так как холстину нередко приносили крестьяне и клали, как жертву, к иконе «Знамение», у которой эти свёртки оставались иногда до вечера воскресенья. Чтобы избежать человеческих жертв, часовой механизм установили на полвторого ночи, когда в соборе не идёт богослужение.
Ввиду чистосердечного раскаяния и данных злоумышленниками откровенных показаний, а также несовершеннолетнего возраста Уфимцева и молодости остальных на момент совершения преступления, было принято решение дело в суд не передавать. 26 декабря 1901 (8 января 1902) года Николай II повелел выслать обвиняемых в отдалённые области Российской империи под надзор полиции: Уфимцева на пять лет в город Акмолинск в Северном Казахстане, Кишкина, Каменева и Лагутина на два года в Восточную Сибирь.
Раскрытие этого преступления и арест организаторов и исполнителей покушения на икону «Знамение» способствовали прекращению распространения слухов, распускаемых неверующими курянами, о том, что взрыв был подстроен самими монахами для привлечения паломников в Знаменский монастырь.
Икона-изгнанница: Крым 1920 года
В ноябре 1920 года Икона, вместе с беженцами, покинула Крым, найдя Свой приют в каюте корабля «Константин», которую занимала ялтинская благотворительница княгиня Мария Владимировна Барятинская, представительница династии Рюриковичей. Племянник княгини, потомок историографа князя М.М. Щербатова, профессор истории в США описал в свох воспоминаниях это событие: «Генерал Врангель потребовал вывезти эту икону, как единственную не попавшую в руки большевиков. Он планировал переправить ее на военном корабле «Адмирал Алексеев», но что-то, очевидно, помешало этому, и икона уезжала вместе с нами на пароходе «Константин». Увозил ее в Константинополь епископ Анастасий, ставший позднее митрополитом Зарубежной церкви. Икону поместили на сохранение в каюте княгини Марии Владимировны, которая, бросив в Ялте свои драгоценности, картины, архив, вывозила вверенное ей имущество Красного Креста».
Неонилла Пасичник, кинорежиссер, член Национального союза кинематографистов Украины