Великий Пост, увы, не остудил брожения воспалённых умов. То тут, то там продолжают вспыхивать искры церковной смуты, вызванной встречей патриарха Кирилла с папой Франциском и подготовкой к т.н. «Всеправославному собору». Взволнованная «православная общественность» пишет «открытые письма» патриарху и президенту, бурно обсуждает проблему «непоминающих», виноватит «теплохладных лжепастырей», сыпет цитатами из постановлений Вселенских Соборов и творений Святых Отцов.
Вся эта неразбериха в последнее время усугубляется, к тому же, вмешательством во внутрироссийскую полемику многочисленных мифических «старцев с Афона». Эти внезапно обретенные «старцы-афониты» из своего благословенного далека сурово обличают нас, тутошних, за хладность в вере, ничуть не стесняясь в выражениях и приличиях.
Весь этот «пир православной мысли» навел меня на мысль о том, что было бы замечательно написать некий «Катехизис православного здравомыслия», который мог бы в простой и понятной форме пояснить благочестивому читателю, как можно отделить, с одной стороны - истинную ревность от мятежного критиканства, настоящую духовную свободу от страстного произвола; а с другой - верность Матери-Церкви от теплохладного конформизма, благодатное смирение от льстивого угождения начальству.
Признавая такое начинание заведомо превышающим мои силы, я всё же дерзну предложить несколько своих мыслей по этому поводу вниманию читателей РНЛ.
Бить или не бить? Есть ли еретики в современной Русской Православной Церкви? Есть! А в среде её священноначалия? Наверно, тоже есть. Но, к сожалению, надо признать, что еретики в Церкви были ВСЕГДА, с самой древности. Промысл Божий нам неведом, но, судя по-человечески, ереси - как прививка - повышали духовный иммунитет Церкви. Заставляли ревнителей чистоты Православия с особым вниманием наблюдать, дабы никакое человеческое/бесовское лжемудрствование не исказило спасительной, благодатной полноты церковного вероучения.
Именно эта спасительная чистота и полнота, а точнее говоря - её искажение и осквернение - и были, и до сих пор являются главными целями всех ересиархов. Историки знают: первая же крупная ересь - арианская - стала едва ли не самой искусительной за всю церковную историю: она привела к тому, что в некоторых епархиях чуть ли не 9 из 10 священнослужителей оказались её приверженцами - так она была соблазнительна!
Даже святой равноапостольный император Константин на время оказался под её влиянием. Долгие десятилетия эта ересь терзала юную Православную Церковь. Терзала даже после того, как была осуждена первым Вселенским собором! Но Церковь Христова при этом не потеряла своей благодати и сумела, с помощью Божией, несмотря ни на что, преодолеть возникший соблазн.
Поэтому весь тот крик и звон, который подняли нынешние «зилоты», вдруг (!) обнаружившие в нашей Церкви еретиков-филокатоликов и зловеров-экуменистов, вся та паника и ожесточение, которые они сеют вокруг грядущего Собора на Крите и прошедшей встречи в Гаване, свидетельствуют не столько о ревности, сколько о церковно-исторической малограмотности. О сильном и искреннем испуге, вызванном неспособностью дать строго церковную оценку происходящим событиям, а главное - их возможным результатам и последствиям. Эта-то необходимость и застала «зилотов» почему-то врасплох. Хотя они сами же трубят на каждом углу о том, что «еретическая» встреча в Гаване готовилась 20 лет, а «волчий собор» - аж целых 55...
- Так что же, спросят меня, ты это к чему? Еретики в Церкви есть, а тревоги наши, стало быть, напрасны? И бороться с ересями не надо, типа, «само рассосется»? Так, что ли?
Нет, не так! И тревоги обоснованы, и борьба необходима! Вот только формы и методы, увы, ущербны. Хотя... На первом Вселенском соборе святитель Николай не постеснялся «заушить» ересиарха Ария. То есть, говоря современным грубым языком, просто дал ему в морду. За что и был сперва извержен, а потом, по особому велению Божию, восстановлен в своём достоинстве. Да и святитель Иоанн Златоуст говаривал: «Как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так и ненавистью к врагам Его не можем насытиться». И ещё: «Сокруши уста богохульника, освяти руку свою!» И преподобный Иосиф Волоцкий, пламенея святой ревностью, призывал уничтожать жидовствующих еретиков без всякой жалости.
