«Пост - это средство очищения души от грязи»

Известные пастыри о праздновании Масленицы и соблюдении Великого поста

Новости Москвы  Великий пост 
0
918
Время на чтение 7 минут
Как сообщалось, «Левада-центр» опросил россиян, собираются ли они отмечать Масленицу, будут ли поститься и как. 

«Как бы вы прокомментировали эти данные? Что бы вы сказали тем, кто Масленицу празднует, но не понимает, зачем нужно поститься, или считает, что пост несовместим с современным ритмом жизни?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что «здесь нужно вообще понять, для чего нужны Масленица, Великий пост, Церковь. Масленица - это время, которое дается организму, чтобы перестроиться от скоромной пищи к постной. Но зачем это нам? Пост - это средство освобождения от земных привязанностей. Мы живем ради того, чтобы поесть, поспать, хорошо одеться? Но Евангелие говорит: "Не хлебом единым жив человек"». 

«Пост - это не насилие и ограничение желаний, - подчеркнул он. - Мы сейчас живем во власти греха, и когда выходим из греховного поля, поднимаемся над привычными интересами, нам открываются перспективы, превосходящие земные удовольствия, нам открывается Царство Небесное. И когда очищается сердце, мы видим Бога. А тот, кто видит Бога, никогда не откажется освободиться от греха. Но для этого надо иметь волю, вескую мотивацию. Потому что ни за какие деньги не купишь чувство блаженства. Церковь для того и создана, чтобы мы, соблюдая каноны, пришли к этому состоянию. И я как человек Церкви скажу, что никогда не променяю это ни на что. А тому, кто впервые решил соблюдать пост, это покажется "темным лесом". И нужны сверхусилия, чтобы человек на это решился». 

«Слава Богу, - продолжил отец Александр, - мы живем в православной стране, где много храмов, священников и любой может прийти в Церковь. От поста еще никто не умер, от таинств люди просвящаются и духовно выздоравливают. А от переедания человек страдает, и если он может подняться над этим адом, он совершает настоящий подвиг. Молитвы помогают в этом, просто слова не имеют такого действия. Пост - это средство очищения души от грязи, которой в этом мире в избытке. К счастью, никто сейчас не мешает идти в Церковь и молиться».
 
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, убежден, что «все упирается в качество веры. Если главное для нас - исполнение заповедей, движение ко Христу, тогда Пост - это средство борьбы со страстями и грехами, и тут все зависит от осмысленности веры. А если этого нет, то соблюдение Масленицы - просто следование обычаям, а не истине. Так что надо разобраться, во что веруем, и подчинить этому жизнь. Если веры нет, тогда неважно, соблюдается пост или нет. Мы же руководствуемся только верой и любовью ко Христу».
 
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, напомнил, что «пост не нами установлен - это божественное повеление. И к нему надо готовиться, чтобы не сразу обрушить на себя. Мудро устроено, что в мясопустную седмицу перед Масленицей не положено есть мяса. Человек морально готовится к посту уже в еде, настраивается психологически. Это подчинение тела духу. Ведь мы рабы тела, а дух задавлен. И мы хотим пробудить его к жизни, так что пост имеет духовное значение, а не телесное». 

«Правильно делают те, кто не бросается поститься сломя голову. И те, кто держит пост впервые, должны делать это постепенно: сначала ограничить алкоголь, курение, мясо, а потом уже наращивать строгость. Надо рассчитывать не на короткий срок, а готовиться к марафонской дистанции, - призвал он. - Но пост надо соблюдать в любом случае. Святой Амвросий говорил: "Кто не хочет поститься волей, будет поститься неволей". А сейчас выбор постных блюд большой: и каши разные, и овощи. Это же не голод, который за умерщвление человека, пост - это мощное воспитательное орудие, когда человек готовится встретить Христа».
 
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил, что «пост помогает человеку вести духовную жизнь. Пост и молитва – то, что приближает человека к Богу. А Великий пост – это усиленная молитва. Благодаря этому опросу мы видим духовно-нравственное состояние общества. Люди правдиво повествуют о том, как живут. Конечно, хочется, чтобы наши соотечественники были более религиозными, тем более что большинство все-таки крещеные, а Крещение обязывает человека вести христианский образ жизни». 

«С другой стороны, - продолжил отец Александр, - мы видим, к чему нужно стремиться в плане проповеди. Да и люди сами должны себя подвигать на духовные подвиги. От этого, в общем-то, зависят и судьбы мира, и каждого человека в отдельности - за благочестие Господь продлит бытие этого мира, даст благополучие, а в конце - Царство Небесное, которое он обещал. И напротив, если мы будем жить вдали от Бога, Церкви, все будет против нас. Поэтому пост очень важен и необходим». 

