Есть некий смысл в том, что эта литургия совершается Великим постом в среду и пятницу. Скажем прежде всего о посте. Божественная Евхаристия, которую совершил Христос, связана с Его постом и Крестом. Мы совершаем пост в память и во образ поста Христова. Он первый совершил этот пост, не потому что Он нуждался в нем, а для того, чтобы наш пост сделать не просто человеческим, но Божественным. И то, что произошло со Христом во время Его сорокадневного поста, требует нашего самого благоговейного внимания.
Христос совершил этот пост с предельной отдачей, исполнив то, что Он совершил в Своем Воплощении, которое есть Божественное истощание, предельное самоуничижение. И все это присутствует в Его посте, которым Он приносит Себя, Свое Пречистое Тело в жертву. Его пост с предельным голодом и жаждой был этой жертвой, готовностью отдать Себя до конца. В течение сорока дней Он не вкушал ничего, не прикасался ни к какой пище, укрепляющей человеческое тело, и это было свидетельством Его готовности принести Себя в жертву за нас. Этот сорокадневный пост предварял Его Крестную жертву. Поэтому на Тайной Вечери, прежде чем Он будет предан на смерть грешниками, Он Сам Себя предает на смерть. Прежде чем Он будет принесен в жертву первосвященниками, Он Сам Себя приносит в жертву. Он говорит: «Приимите, ядите — сие есть Тело Мое» и «пийте от нея вси — сия есть Кровь Моя». Он не мог бы никогда сказать эти слова, если бы таинственным, но совершенно реальным образом Тело Его уже не было принесено в жертву Отцу Небесному за род человеческий. Прежде чем Он будет распят, Он распинается миру.
В среду и пятницу в течение Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных даров, которая есть память о Кресте Христовом и Его Страданиях. И память о том, что эти Страдания были предварены Его постом, готовностью до конца принести Себя за род наш. Поэтому со страхом Божиим, который рождается от зрения Креста Христова и от пречистых Таин Христовых, Тела и Крови Его, продолжим наш пост. «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Где вера и любовь, там Бог.
Вот великая тайна, перед которой мы предстоим, которой мы приобщаемся во время Божественной литургии. Великим постом святая Церковь напоминает нам, как мы должны готовиться к причащению. Не так — почти без всякой подготовки, вычитать правило, какое полагается, и приступать к чаше Христовой. Те покаянные богослужения, в которых мы участвуем и утром, и на покаянном стоянии, когда читается Великий канон преподобного Андрея Критского, — это и есть правило ко святому причащению. Вся первая седмица есть приготовление ко святому причастию, которое будет дано нам, если мы сподобимся, в первую субботу Великого поста, когда вся Церковь причащается. Вся Церковь — все, кто участвовал в этом покаянии.
Но для чего же тогда служится литургия Преждеосвященных Даров? Для кого она служится? Она служится, во-первых, для тех, кто изнемогает физически, для болящих, для тех, кто не сможет дальше участвовать во всех богослужениях. И, во-вторых, для изнемогающих духовно — тех, кто не может дальше не причащаться Святых Христовых Таин. Это великая высота, и тот, кто дерзает причащаться в этот день, сразу же после первых двух дней поста, пусть запомнят это и решат для себя, к какому роду изнемогающих он принадлежит.
Хорошо причащаться часто, потому что всякий раз, когда мы с покаянием причащаемся Святых Христовых Таин, Господь дает нам очищение и укрепление. Он входит в нас, когда мы причащаемся пречистого Тела и Крови Его, Его присутствие в нас возрастает, и это присутствие есть Его любовь. Он укрепляет нас накануне новых испытаний, и тот кто приобщается Святых Христовых Таин, должен обещать Богу, что он не пожалеет никаких трудов, не устрашится никаких скорбей, потому что с ним Господь. Но пусть каждый отдает трезвый отчет, на что он решается, когда причащается Тела и Крови Христовой как будто чаще, чем вся остальная Церковь. Это причастие означает, говорят святые отцы, что мы, соединяясь со Христом, сами становимся жертвою живою во Христе, готовые принести свою жизнь ради Господа.
Здесь мера, здесь мудрость, и требуется понимание этих слов святых отцов. Наше приношение самих себя до конца, как Господь принес Себя в посте — совершенном, абсолютном, уготовляющем Его Крестную смерть, — тоже есть уготовление к нашему последнему испытанию, к смертному часу. Но мера поста у каждого должна быть своя. Святая Церковь постоянно предупреждает нас, что внешний пост должен соответствовать внутреннему духовному стоянию. Не так чтобы мы безумно дерзали соблюдать пост, не вкушая никакой пищи, как Христос это совершил, — некоторые в первые дни ничего не вкушают и хранят более строгий телесный пост, чем все остальные, не уравновешивая это нисколько внутренним постом, той причастностью Христу, которая одна обеспечивает всякую нашу меру. Нам необходимо осознать самое главное — что только даром Христа, когда мы смиряемся, отвергая себя, предавая жизнь свою Господу, только Самим Христом наша жизнь может быть живым приношением Господу.
Как далеки мы от этого! Но всегда будем помнить, что Господь, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13, 1). Продолжим и мы наш Пост, вкусив и увидев, как благ Господь, — до конца, до той любви, которую Он явит нам на Тайной Вечери. Ибо каждое причащение есть приготовление к новому, более совершенному причащению, пока мы не достигнем Тайной Вечери, Креста Христова, Его схождения во ад, Пасхи, Его Светлого Воскресения, которое дается некоторым предвкусить сегодня.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России