Как сообщалось, в Петербурге состоялся юбилейный вечер-концерт памяти блаженной Матроны Босоножки.
Своими впечатлениями от концерта поделился в интервью «Русской народной линии» настоятель храма св. апостола Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье), директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов:
Могу сказать, что этот вечер был задуман как подготовка к прославлению матушки Матроны Босоножки. Прошел он, как еще одно чудо самой матушки Матроны. Ее присутствие чувствовалось и в период самой подготовки. Столько чудес…
Когда я был главным ответственным сценаристом, режиссером и организатором, владыка Мстислав все это на меня возложил, и когда я начинал готовить, то признаюсь, что меня охватывал страх, что же на этом вечере будет звучать. Я с трудом нашел две песни: одна в исполнении Лилии Евсеевой, другая – Татьяны Баскаковой. Две песни на два отделения, поделить по одной песне на отделение – маловато, жидковато, а вокруг да около и по поводу будет не солидно. Но накануне самого вечера у меня уже была другая проблема – как все, что связано с Матроной: стихи, песни – уместить в концертное время на сцене.
Для всех абсолютно могу о себе засвидетельствовать, а для меня, может, в первую очередь, было такое открытие – открытие Матроны. Да, мы знали ее имя, знали ее могилу, знали, что она подвижница, но масштаб ее святости, величия подвига, по-настоящему, думаю, для многих открылся на этом вечере. Я думаю, с этим согласятся и владыки, которые присутствовали на вечере: владыка Мстислав, владыка Ефрем, потому что это был такой благодатный шок. Матрона открылась как всероссийская святая. Об этом красноречиво свидетельствовал сам факт приезда владыки не из соседней епархии, а из другого конца России, из диаметрально противоположного Биробиджана. Многие удивлялись и спрашивали: «Почему он приезжает, что он может сказать, неужели там знают Матрону?» И когда владыка на сцене рассказал, что знают, и более того привез оттуда проект тропаря и эскиз иконы — то после этого была немая сцена. У нас еще этого нет. И возник красивый образ, владыка сказал, что у нас начинается день, восходит солнце святости блаженной Матроны Босоножки тоже начало восходить именно с востока. Надеемся, что в Петербурге оно достигнет своего зенита.
Что я имею в виду и о чем речь? Во-первых, Матроне, оказывается, многие авторы посвятили стихи. Кто-то еще загодя, к столетию, которое было пять лет назад, написал их, кто-то к 105-летию, ведь этот вечер, хотя был и первый в истории Петербурга, но одновременно и юбилейный. К таким новонаписанным произведениям нужно отнести, прежде всего, замечательную балладу известного протоиерея Артемия Владимирова о Матроне Босоножке, которую он прислал из Москвы. Ее прочитала известная заслуженная артистка России Татьяна Александровна Ташкова. Ее все помнят по фильму «Уроки французского».
Далее, прозвучало в общей сложности до десяти песен о Матроне. Кроме упомянутой Татьяны Баскаковой, которая пела первую песню 2011 года о Матроне, в том же году вторую песню написала Лилия Евсеева. С легкой руки этих талантливых певиц возникла традиция песен о блаженной Матроне.
Ее подвиг — хождение босыми ногами по граду Святого Петра, по земле Святой Руси, не может оставить равнодушным. Это как Моисей пророк на Синае разул ноги свои и стоял перед Богом босым, ведь его тоже можно назвать «Моисеем Босоногом». Так вот - Матрона повторила этот подвиг, являя, что земля, на которой мы живем, – святая, что по ней надо ходить голыми ногами, как по Синаю. Этот образ, ее подвиг создал целую традицию. Песни о Матроне есть у Анны Абикуловой, Николая Еремина, замечательного семейного дуэта Александра и Полины Андреевых. Более того, не только православные наши авторы-исполнители, но и академические певцы воспели Матрону на этом вечере. В частности, известная ведущая солистка Михайловского театра оперы и балета Наталья Миронова, высокая звезда в мире вокального искусства. Она специально для вечера приготовила две премьеры. Так получилось, что я тоже написал стихи о Матроне, и эти стихи были положены на музыку петербургским композитором Владиславом Панченко, а второе стихотворение композитором, который оказался еще и однофамильцем Матроны Алексеем Юрьевичем Мыльниковым. Как известно, Матрона в миру звалась Матроной Петровной Мыльниковой. В исполнении этого замечательного голоса-сопрано, инструментального ансамбля, хора Троицкого монастыря прозвучали эти песни. Это замечательное искусство. Необычайно красивый чистый голос не мог не тронуть.
