Первая литургия Преждеосвященных Даров

Слово протоиерея Александра Шаргунова в среду первой седмицы Великого поста

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
841
Время на чтение 4 минуты
Эта особая литургия, и ее духовная нетленная красота заключается в том, что с самого начала этой литургии Христос сугубым образом присутствует среди нас Своим Пречистым Телом и Кровью. И все, что совершается во время литургии Преждеосвященных Даров — все молитвы, псалмы, ветхозаветные чтения, — наполнено этим присутствием. Потому эта литургия должна совершаться с особым страхом и благоговением. Она действительно, как говорят святые отцы, глубоко таинственна, и таинственность ее определяется присутствием Христовым среди нас.

Есть некий смысл в том, что эта литургия совершается Великим постом в среду и пятницу. Скажем прежде всего о посте. Божественная Евхаристия, которую совершил Христос, связана с Его постом и Крестом. Мы совершаем пост в память и во образ поста Христова. Он первый совершил этот пост, не потому что Он нуждался в нем, а для того, чтобы наш пост сделать не просто человеческим, но Божественным. И то, что произошло со Христом во время Его сорокадневного поста, требует нашего самого благоговейного внимания.

Христос совершил этот пост с предельной отдачей, исполнив то, что Он совершил в Своем Воплощении, которое есть Божественное истощание, предельное самоуничижение. И все это присутствует в Его посте, которым Он приносит Себя, Свое Пречистое Тело в жертву. Его пост с предельным голодом и жаждой был этой жертвой, готовностью отдать Себя до конца. В течение сорока дней Он не вкушал ничего, не прикасался ни к какой пище, укрепляющей человеческое тело, и это было свидетельством Его готовности принести Себя в жертву за нас. Этот сорокадневный пост предварял Его Крестную жертву. Поэтому на Тайной Вечери, прежде чем Он будет предан на смерть грешниками, Он Сам Себя предает на смерть. Прежде чем Он будет принесен в жертву первосвященниками, Он Сам Себя приносит в жертву. Он говорит: «Приимите, ядите — сие есть Тело Мое» и «пийте от нея вси — сия есть Кровь Моя». Он не мог бы никогда сказать эти слова, если бы таинственным, но совершенно реальным образом Тело Его уже не было принесено в жертву Отцу Небесному за род человеческий. Прежде чем Он будет распят, Он распинается миру.

В среду и пятницу в течение Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных даров, которая есть память о Кресте Христовом и Его Страданиях. И память о том, что эти Страдания были предварены Его постом, готовностью до конца принести Себя за род наш. Поэтому со страхом Божиим, который рождается от зрения Креста Христова и от пречистых Таин Христовых, Тела и Крови Его, продолжим наш пост. «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Где вера и любовь, там Бог.

Вот великая тайна, перед которой мы предстоим, которой мы приобщаемся во время Божественной литургии. Великим постом святая Церковь напоминает нам, как мы должны готовиться к причащению. Не так — почти без всякой подготовки, вычитать правило, какое полагается, и приступать к чаше Христовой. Те покаянные богослужения, в которых мы участвуем и утром, и на покаянном стоянии, когда читается Великий канон преподобного Андрея Критского, — это и есть правило ко святому причащению. Вся первая седмица есть приготовление ко святому причастию, которое будет дано нам, если мы сподобимся, в первую субботу Великого поста, когда вся Церковь причащается. Вся Церковь — все, кто участвовал в этом покаянии.

Но для чего же тогда служится литургия Преждеосвященных Даров? Для кого она служится? Она служится, во-первых, для тех, кто изнемогает физически, для болящих, для тех, кто не сможет дальше участвовать во всех богослужениях. И, во-вторых, для изнемогающих духовно — тех, кто не может дальше не причащаться Святых Христовых Таин. Это великая высота, и тот, кто дерзает причащаться в этот день, сразу же после первых двух дней поста, пусть запомнят это и решат для себя, к какому роду изнемогающих он принадлежит.

Хорошо причащаться часто, потому что всякий раз, когда мы с покаянием причащаемся Святых Христовых Таин, Господь дает нам очищение и укрепление. Он входит в нас, когда мы причащаемся пречистого Тела и Крови Его, Его присутствие в нас возрастает, и это присутствие есть Его любовь. Он укрепляет нас накануне новых испытаний, и тот кто приобщается Святых Христовых Таин, должен обещать Богу, что он не пожалеет никаких трудов, не устрашится никаких скорбей, потому что с ним Господь. Но пусть каждый отдает трезвый отчет, на что он решается, когда причащается Тела и Крови Христовой как будто чаще, чем вся остальная Церковь. Это причастие означает, говорят святые отцы, что мы, соединяясь со Христом, сами становимся жертвою живою во Христе, готовые принести свою жизнь ради Господа.

Здесь мера, здесь мудрость, и требуется понимание этих слов святых отцов. Наше приношение самих себя до конца, как Господь принес Себя в посте — совершенном, абсолютном, уготовляющем Его Крестную смерть, — тоже есть уготовление к нашему последнему испытанию, к смертному часу. Но мера поста у каждого должна быть своя. Святая Церковь постоянно предупреждает нас, что внешний пост должен соответствовать внутреннему духовному стоянию. Не так чтобы мы безумно дерзали соблюдать пост, не вкушая никакой пищи, как Христос это совершил, — некоторые в первые дни ничего не вкушают и хранят более строгий телесный пост, чем все остальные, не уравновешивая это нисколько внутренним постом, той причастностью Христу, которая одна обеспечивает всякую нашу меру. Нам необходимо осознать самое главное — что только даром Христа, когда мы смиряемся, отвергая себя, предавая жизнь свою Господу, только Самим Христом наша жизнь может быть живым приношением Господу.

Как далеки мы от этого! Но всегда будем помнить, что Господь, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13, 1). Продолжим и мы наш Пост, вкусив и увидев, как благ Господь, — до конца, до той любви, которую Он явит нам на Тайной Вечери. Ибо каждое причащение есть приготовление к новому, более совершенному причащению, пока мы не достигнем Тайной Вечери, Креста Христова, Его схождения во ад, Пасхи, Его Светлого Воскресения, которое дается некоторым предвкусить сегодня.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии