«Ее подвиг никого не может оставить равнодушным»

Протоиерей Геннадий Беловолов о юбилейном вечере-концерте памяти блаженной Матроны Босоножки

0
824
Время на чтение 6 минут

Как сообщалось, в Петербурге состоялся юбилейный вечер-концерт памяти блаженной Матроны Босоножки. 

Своими впечатлениями от концерта поделился в интервью «Русской народной линии» настоятель храма св. апостола Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье), директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов


Могу сказать, что этот вечер был задуман как подготовка к прославлению матушки Матроны Босоножки. Прошел он, как еще одно чудо самой матушки Матроны. Ее присутствие чувствовалось и в период самой подготовки. Столько чудес…

Когда я был главным ответственным сценаристом, режиссером и организатором, владыка Мстислав все это на меня возложил, и когда я начинал готовить, то признаюсь, что меня охватывал страх, что же на этом вечере будет звучать. Я с трудом нашел две песни: одна в исполнении Лилии Евсеевой, другая – Татьяны Баскаковой. Две песни на два отделения, поделить по одной песне на отделение – маловато, жидковато, а вокруг да около и по поводу будет не солидно. Но накануне самого вечера у меня уже была другая проблема – как все, что связано с Матроной: стихи, песни – уместить в концертное время на сцене.

Для всех абсолютно могу о себе засвидетельствовать, а для меня, может, в первую очередь, было такое открытие – открытие Матроны. Да, мы знали ее имя, знали ее могилу, знали, что она подвижница, но масштаб ее святости, величия подвига, по-настоящему, думаю, для многих открылся на этом вечере. Я думаю, с этим согласятся и владыки, которые присутствовали на вечере: владыка Мстислав, владыка Ефрем, потому что это был такой благодатный шок. Матрона открылась как всероссийская святая. Об этом красноречиво свидетельствовал сам факт приезда владыки не из соседней епархии, а из другого конца России, из диаметрально противоположного Биробиджана. Многие удивлялись и спрашивали: «Почему он приезжает, что он может сказать, неужели там знают Матрону?» И когда владыка на сцене рассказал, что знают, и более того привез оттуда проект тропаря и эскиз иконы — то после этого была немая сцена. У нас еще этого нет. И возник красивый образ, владыка сказал, что у нас начинается день, восходит солнце святости блаженной Матроны Босоножки тоже начало восходить именно с востока. Надеемся, что в Петербурге оно достигнет своего зенита.

Что я имею в виду и о чем речь? Во-первых, Матроне, оказывается, многие авторы посвятили стихи. Кто-то еще загодя, к столетию, которое было пять лет назад, написал их, кто-то к 105-летию, ведь этот вечер, хотя был и первый в истории Петербурга, но одновременно и юбилейный. К таким новонаписанным произведениям нужно отнести, прежде всего, замечательную балладу известного протоиерея Артемия Владимирова о Матроне Босоножке, которую он прислал из Москвы. Ее прочитала известная заслуженная артистка России Татьяна Александровна Ташкова. Ее все помнят по фильму «Уроки французского».

Далее, прозвучало в общей сложности до десяти песен о Матроне. Кроме упомянутой Татьяны Баскаковой, которая пела первую песню 2011 года о Матроне, в том же году вторую песню написала Лилия Евсеева. С легкой руки этих талантливых певиц возникла традиция песен о блаженной Матроне.

Ее подвиг — хождение босыми ногами по граду Святого Петра, по земле Святой Руси, не может оставить равнодушным. Это как Моисей пророк на Синае разул ноги свои и стоял перед Богом босым, ведь его тоже можно назвать «Моисеем Босоногом». Так вот - Матрона повторила этот подвиг, являя, что земля, на которой мы живем, – святая, что по ней надо ходить голыми ногами, как по Синаю. Этот образ, ее подвиг создал целую традицию. Песни о Матроне есть у Анны Абикуловой, Николая Еремина, замечательного семейного дуэта Александра и Полины Андреевых. Более того, не только православные наши авторы-исполнители, но и академические певцы воспели Матрону на этом вечере. В частности, известная ведущая солистка Михайловского театра оперы и балета Наталья Миронова, высокая звезда в мире вокального искусства. Она специально для вечера приготовила две премьеры. Так получилось, что я тоже написал стихи о Матроне, и эти стихи были положены на музыку петербургским композитором Владиславом Панченко, а второе стихотворение композитором, который оказался еще и однофамильцем Матроны Алексеем Юрьевичем Мыльниковым. Как известно, Матрона в миру звалась Матроной Петровной Мыльниковой. В исполнении этого замечательного голоса-сопрано, инструментального ансамбля, хора Троицкого монастыря прозвучали эти песни. Это замечательное искусство. Необычайно красивый чистый голос не мог не тронуть.

Вообще было много моментов, когда зал просто сидел в слезах, доставая поспешно платочки, салфеточки, так что эти песни, эти рассказы, эти свидетельства, все это трогало до глубины сердца. В частности, именно такое впечатление произвел новый рассказ петербургской писательницы Ирины Рогалевой «Босые ножки», который представляет собой художественную обработку чуда Матроны Босоножки в наше время. До сих пор в Петербурге существует семейное предание, которое рассказывают из рода в род, хранят в петербургских семьях. Несколько таких преданий мы услышали со сцены. Они нигде не записаны, нигде не опубликованы. Рассказ о том, как праправнучка Михаила Илларионовича Кутузова где-то в конце XIX — в начале XX века однажды увидела на Невском проспекте Босоножку в белом. Она узнала в ней Матрону, о которой говорили, она была известна среди горожан. Эта праправнучка великого полководца за ее собственный рассказ подумала - неужели эта женщина босыми ногами ходила даже в Иерусалим пешком? И вдруг Матрона останавливается, оглядывается на нее, смотрит ей в ее глаза и говорит всего три слова: «Ходила, ходила, ходила». Этот случай врезался ей в память на всю жизнь. Она рассказывала его многим, и мы его тоже услышали на сцене. Как будто Матрона сама здесь среди нас в этот момент была, такое чувство.

