Как сообщалось, «Левада-центр» опросил россиян, собираются ли они отмечать Масленицу, будут ли поститься и как.
«Как бы вы прокомментировали эти данные? Что бы вы сказали тем, кто Масленицу празднует, но не понимает, зачем нужно поститься, или считает, что пост несовместим с современным ритмом жизни?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что «здесь нужно вообще понять, для чего нужны Масленица, Великий пост, Церковь. Масленица - это время, которое дается организму, чтобы перестроиться от скоромной пищи к постной. Но зачем это нам? Пост - это средство освобождения от земных привязанностей. Мы живем ради того, чтобы поесть, поспать, хорошо одеться? Но Евангелие говорит: "Не хлебом единым жив человек"».
«Пост - это не насилие и ограничение желаний, - подчеркнул он. - Мы сейчас живем во власти греха, и когда выходим из греховного поля, поднимаемся над привычными интересами, нам открываются перспективы, превосходящие земные удовольствия, нам открывается Царство Небесное. И когда очищается сердце, мы видим Бога. А тот, кто видит Бога, никогда не откажется освободиться от греха. Но для этого надо иметь волю, вескую мотивацию. Потому что ни за какие деньги не купишь чувство блаженства. Церковь для того и создана, чтобы мы, соблюдая каноны, пришли к этому состоянию. И я как человек Церкви скажу, что никогда не променяю это ни на что. А тому, кто впервые решил соблюдать пост, это покажется "темным лесом". И нужны сверхусилия, чтобы человек на это решился».
«Слава Богу, - продолжил отец Александр, - мы живем в православной стране, где много храмов, священников и любой может прийти в Церковь. От поста еще никто не умер, от таинств люди просвящаются и духовно выздоравливают. А от переедания человек страдает, и если он может подняться над этим адом, он совершает настоящий подвиг. Молитвы помогают в этом, просто слова не имеют такого действия. Пост - это средство очищения души от грязи, которой в этом мире в избытке. К счастью, никто сейчас не мешает идти в Церковь и молиться».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, убежден, что «все упирается в качество веры. Если главное для нас - исполнение заповедей, движение ко Христу, тогда Пост - это средство борьбы со страстями и грехами, и тут все зависит от осмысленности веры. А если этого нет, то соблюдение Масленицы - просто следование обычаям, а не истине. Так что надо разобраться, во что веруем, и подчинить этому жизнь. Если веры нет, тогда неважно, соблюдается пост или нет. Мы же руководствуемся только верой и любовью ко Христу».
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, напомнил, что «пост не нами установлен - это божественное повеление. И к нему надо готовиться, чтобы не сразу обрушить на себя. Мудро устроено, что в мясопустную седмицу перед Масленицей не положено есть мяса. Человек морально готовится к посту уже в еде, настраивается психологически. Это подчинение тела духу. Ведь мы рабы тела, а дух задавлен. И мы хотим пробудить его к жизни, так что пост имеет духовное значение, а не телесное».
«Правильно делают те, кто не бросается поститься сломя голову. И те, кто держит пост впервые, должны делать это постепенно: сначала ограничить алкоголь, курение, мясо, а потом уже наращивать строгость. Надо рассчитывать не на короткий срок, а готовиться к марафонской дистанции, - призвал он. - Но пост надо соблюдать в любом случае. Святой Амвросий говорил: "Кто не хочет поститься волей, будет поститься неволей". А сейчас выбор постных блюд большой: и каши разные, и овощи. Это же не голод, который за умерщвление человека, пост - это мощное воспитательное орудие, когда человек готовится встретить Христа».
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил, что «пост помогает человеку вести духовную жизнь. Пост и молитва – то, что приближает человека к Богу. А Великий пост – это усиленная молитва. Благодаря этому опросу мы видим духовно-нравственное состояние общества. Люди правдиво повествуют о том, как живут. Конечно, хочется, чтобы наши соотечественники были более религиозными, тем более что большинство все-таки крещеные, а Крещение обязывает человека вести христианский образ жизни».
«С другой стороны, - продолжил отец Александр, - мы видим, к чему нужно стремиться в плане проповеди. Да и люди сами должны себя подвигать на духовные подвиги. От этого, в общем-то, зависят и судьбы мира, и каждого человека в отдельности - за благочестие Господь продлит бытие этого мира, даст благополучие, а в конце - Царство Небесное, которое он обещал. И напротив, если мы будем жить вдали от Бога, Церкви, все будет против нас. Поэтому пост очень важен и необходим».
