Еще у площади Восстания был замечен этот ручеек из моряков, который на Лиговском становился все полноводнее и наконец вливался в бурное черное море (почти в прямом смысле этого слова) перед концертным залом. В лучших традициях встреч у Никольского собора, когда вспоминали погибшую подводную лодку «Комсомолец», здесь так же были и братания и объятия. Подводники съехались со всей страны, со всех флотов морской державы. Они узнавали друг друга, и лица их по-детски были счастливыми. В этом, на мой взгляд, и было потрясающее значение этой встречи.
В тот вечер, казалось, весь флот вместился в этот зал. Теперь, когда Главный штаб флота переместился в Петербург, празднование юбилея Подплава приняло поистине всероссийское звучание. Сам концерт проходил торжественно, но в то же время как то душевно-трогательно и по-домашнему. Подводники – это элита флота, да я бы сказал, что это элита всей страны. Где еще увидишь так много золотого блеска на погонах и звезд героев России на груди. Но здесь они не особенно выделялись – это была одна каста, одна семья. Даже Людмила Сенчина, уж столько лет поет на сцене, а и то растерялась, забыла фразу, так что пришлось ей начинать куплет заново. «Я так волнуюсь почему-то, столько погон перед глазами», - шутливо оправдывалась она. Разве это не показатель любви народной к флоту, той, что волнует и заставляет часто биться сердце так, что даже народные актрисы дар речи теряют. Но это только улучшило общий фон, это так по-петербуржски, ибо нет ничего прекраснее искренних, сердечных проявлений. Так что ее волнение можно понять. Столько золота, ослепнуть можно. Да и сидевшие в зале «морские волки» тоже волновались особенно от того, как вел концерт контр-адмирал герой России Всеволод Хмыров. Талантливый человек талантлив во всем, и вставали со своих мест те, кто ходил долгие годы подо льдами, кто устанавливал рекорды скорости под водой, кто конструировал и создавал подводные лодки. Многих и многих подымал со своих кресел ведущий, и зал видел их лица и аплодировал.
Любимица питерской сцены Татьяна Буланова оказалась дочерью и сестрой моряков-подводников. Вот откуда у нее столько души и лиризма. Я заметил, что артисты, исполнители, да и просто находясь в компании, многие с гордостью сообщают, что у него дядя или такой то дальний родственник или сосед подводник и т.д. и т.д., все хотят быть причастны. Иногда, кажется, что вся страна наша состоит из подводников. Так оно и есть, по крайней мере, - в душах). Когда она пела о женах подводников, то, конечно, морские офицеры должны были подняться со своих мест. А жены их, вот они рядом, они прошли со своими мужьями нелегкий путь, огонь и воду. Ждали их из походов, воспитывали и растили детей, когда отцы защищали Отечество. Несли все тяготы и лишения частых переездов и военных городков. Они сохранили свою верность, и здесь в зале было столько их счастливых лиц.
Запомнилась песня «Океан» в исполнении Александра Маршала в сопровождении хора ансамбля Черноморского флота:
«Океан, уходит лодка в темноту глубин
Мы остаемся один на один
Не любит слабых океан».
Нет, слабых в этом зале не было, «чист сердцем и море любит» - эти слова адмирала М.А.Лазарева относились ко всем присутствовавшим – так сказал в своем выступлении губернатор Георгий Полтавченко.
Флот наш возрождается. Легендарный подводник контр-адмирал герой России А.А.Берзин (проплававший подо льдами в общей сложности почти год) так об этом и сказал, обращаясь прямо из зала к молодым морякам, нахимовцам, курсантам и кадетам. Он сказал, что наше поколение выполнило свою задачу, теперь дело за вами, будущее принадлежит вам, и он спокоен за это будущее.
Петр Кузнецов, капитан второго ранга запаса