Что случилось? Чем провинился Никита Сергеевич? Он позволил себе сентенцию, в которой заявил, что эра Горбачёва и Ельцина нуждается в осуждении. Необходимо пересмотреть эту эпоху, её деяния, выявить преступный характер эпохи и подвергнуть её осуждению. Он не сказал ничего нового. Давно уже 90-е годы признаны чудовищными. Давно деяния Горбачёва по разрушению СССР названы преступными и катастрофическими. Однако что началось! Сколько нападок со стороны либералов! Какая организованная многослойная травля!
Либеральное гуманитарное сообщество напоминает тысячное племя, которое сплочённо бежит по пустыне, топочет своими твёрдыми мозолистыми пятками, у этих тысяч на шее взбухают жилы. Вокруг бёдер намотаны пыльные бараньи шкуры. Глаза мечут огни. Они все устремлены к одной огромной, нам не ведомой, цели. И это племя, толпище, это таинственное явление пустынь, связанное с движением песков, истлеванием жизни, умертвлением городов и царств, оно набросилось сегодня на Михалкова. А вчера оно защищало Савченко, которая повинна в убийстве российских журналистов. А ещё раньше визжало, называя преступлением воссоединение Крыма и России. А до этого племя завывало, что Россия, строя новые самолёты и танки, вооружается и является угрозой. А до этого оно направило своих представителей за рубеж, и те собирались на закрытых полуподпольных собраниях, встречаясь с агентами ЦРУ. А следом они выступают за свободу угнетённых народов России - полный аналог того, что было сделано ЦРУшниками для разрушения Советского Союза.
Михалков подвергается репрессиям. Его репрессируют не столько за это его осторожное высказывание, ибо были гораздо более резкие радикальные суждения по поводу этих двух персонажей российской истории. Его репрессируют за то, что он - крупный русский художник. И в схватке, которая сейчас идёт в обществе - схватке между нарождающейся новой Россией и той, что летела в погибель - в этой схватке, в этом балансе сил, в шатком равновесии, в смертельной борьбе идеологий Михалков свою увесистую гирю положил на чашу Родины, на чашу русского развития, на чашу государства Российского. Именно это вызвало страшный гнев либеральной толпы.
Михалков – потрясающее явление. Речь даже не об эстетике, не о мировоззрении Михалкова. Его сила и мощь в том, что он - стопроцентно русский художник со всеми качествами и свойствами русского мыслителя, созидателя. Когда-то подобных людей в русской культуре были сотни. Они составляли могучую дубраву, драгоценный лес. Но постепенно- с годами, с десятилетиями, особенно после перестройки и девяностых - этот лес ужасно поредел. От великолепных деревьев остались лишь пни. И Никита Сергеевич Михалков почти единственный стоит на том месте, где раньше шумели и колыхали дерева, полные плодов, птиц, свиста ветра. Он да ещё Илья Сергеевич Глазунов. Да несколько изумительных русских музыкантов, таких как Владимир Федосеев.
Эта русскость для нашего патриотического сознания драгоценна. Мы должны охранять и беречь Михалкова как носителя русской культуры, которая, если её сберегать, лелеять, даст побеги, и вырастет лес - художественная и интеллектуальная молодёжь.
А ведь в адрес Михалкова сыплются упрёки не только со стороны либералов. Нет-нет, кто-нибудь из патриотических художников «укусит» его. Как это неправильно! Как неправедно! Русское патриотическое начало, которое присутствует в сегодняшней культуре, которое поднимает голову, как трава сквозь асфальт пробивает себе путь к жизни, оно драгоценно. Каждый художник, каждый национально мыслящий творец является бесценным. Как можно в наше время, когда доминируют либеральные представления о литературном процессе, об иерархии ценностей, говорить дурно о Прилепине или о Шаргунове? Или об изумительном подвижнике Бондаренко? Или об изысканном, тончайшем словотворце Личутине? Или о Полякове? Нас очень немного. И, двигаясь среди пустыни, слыша топот страшных мозолистых ног, мы должны оглядываться друг на друга: всё ли в порядке с соседом? Нуждается ли он в помощи? В поддержке, в ласке?
Наивно думать, что борьба двух направлений - неистовой либеральной энергии и униженного, попранного, но не убитого, возрождающегося государственного национального патриотизма, что эта борьба увенчалась успехом патриотического сознания. Совсем недавно в Екатеринбурге был построен ельцинский центр. Это храм Ельцина. Церковь либерализма. Капище, в котором собраны все те страшные энергии, которые в 1991 году разрушили Советский Союз. Это огромный генератор, который работает день и ночь. Туда для подпитки своих аккумуляторов собирается весь либеральный бомонд. Этот храм воздвигнут на Урале, в трагическом Екатеринбурге, где в своё время третья Романовская империя завершилась страшной казнью и Ганиной ямой. И где функционировал Ельцин, разрушивший Ипатьевский дом и проявивший все симптомы будущего палача четвёртой - Красной империи.
Дорогой Никита Сергеевич! Не оправдывайся, не ищи справедливости у неистового толпища. Продолжай трудиться. Продолжай создавать свои шедевры. Продолжай обожать Родину. Продолжай, если это угодно судьбе, ошибаться в своих представлениях о нас, грешных. Потому что в сознании либерального сообщества Россия - это ошибка. И Христос – это ошибка. Но на таких ошибках мир стоит.
Александр Проханов, главный редактор газеты «Завтра»
Впервые опубликовано на сайте газеты «Завтра»
2. О патриотах подлинных и мнимых
1. Re: Псы - за волком