Николай Васильевич родился в семье помещиков Полтавской губернии, а в Петербург приехал в двадцатилетнем возрасте. Писатель тосковал по Малороссии, и эта связь оказала большое влияние на его произведения. В фонде Президентской библиотеки представлена электронная копия очерка Нестора Котляровского «Николай Васильевич Гоголь. 1829–1842», где можно прочитать воспоминания современников и соратников о прозаике, письма писателя к матери: «Вы знаете, какой я охотник до всего радостного, – пишет Гоголь матери. – Вы одна только знаете, что под моим видом иногда, для других холодным, угрюмым, таилось кипучее желание веселости. И часто в часы задумчивости, когда другим казался я печальным, я разглядывал науку веселой, счастливой жизни». Одной из главных тем книги является поиск «приемов мастерства» Гоголя, восстановление истории психологических движений души художника.
Первой крупной работой Гоголя стала повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанная любовью к родному краю и народным чертам украинского характера, повествование в ней было наполнено фольклорными сюжетами. Работая над этим произведением, писатель осознанно выстраивал художественный стиль своих произведений, его наставниками были Жуковский и Пушкин. Увлеченность украинскими традициями раскрыла в нём талант этнографа и историка, чему и посвящена доступная на портале Президентской библиотеки электронная копия книги Бориса Соколова «Гоголь-этнограф». В книге автор приводит слова Н.В. Гоголя: «Ах, если бы это было в самом деле так: тогда всю жизнь свою я посвятил бы любезной своей родине, описывая ее природу, юмор ее жителей с обычаями, поверьями, изустными приданиями и легендами. Согласитесь: источник обильный, неисчерпаемый, рудник богатый и ещё непочатый».
В 1830-х и в начале 1840-х годов произведения Гоголя выступали предметом литературных сюжетов и споров. В фонде Президентской библиотеки представлен публицистический сборник «Выбранные места из переписки с друзьями», изданный в 1847 году, где Гоголь отвечает на назревшие вопросы современников о личной и социальной этике, но его позиция была воспринята соратниками критично. Спустя 40 лет Лев Толстой, не оценивший ранее «Переписку с друзьями», пишет: «Очень меня заняла последнее время ещё Гоголя переписка с друзьями. Какая удивительная вещь! За 40 лет сказано, и прекрасно сказано, то, чем должна быть литература. Пошлые люди не поняли, и 40 лет лежит под спудом наш Паскаль».
Большинство произведений литератора были оценены только после его смерти. Спустя всего четверть века Гоголь был наречен гением, а его «Женитьба» и «Ревизор» признаны классическими комедиями. Иван Щеглов в своей книге «Подвижник слова» вспоминает цитату Эдмонда Гонкура о том, что великое произведение превращается в шедевр только после смерти создателя, и продолжает ее: «Для России, по крайней мере, это изречение почти равняется аксиоме, и добрая половина истории родной литературы представляет сплошь довольно тягостное зрелище – отрицания и поругания оригинального автора при его жизни и восхваления и умиления после его смерти».