Вообще, ощущение вечера было таким, что этот вечер предканонизационный. После такого вечера хочешь только прославлять матушку Матрону. Характерно, что многие люди говорят, что слышали о Матроне, а на могилке ее не бывали. И говорят, что буквально сейчас после концерта поедут. Другие говорят: «Вот, батюшка, звонили мне, ездили на могилку после вашего концерта». Зал был переполнен.

Здесь нужно отметить притягательную силу Матроны. Особой рекламы не было. Подготовка вечера началась только в двадцатых числах февраля, и я еще ни один вечер в такие кратчайшие сроки не готовил. И просто не думал, что он вообще получится. Нужно отдать должное самой традиции Таисинских вечеров, поскольку наш вечер проходил в рамках Таисинских концертов. Это был первый Матронинский вечер, но XV Таисинский концерт. Существует уже определенный авторитет этих вечеров. Я думаю, это тоже сказалось на том, что был полный аншлаг уже за несколько дней. Зал был переполнен, люди даже стояли в боковых проходах. Так что вечер стал достойным памяти Матроны, он стал особым этапом в ее почитании, открытием образа для Петербурга и, надеюсь, для России. Вечер снимался на видео, надеюсь, будет видео-вариант.

Вечер мы вели вместе с отцом Богданом Полевым, настоятелем храма подворья Зеленецкого монастыря. Он хранитель могилки. Мы дуэтом, как мне кажется, довольно слаженно вели. Вечер проходил по благословению владыки Мстислава.

Что касается других гостей, то я бы назвал особым событием приезд игумении Анатолии, настоятельницы Никольского монастыря в городе Приволжске Ивановской епархии. Монастырь находится в непосредственной близости от родины Матроны Босоножки – деревни Ванино, которая прежде относилась к Костромской губернии, сейчас этот кусок отрезан к Ивановской области. Храм, у которого выросла Матрона, в котором она крестилась, сейчас является подворьем этого монастыря. Надо еще прилагать большие усилия к его восстановлению, но так или иначе к нам приезжали с родины Матроны.

Мы узнали, где она, эта родина, узнали, что там ее любят, почитают, молятся. Игуменья Анатолия привезла с собой воспитанниц. При монастыре существует школа-интернат. Приехали двадцать девочек, участников этого монастырского хора, и исполнили духовные песнопения. Но, самое главное, они приготовили премьеру песни о блаженной Матроне, которую впервые на этой сцене представили петербуржцам. У нашего города появился еще один мостик, связывающий наш город с родиной Матроны Босоножки, и у нас долг духовный там побывать, посещать. Матушка Анатолия пригласила всех петербуржцев, всех почитателей Матроны Босоножки в гости. Мы непременно этим приглашением воспользуемся.

1

В переполненном зале было около 50 представителей духовенства

1

Епископ Мстислав открывает Таисиинский вечер памяти Матроны Босоножки

1

Засл.артистка России Наталья Миронова исполняет новую песню о Матроне Босонолжке 

1

 Засл.артистка России Татьяна Ташкова читает стихи о Матроне Босоножке

1

 Певица Лилия Евсеева

1

Презентация аудиокниги Записки игумении Таисии Леушинской в исполнении засл.артистки России Марии Лавровой 

1

Протоиерей Василий Стойков

1

Сестры сестричества Великой княгини Елизаветы Федоровны

1

 Игумения Анатолия передает образ Тихвинской Богородицы епископу Мстиславу

1

Закрытие торжественного вечера

Автор фотографий Владимир Загарских

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «Ее подвиг никого не может оставить равнодушным»

"Вечер мы вели вместе с отцом Богданом Полевым, настоятелем храма подворья Зеленецкого монастыря. Все-таки он хранитель могилки." Мы что-то не поняли - что означает "все-таки"? Совсем не поняли. Неприятно звучит.
Lucia / 12.03.2016, 08:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
С настоящим Новым годом – Православным, Царским, Русским!
Новый год наступает только после Рождества Христова, и только тогда мы празднуем его вместе со Христом!
14.01.2025
«С этим концертом произошла таинственная история»
В Кронштадте состоялся XVII Таисиинский вечер-концерт
14.01.2025
Христос родися – воистину родися!
О христосовании на Рождественскую Пасху!
10.01.2025
Лето Господне или год змеи?
Кто под прикрытием восточного календаря вновь лезет в нашу страну?
03.01.2025
Ощущение, что мы на пороге Победы
Об итогах года – юбилеях, связанных с памятью о.Иоанна Кронштадтского и болевых темах России
30.12.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от РомКа
14.01.2025 22:43
Будущее Киева. Чего хочет русский солдат?
Новый комментарий от Агафон
14.01.2025 21:13
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Константин В.
14.01.2025 20:47
Линия фронта
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.01.2025 20:45
Национальные республики живут за счёт русских регионов
Новый комментарий от Калужанин
14.01.2025 19:31
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от Тимофей Б.
14.01.2025 18:46
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от Алекс
14.01.2025 18:25