«Конечно, пост - не голодовка, пост должен быть, прежде всего, духовным, но духовного без материального не бывает, как не бывает внутреннего человека без внешнего и наоборот. В человеке все взаимосвязано. Если люди придут к Богу, пост они будут уже выполнять сами - по своему христианскому рвению и благочестию. Искусственно выполняемый пост не имеет ценности. А настоящий пост - следствие того, что человек решил жить по Божьи, по-христиански», - заключил пастырь.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, пояснил, что «Масленица – это подготовительная неделя перед началом Великого поста, и поэтому неплохо уже сейчас быть сдержанным в пище, - что, собственно, и предусматривает устав Церкви. Нужно постепенно настраиваться на Великий пост».
«Данные опроса показывают, что праздновать готовы многие, а умерять свои аппетиты и потребности - нет, тогда как для человека куда полезнее воздерживаться от излишеств, соблюдать умеренность в потребностях и удовольствиях. Сейчас огромный выбор различных удовольствий и увеселений. В этом нужно себя стараться ограничить, чтобы пребывать в здоровом состоянии души», - призвал отец Константин.
«Пост важен вне зависимости от времени, в котором мы живем. Великий пост - это древнейшая церковная традиция. Православная Церковь существует две тысячи лет, и во все времена он почему-то был совместим с "современным ритмом жизни". Проблема, думаю, не в установлениях Церкви, а в самих людях, выработавших к этому определенное отношение. Они не хотят учиться воздержанию, не считают это необходимым. Но этот путь ведет человека если не к саморазрушению, то к духовному обеднению», - заключил пастырь.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «Хорошо, что люди имеют представление о посте – по крайней мере, о Великом. Не может не радовать, что многие хотят себя в чем-то ограничить. Вместе с тем хорошо бы центры, которые проводят такие опросы, заодно выясняли бы, зачем люди постятся, что подразумевают под этим. Ведь многим цель поста пока не ясна. Люди знают, что пост приносит пользу, но вот какую? Для многих Великий пост - своего рода интересная диета. Например, можно было бы спрашивать: "А знаете ли вы, что пост - это средство для достижения праздника Пасхи - Воскресения Христова?"»
«Пост - это в первую очередь очищение, покаяние, а уже в покаяние входит говение – ограничение себя, - пояснил он. - Кроме того, в дни Великого поста человек должен приносить пользу другим людям, дарить любовь ближним, неимущим. Иначе это не больше чем диета. Посты есть и в других религиях – в буддизме, в исламе, и пост – это всегда средство. А цель Великого поста – принятие праздника Пасхи, максимального выражения любви своим ближним, оказание им помощи. Если человек физически себя в чем-то ограничит, но при этом не изменится, не раскается, останется таким же, пост будет фарисейством – тем, в чем Христос при жизни обвинял фарисеев. Такой человек может даже счесть себя великим праведником, и это самое худшее состояние, потому что лишает возможности измениться».
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что «тема сложная, потому что человек должен быть верующим, чтобы понимать, что Масленица - это не праздник, она предваряет Великий пост. И народ гуляет скорее по традиции, а не по духовной потребности».
«Помню, когда я только начинал воцерковляться, пригласил меня на день рождения мой одноклассник, - как раз это случилось в середине апреля, во время Поста. Сели мы за стол, и я сказал, что обойдусь картошечкой, огурчиками, капусткой. Разумеется, сразу же зашел разговор о том, как полезно держать Пост, как это хорошо очищает организм. А я сказал, что Бога люблю, и если бы Он приказал съесть ядовитую змею, я бы съел. Так что надо начинать с любви к Богу и все. Но наше общество боится "впадать в фанатизм", поэтому гуляют широко на Масленицу, а потом "выводят шлаки". Но основа Поста в любви к Богу и к ближнему. Конечно, иногда надо повеселиться, но не стоит забывать о главном», - призвал отец Георгий.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что «вся система поста в динамике. При расчете строительства дома учитывают же массу, плотность и прочее. Конструкция общества тоже находится в динамике, и последние 100 лет динамика превалирует над статикой. Меняется отношение к Церкви, к вере. Не так важно количество тех, кто и как относится к Масленице, Великому посту - важнее, что это вообще становится темой для обсуждения».
«И важна динамика, чтобы это обсуждение не иссякло, чтобы, как говорилось в одной известной юмореске, весь пар не вышел в гудок, то есть в блины и в походы по гостям. Важно, что в народ это идет. А тот, кто не собирается держать пост, значит, еще не дошел до этого, - главное, что он вообще идет в этом направлении», - полагает отец Макарий.