Вообще было много моментов, когда зал просто сидел в слезах, доставая поспешно платочки, салфеточки, так что эти песни, эти рассказы, эти свидетельства, все это трогало до глубины сердца. В частности, именно такое впечатление произвел новый рассказ петербургской писательницы Ирины Рогалевой «Босые ножки», который представляет собой художественную обработку чуда Матроны Босоножки в наше время. До сих пор в Петербурге существует семейное предание, которое рассказывают из рода в род, хранят в петербургских семьях. Несколько таких преданий мы услышали со сцены. Они нигде не записаны, нигде не опубликованы. Рассказ о том, как праправнучка Михаила Илларионовича Кутузова где-то в конце XIX — в начале XX века однажды увидела на Невском проспекте Босоножку в белом. Она узнала в ней Матрону, о которой говорили, она была известна среди горожан. Эта праправнучка великого полководца за ее собственный рассказ подумала - неужели эта женщина босыми ногами ходила даже в Иерусалим пешком? И вдруг Матрона останавливается, оглядывается на нее, смотрит ей в ее глаза и говорит всего три слова: «Ходила, ходила, ходила». Этот случай врезался ей в память на всю жизнь. Она рассказывала его многим, и мы его тоже услышали на сцене. Как будто Матрона сама здесь среди нас в этот момент была, такое чувство.
Вообще, ощущение вечера было таким, что этот вечер предканонизационный. После такого вечера хочешь только прославлять матушку Матрону. Характерно, что многие люди говорят, что слышали о Матроне, а на могилке ее не бывали. И говорят, что буквально сейчас после концерта поедут. Другие говорят: «Вот, батюшка, звонили мне, ездили на могилку после вашего концерта». Зал был переполнен.
Здесь нужно отметить притягательную силу Матроны. Особой рекламы не было. Подготовка вечера началась только в двадцатых числах февраля, и я еще ни один вечер в такие кратчайшие сроки не готовил. И просто не думал, что он вообще получится. Нужно отдать должное самой традиции Таисинских вечеров, поскольку наш вечер проходил в рамках Таисинских концертов. Это был первый Матронинский вечер, но XV Таисинский концерт. Существует уже определенный авторитет этих вечеров. Я думаю, это тоже сказалось на том, что был полный аншлаг уже за несколько дней. Зал был переполнен, люди даже стояли в боковых проходах. Так что вечер стал достойным памяти Матроны, он стал особым этапом в ее почитании, открытием образа для Петербурга и, надеюсь, для России. Вечер снимался на видео, надеюсь, будет видео-вариант.
Вечер мы вели вместе с отцом Богданом Полевым, настоятелем храма подворья Зеленецкого монастыря. Он хранитель могилки. Мы дуэтом, как мне кажется, довольно слаженно вели. Вечер проходил по благословению владыки Мстислава.
Что касается других гостей, то я бы назвал особым событием приезд игумении Анатолии, настоятельницы Никольского монастыря в городе Приволжске Ивановской епархии. Монастырь находится в непосредственной близости от родины Матроны Босоножки – деревни Ванино, которая прежде относилась к Костромской губернии, сейчас этот кусок отрезан к Ивановской области. Храм, у которого выросла Матрона, в котором она крестилась, сейчас является подворьем этого монастыря. Надо еще прилагать большие усилия к его восстановлению, но так или иначе к нам приезжали с родины Матроны.
Мы узнали, где она, эта родина, узнали, что там ее любят, почитают, молятся. Игуменья Анатолия привезла с собой воспитанниц. При монастыре существует школа-интернат. Приехали двадцать девочек, участников этого монастырского хора, и исполнили духовные песнопения. Но, самое главное, они приготовили премьеру песни о блаженной Матроне, которую впервые на этой сцене представили петербуржцам. У нашего города появился еще один мостик, связывающий наш город с родиной Матроны Босоножки, и у нас долг духовный там побывать, посещать. Матушка Анатолия пригласила всех петербуржцев, всех почитателей Матроны Босоножки в гости. Мы непременно этим приглашением воспользуемся.
В переполненном зале было около 50 представителей духовенства
Епископ Мстислав открывает Таисиинский вечер памяти Матроны Босоножки
Засл.артистка России Наталья Миронова исполняет новую песню о Матроне Босонолжке
Засл.артистка России Татьяна Ташкова читает стихи о Матроне Босоножке
Певица Лилия Евсеева
Презентация аудиокниги Записки игумении Таисии Леушинской в исполнении засл.артистки России Марии Лавровой
Протоиерей Василий Стойков
Сестры сестричества Великой княгини Елизаветы Федоровны
Игумения Анатолия передает образ Тихвинской Богородицы епископу Мстиславу
Закрытие торжественного вечера
Автор фотографий Владимир Загарских
1. Re: «Ее подвиг никого не может оставить равнодушным»