Только вот когда эти бесспорные истины пытаются применить к ныне здравствующему патриарху Кириллу, у меня закрадывается сомнение: те «ревнители», которые это предлагают, сами-то уже достигли духовных высот святителя Николая и Иоанна Златоуста? Ну, на всякий случай, чтобы ненароком не ошибиться...
Каков же вывод? Он прост: не наличие еретиков в Церкви угрожает её благодати и нашему с вами спасению. Только лишь ПОБЕДА еретиков делает для верных невозможным общение с предавшим веру Предстоятелем, саму же Церковь - безблагодатным сборищем. А постоянная БОРЬБА с ересями, напротив, есть не что иное, как признак ЗДОРОВЬЯ церковного организма. Именно этот благословенный признак, по молитвам Святых Отцов наших, мы и наблюдаем сегодня в Русской Православной Церкви, несмотря на все проблемы и искушения нынешних «предпоследних» времён! Нужно только вести эту священную борьбу правильно, законно, без истерики и паники... Призывая на помощь не собственное разгоряченное воображение, а Отцов и Учителей Церкви: «Святителю отче Николае, святителю отче Иоанне, преподобне отче Иосифе, молите Бога о нас, грешных!»
Главное и второстепенное. Опять спросят: «правильно и законно» - это как? Отвечаю. Это так: не нарушая церковного единства, не учиняя расколов и сект, не повреждая соборной целостности нашего церковного организма.
Вот классическая формула православной соборности: «В главном - единство, во второстепенном - свобода, и во всём - любовь». В точности неизвестно, кто именно впервые произнёс эти благодатные слова. То ли это был блаженный Августин в четвертом веке по Рождестве Христовом, то ли святой Викентий Лиринский немного спустя, в пятом веке. В любом случае, слова эти стали самым ёмким и кратким толкованием на знаменитый апостольский завет: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11: 19).
И хотя потом этими формулами - и апостольской, и святоотеческой - многократно пытались воспользоваться разного рода еретики, сектанты и раскольники, чтобы оправдать свои отступления от веры, в православном сознании они так и остались непревзойдёнными каноническими образцами истинно православного понимания соборности. Вопрос, вызывавший и до сих пор вызывающий споры, заключается в том, что именно считать «главным», в котором недопустимы никакие разномыслия. На этом многие спекулировали, взывая - по наущению вражьему - к терпимости и братской любви там, где на самом деле крылась погибель душевная.
И всё же, думаю, православному человеку ответить на него несложно. «Главное» - всё то, без чего невозможно наше спасение, без чего спасительная Божия благодать не сойдёт на истерзанную грехом человеческую душу. Здесь недопустимы и невозможны никакие разномыслия! Именно поэтому, например, латинская ересь, исказившая самые основы христианства самочинным нововведением пресловутого «филиокве» в Символ Веры - в выше естественное Откровение о соотношении Лиц Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа - навсегда отсекла себя от этого спасительного «главного», от Вселенской Церкви Христовой, и нами, верными чадами этой Церкви, ничем иным, кроме пагубного зловерия, не может быть признана.
О православной духовной свободе, которая в то же время неотделима от догматической ясности и строгости, говорит и патриарх Всея Руси Кирилл. В 2014-м году он сказал: «Церковь продолжают надуманно обвинять в том, что церковная традиция якобы исключает разномыслие. Это абсолютно не соответствует действительности. Без свободного слова Православие обеднело бы на сотни богословских трудов, без свободы творческого самовыражения не было бы многообразнейших образцов иконописи и церковной архитектуры». Но после встречи в Гаване с «папой» латинян Франциском тот же патриарх Кирилл недвусмысленно очертил и границы этой православной духовной свободы, заявив: «Мы до сих пор разделены в понимании Пресвятой Троицы...».
