«На заседании шла очень напряженная дискуссия»

Впечатления профессора Владимира Аннушкина об учредительном собрании Общества русской словесности

Как сообщалось, 9 марта под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре, посвященное учреждению Общества русской словесности.
 
В состав Общества вошел постоянный автор «Русской народной линии» профессор кафедры русской словесности Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Владимир Иванович Аннушкин.
 
Редакция РНЛ попросила Владимира Ивановича поделиться впечатлениями от прошедшего мероприятия.

Состоявшееся событие, на мой взгляд, -  чрезвычайной важности. Мы, наконец, имеем Общество русской словесности – после Российского Географического общества и Российского Исторического общества. Уверен, что мы имеем теперь возможность обратиться во всей широте к проблемам слова и словесности как инструментов, организующих и составляющих существо нашей жизни. Идея Слова— основная идея не только русской, но и европейской философии, филологии и культуры. Человек — образ Божий, а значит словесный. Если такие инициативы начинают исходить от главы государства (а именно Путин одобрил идею создания Общества), который, надо сказать, сам является (давайте будемобъективны!) человеком, отлично владеющим русским словом и защищающим словом наши российские ценности, то мы, профессиональные словесники, не можем этому не радоваться. 

Замечательно и то, что Общество возглавил Святейший Патриарх Кирилл, словесной личностью которого (позвольте откровенность!) нельзя не восхищаться… И на этот раз в данном собрании он блестяще комментировал выступления ораторов, корректно, например, заметив Никите Сергеевичу Михалкову, что нам не требуются «перевороты и революции», а мы будем действовать «кротко и смиренно», но постепенно и упорно… Как настойчиво он добивался ответа от «общего» выступления авторитетной коллеги, какие же тексты предлагается изучать в школе… Впрочем, кажется, так и не добился…

Чем же должно заниматься Общество, если у нас уже есть РОПРЯЛ (Российское общество преподавателей русского языка и литературы), Ассоциации преподавателей русского языка и литературы в школе, подобная - в вузе, Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)? Хочется верить, что именно Общество русской словесности займется многими нерешенными проблемами, касающимися как «жизни языка», нашего словесного существования, так и проблемами преподавания русского языка и литературы (впрочем, также самой словесности и риторики), о чём более всего шла речь на учредительном собрании 9 марта.

Но два слова надо сказать об истории, ведь у нас уже существовало Общество любителей российской словесности, которое было открыто при Московском университете в 1811 году. Оно играло колоссальную роль в развитии русского образования, и, в частности, словесного. Достаточно привести такой факт: Владимир Иванович Даль издал свой словарь именно в Обществе любителей российской словесности. Именно усилиями членов Общества любителей российской словесности установлен памятник Пушкину в Москве. В его деятельности принимали участие все известные русские писатели. В 1930 году Общество было закрыто, но в 1990 году оно было возрождено по инициативе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. 

В ежемесячных заседаниях Общества, проводившихся, в основном, в Музее Марины Цветаевой,принимали активное участие многие наши филологи-словесники, мои коллеги, и я в том числе. Общество существовало, в основном, благодаря необыкновенной энергии и энтузиазму его секретаря Раисы Николаевны Клейменовой (1940-2010). Её стараниями под грифом ОЛРС были изданы более двадцати книг, в том числе, исследования «Общество любителей российской словесности. 1811-1930 (2002)»; «Пушкин и ОЛРС (1999)»; «В.И. Даль и ОЛРС (2002)»; «Гоголь и ОЛРС (2005)». Но с уходом из жизни Раисы Николаевны Общество несколько потеряло свою активность и сейчас фактически под таким названием не существует, хотя проводит отдельные мероприятия.

Я возлагаю на новое Общество большие надежды, потому что новое именование должно оправдать те смыслы, которые заложены в самом слове «словесность». Об этом я попытался кратко сказать в дискуссии. Сама история слова «словесность» чрезвычайно показательна с точки зрения проявления творческих возможностей русского человека в изобретении новых слов. Ведь слово «словесность» было фактически придумано, изобретено составителями Словаря Академии Российской 1789-1793 годов. Можете представить, что Ломоносов этого слова не знал, ибо он писал только о «словесных науках». А утвердил это слово в русском языке, скорее всего, Карамзин, который издал журнал «Пантеон иностранной словесности» в 1796 году. Слово настолько всем понравилось, что, когда начались преобразования в начале XIX века, учебники по словесностиписались уже каждый год. Так постепенно слово «словесность» стало главным словом в русской филологической науке о языке и литературе, о Слове и речи в целом. В 1830-е годы уже писались статьи о русской словесности всеми литературными критиками, а Иван Иванович Давыдов читал в Московском университете лекции о словесности, понимая под эти термином всю философию Слова. 

Каковы конкретные проблемы, стоящие перед создаваемым Обществом русской словесности (а именно конкретики добивался от всех выступающих Патриарх)?
Владимир Иванович
Во-первых, оно должно повлиять на образовательную политику в области русского языка и литературы. Современным педагогам-словесникам есть о чем беспокоиться. В российских вузах проводится столько не вполне разумных «инноваций», «революций» в создании наших программ и в самом обучении студентов и школьников... Например, вводятся новые дисциплины и сокращаются классические предметы, сокращаются часы или вовсе исключаются такие «безусловные» предметы как фольклор, древнерусская литература, литература XVIII века. Но культура образования состоит, прежде всего, в том, чтобы классическое наследие сохранить и творчески его преобразовать, позволив студентам и школьникам изучать «культурные» тексты и древнерусской литературы и литературы XVIII века.На заседании шла напряженная дискуссия по поводу сокращения количества часов, которое тратится на преподавание этих предметов.