«Конечно, пост - не голодовка, пост должен быть, прежде всего, духовным, но духовного без материального не бывает, как не бывает внутреннего человека без внешнего и наоборот. В человеке все взаимосвязано. Если люди придут к Богу, пост они будут уже выполнять сами - по своему христианскому рвению и благочестию. Искусственно выполняемый пост не имеет ценности. А настоящий пост - следствие того, что человек решил жить по Божьи, по-христиански», - заключил пастырь.
 
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, пояснил, что «Масленица – это подготовительная неделя перед началом Великого поста, и поэтому неплохо уже сейчас быть сдержанным в пище, - что, собственно, и предусматривает устав Церкви. Нужно постепенно настраиваться на Великий пост». 

«Данные опроса показывают, что праздновать готовы многие, а умерять свои аппетиты и потребности - нет, тогда как для человека куда полезнее воздерживаться от излишеств, соблюдать умеренность в потребностях и удовольствиях. Сейчас огромный выбор различных удовольствий и увеселений. В этом нужно себя стараться ограничить, чтобы пребывать в здоровом состоянии души», - призвал отец Константин.

«Пост важен вне зависимости от времени, в котором мы живем. Великий пост - это древнейшая церковная традиция. Православная Церковь существует две тысячи лет, и во все времена он почему-то был совместим с "современным ритмом жизни". Проблема, думаю, не в установлениях Церкви, а в самих людях, выработавших к этому определенное отношение. Они не хотят учиться воздержанию, не считают это необходимым. Но этот путь ведет человека если не к саморазрушению, то к духовному обеднению», - заключил пастырь.
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «Хорошо, что люди имеют представление о посте – по крайней мере, о Великом. Не может не радовать, что многие хотят себя в чем-то ограничить. Вместе с тем хорошо бы центры, которые проводят такие опросы, заодно выясняли бы, зачем люди постятся, что подразумевают под этим. Ведь многим цель поста пока не ясна. Люди знают, что пост приносит пользу, но вот какую? Для многих Великий пост - своего рода интересная диета. Например, можно было бы спрашивать: "А знаете ли вы, что пост - это средство для достижения праздника Пасхи - Воскресения Христова?"» 

«Пост - это в первую очередь очищение, покаяние, а уже в покаяние входит говение – ограничение себя, - пояснил он. - Кроме того, в дни Великого поста человек должен приносить пользу другим людям, дарить любовь ближним, неимущим. Иначе это не больше чем диета. Посты есть и в других религиях – в буддизме, в исламе, и пост – это всегда средство. А цель Великого поста – принятие праздника Пасхи, максимального выражения любви своим ближним, оказание им помощи. Если человек физически себя в чем-то ограничит, но при этом не изменится, не раскается, останется таким же, пост будет фарисейством – тем, в чем Христос при жизни обвинял фарисеев. Такой человек может даже счесть себя великим праведником, и это самое худшее состояние, потому что лишает возможности измениться».
 
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что «тема сложная, потому что человек должен быть верующим, чтобы понимать, что Масленица - это не праздник, она предваряет Великий пост. И народ гуляет скорее по традиции, а не по духовной потребности». 

«Помню, когда я только начинал воцерковляться, пригласил меня на день рождения мой одноклассник, - как раз это случилось в середине апреля, во время Поста. Сели мы за стол, и я сказал, что обойдусь картошечкой, огурчиками, капусткой. Разумеется, сразу же зашел разговор о том, как полезно держать Пост, как это хорошо очищает организм. А я сказал, что Бога люблю, и если бы Он приказал съесть ядовитую змею, я бы съел. Так что надо начинать с любви к Богу и все. Но наше общество боится "впадать в фанатизм", поэтому гуляют широко на Масленицу, а потом "выводят шлаки". Но основа Поста в любви к Богу и к ближнему. Конечно, иногда надо повеселиться, но не стоит забывать о главном», - призвал отец Георгий.
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что «вся система поста в динамике. При расчете строительства дома учитывают же массу, плотность и прочее. Конструкция общества тоже находится в динамике, и последние 100 лет динамика превалирует над статикой. Меняется отношение к Церкви, к вере. Не так важно количество тех, кто и как относится к Масленице, Великому посту - важнее, что это вообще становится темой для обсуждения». 

«И важна динамика, чтобы это обсуждение не иссякло, чтобы, как говорилось в одной известной юмореске, весь пар не вышел в гудок, то есть в блины и в походы по гостям. Важно, что в народ это идет. А тот, кто не собирается держать пост, значит, еще не дошел до этого, - главное, что он вообще идет в этом направлении», - полагает отец Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.11.2024 10:19
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48