Впрочем, единство Церкви подтачивается не только ересями. Оно разрушается также сектами, возникающими внутри церковного организма и разъедающими его изнутри, и расколами, пытающимися разорвать этот церковный организм на части, лишенные драгоценной благодати Божией. Вот здесь-то и таится соблазн, увлекающий, увы, многих, говорящих: «Мы остаемся в Церкви, но перестаём поминать патриарха. Потому что Церковь- это и есть мы, истинно верующие, а беззаконное священноначалие само себя поставило вне Её...». Или: «Мы уходим, потому что то, что раньше было Церковью, перестало быть ею из-за беззаконий священноначалия. Теперь Церковь - это мы!».
Нераскаянные представители первой точки зрения становятся сектантами, второй - раскольниками. И те и другие в равной мере наносят непоправимый вред своей душе. И те и другие самочинно «назначают» себя, любимых, Церковью, отказывая остальным, якобы за «теплохладность» и «предательство» в праве принадлежать к Телу Христову...
Чтобы уничтожить соблазн от их действий, надо ясно сказать: к ним никак нельзя относить ту часть святоотеческой формулы соборности, которая дозволяет «во второстепенном - свободу». Чистота церковного вероучения и единство церковного организма - это именно то «главное», в котором не могут быть допущены разномыслия. Ибо они приведут к разрушению истинной Церкви. К её распаду: или на множество еретических зловерий, как случилось у католиков-протестантов, например, или - на множество карликовых толков и «юрисдикций», как у старообрядцев и нынешних «истинно-православных» псевдозилотов.
Думаю, что нынешние «непоминающие» так стремятся убедить всех, что они, якобы, остаются «в Русской Православной Церкви», именно потому, что у них перед глазами - вопиющий пример полусотни карликовых «истинно-православных» юрисдикций, враждующих между собой и напропалую анафематствующих друг друга. Объединённых даже не столько общей верой во Христа, сколько общей ненавистью к Московской Патриархии! Вот и нынешние «ревнители» справедливо боятся такой участи, надеясь подпитывать свою апокалиптическую секту живыми соками истинной Церкви, пребывая до поры до времени внутри её благодатного организма...
Афонские мифотворцы. В порыве обличить нашу «теплохладность» нынешние «зилоты» гвоздят нас, как дубиной, ссылками на многочисленных «афонских старцев», которые-де категорически запрещают русским православным христианам оставаться в общении с «еретиком-патриархом». Правда, сами эти старцы почему-то не собираются отказаться от поминовения своего собственного «волка в овечьей шкуре» - патриарха-новостильника и суперэкумениста Варфоломея, для которого за последние 25 лет встречи и совместные богослужения с папами римскими - Иоанном Павлом II, Бенедиктом XVI и нынешним, Франциском, стали уже привычной практикой. Если он с кем и встречается чаще, то разве что с иудейскими раввинами...
Вообще, для правильного понимания ситуации в этой области, нам неизбежно придётся слегка углубиться в национально-исторические «дебри». Для начала надо сказать, что греческий религиозный национализм, отягощенный, как правило, застарелой русофобией - это хорошо известный церковным историкам феномен. У греков по отношению к нам, русским, давно уже сформировался устойчивый религиозный «комплекс неполноценности». Ну, примерно, как у нынешних украинских фашистов-бандеровцев - к «клятым москалям».
Греки просто не могут забыть, что именно они некогда были «Новым Римом». Были - но потеряли эту славу, оказались отставлены Богом от промыслительного служения, продав своё православное первородство еретикам-папистам, подчинившись латинской ереси, подписав в 1439-м году унию на печальной памяти Флорентийском соборе. За это же они были наказаны четырёхвековым иноверческим, турецким игом, подобно тому, как мы, русские, после 1917-го года - богоборческим коммунистическим.