Во-вторых, всех волнует содержание преподавания русского языка и литературы. Ведь учебный предмет - это прежде всего учебные тексты, т.е. чему учить? Должен ли существовать единый стандарт, «канон» литературных текстов, который обязан знать каждый юный россиянин, или каждый учитель имеет право «вариативно» изучать то, что ему нравится? На заседании приводились примеры «жутких» постмодернистских текстов, которые предлагаются нашим школьникам. Между тем, здесь действительно есть над чем подумать: например, из древнерусских текстов просто необходимо включить в программу не только «Слово о полку Игореве», но и «Поучение Владимира Мономах», и пословицы из «Пчелы», и «Домострой», только важен выбор наиболее понятных и «интересных» ребятам текстов. То же самое с литературой XVIII века, откуда до сих пор (по образцам гимназических учебников) берутся неудобь читаемые оды Ломоносова вместо того, чтобы взять его «Кузнечика», или «преложения псалмов», которые Пушкин называл его лучшими произведениями, или определения Ломоносовым «любви», «радости» и других «страстей», или его же «средствия к приобретению красноречия». Только тогда этот  интерес появится…

В-третьих, существенный вопрос для будущей деятельности Общества: сможем ли мы влиять, например, на формы проверки знаний, на ЕГЭ, которое не может удовлетворить в своей тестовой форме требованиям развития языковой личности человека? Ученик, как и студент, «натаскивается» на сдачу ЕГЭ, а не учится становиться творческой личностью, «человеком словесным». Так, он не учится владеть устной речью, ибо она не проверяется в конце его школьного или вузовского обучения. А между тем, устная речь – инструмент передачи знания, но какой предмет занимается у нас обучением устной публичной речи? Где у нас риторика? Где словесность как «дар слова», как «совокупность всех текстов культуры»?

В конце скажу о главном, что меня волнует более всего: Общество русской словесности должно пропагандировать роль Слова в нашей жизни. Наша интеллигенция, наша филологическая наука ответственны за то, чтобы люди понимали роль и значение слова – языка – речи в их жизни, потому что каков язык — такова и жизнь, каков язык — таков и человек. Здесь каждый из нас несет свою долю ответственности за то, как мы, филологи, распространяем знания о «великом русском слове», как умеем формировать в себе и своих учениках искусство владения словом, которое начинается, конечно, с нравственной философии и этики, изложенных в главных культурных текстах человечества. Обсуждая проблемы слова и словесности, мы всякий раз касаемся главного: что есть Истина? Как жить по «правде Божией» (а в наших речах частенько отстаивается только правда «человеческая»)? 

Сумеет ли Общество русской словесности оправдать те надежды, которые на него возлагаются при его создании? Это зависит от наших «личных» инициатив, вдохновения, воли, изобретательности, решительности, ума и такта… Можно ли надеяться на то, что Министерство образования и науки будет прислушиваться к мнению Общества? Это зависит от усилий обеих сторон. Ведь опасность демократии состоит в том, что ваше мнение выслушивают, благодарят, а потом просто делают по-своему без оглядки на высказанное мнение. Впрочем, капля камень точит…

Если уж я заговорил о личной ответственности и инициативах, то со смирением извещаю читателей Русской Народной линии об инициативах Института русского языка имени А.С.Пушкина и Российской ассоциации риторики. 

На телеканале «Культура» с 21 марта продолжится очередной цикл программ «Живое слово». В них наш творческий коллектив (не только ведущий, но и участники-слушатели, все создатели передачи) пытается показать и рассказать, что такое словесность, что такое хорошая речь, что такое выразительное чтение, правила орфографии и пунктуации. Передачи по вечерам с  понедельника по четверг - в 20.45. 

В самое ближайшее время мы организуется цикл лекций в Международном фонде славянской письменности и культуры. 28 марта пройдет мой вечер по русской словесности «Русский язык в поэзии и музыке». 

Самая значимая инициатива — просветительский проект «Объектив культуры», в рамках которого будут проводиться регулярные лекции в Доме Правительства Москвы на Новом Арбате. 7 апреля 2016 года состоится первый вечер под названием «Живое слово и словесность». На нем будем говорить о культуре современной русской речи, о музыке русского слова и слове в музыке.

Объявляем об этой  встрече как одной из первых инициатив созданного Общества русской словесности.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Аннушкин:
«Дети должны понимать и чувствовать красоту слова»
Профессор Владимир Аннушкин о преподавании в школе русской фонетики и словарного запаса
06.11.2017
«Любите писать, записывать свои размышления!»
Филолог Владимир Аннушкин о воспитании хорошего русского языка, общественной и личной стилистики каждого гражданина
24.10.2017
«Куда ж нам плыть…»
О резонансном заявлении Людмилы Вербицкой
03.10.2016
Русский человек: как ему утверждаться русским словом и словесностью?
Филолог Владимир Иванович Аннушкин о главных итогах первого Съезда Общества русской словесности
06.06.2016
«Произошедшее произвело на всех присутствующих колоссальное впечатление»
Филолог Владимир Аннушкин о первом съезде Общества русской словесности
27.05.2016
Все статьи автора