Греков от османского ига спас в конце концов в 1829-м году не кто иной, как русский солдат. Но никакой благодарности за это Россия, конечно, не дождалась. Наоборот, получив свою независимость из рук России, Греция тут же с головой окунулась в международные антирусские интриги. И на Афоне именно греческие власти, светские и религиозные, сделали всё возможное и невозможное, чтобы выгнать оттуда русских монахов. Которым - как ни горько это признать - при турках было порой проще жить и служить Богу, чем при православных греческих гонителях.
Законодательно закрепив свой суверенитет над Афоном в 1923-м году, Греция продолжила курс на вытеснение русских иноков с новой силой. В результате в 2001-м году официальное монашеское население Афона сократилось до 2262 человек. Это при том, что в 1917-м, благодаря огромной русской монашеской общине, монахов было на Афоне вчетверо больше - 10500 человек!
Ну, а в нынешних условиях Афон, входящий вместе с Грецией в Евросодом, вообще напоминает какую-то религиозную махновщину, а вовсе не ту «православную республику», которой грезят многие нынешние «зилоты». К примеру сказать, приехавший на Святую Гору помолиться Богу русский священник/иеромонах/игумен/архимандрит даже не имеет права отслужить Божественную Литургию! Он вынужден «заказывать» для этого в Великой Лавре местного греческого иерея! А нарушение такого самочинного «правила» влечёт за собой санкции - причём, даже не от православного «Кинота Святой Горы», а от вполне себе светских греческих полицейских, которые по наводке «благочестивых греков» просто вышлют нарушителя с Афона...
Кстати, иеросхимонаха Рафаила (Берестова), которого нынче поднимают на щит наши доморощенные «зилоты», с Афона выгнали, судя по всему, именно те самые греческие религиозные националисты. И, судя по всему, именно за то, что он, подвизаясь там и «без разрешения» служа литургию, поминал... кого бы вы думали? Да русского же патриарха Кирилла, естественно! Которого сам теперь, переехавши на Крит, гвоздит «еретиком» и «отступником»!..
Короче: правда состоит в том, что нынешние греки-националисты - будь то «вселенский» патриарх Варфоломей, или мифические афонские «старцы» - являются откровенными врагами Русского Православия. Такие, как они, и раньше делали, и нынче делают всё, чтобы выжить русских с Афона. Более того: чтобы вообще подорвать русское церковное влияние в православном мiре. В любых его формах! И этим вот «старцам» мы теперь будем внимать, отвергнув своих родных, русских пастырей? Да не будет сего!
Давайте, скажем честно - грек, или, как говорили раньше наши предки, «ромей лукавый», на протяжении веков был на Руси синонимом хитрости, корысти и беспринципности... Что, в ХХI веке что-то принципиально изменилось? Гляньте, для примера, на нынешнее греческое правительство: они и педерастов готовы венчать, и с Россией дружить - лишь бы денег дали. А кто даст, неважно: даст Брюссель, отлично, даст Москва - тоже не побрезгуем...
Хочу быть правильно понятым. Я ни в коем случае не пытаюсь бросить тень на истинно великих и святых греческих старцев: преп. Иосифа Исихаста или преп. Паисия Святогорца, например. Но их святость признана и прославлена всем православным мiром, включая и нашу Русскую Православную Церковь. Как раз сии истинные старцы - тот же преп. Паисий - не раз говорили о великом значении России, Русского народа и Русской Церкви в последние времена.
А нынешние что? «Высоко сижу, далеко гляжу...». Вот когда вы, «высокосидящие», перестанете своего новостильного еретика-Варфоломея поминать, который у папы регулярно туфлю лобызает, когда отмените у себя в Греции все законы о «равенстве прав» с содомитами - тогда и поговорим...
P.S. А вот в том, что собираться с Варфоломеем на некий странный «всеправославный» собор, не имеющий, к тому же, ясного канонического статуса, не имеет смысла - я с «зилотами» согласен. Но категорически не согласен с тем, чтобы эта проблема становилась поводом для наших внутрирусских церковных смут...
Константин Душенов, директор агентства «Русь Православная»
3. Re: Афонские мифотворцы во главе «церковной революции»
2. Re: Афонские мифотворцы во главе «церковной революции»
1. Спасибо.