Цена нефти – основное условие для составления и прогноза, и бюджета – все четыре года останется дешевле $50/барр., предполагает министерство. В базовом варианте ее средняя цена в 2016 году – $35/барр., в следующие три года – $40, $45 и $45/барр. соответственно. В консервативном варианте нефть дешевле, чем в базовом, на $10. Оптимистичный (целевой) вариант совпадает с базовым.
Это еще не прогноз, а некоторые условия для обсуждения, уточняет федеральный чиновник. Минфин уже просчитал бюджет и по $25, и по $30, и по $40/барр., говорит другой федеральный чиновник.
«Базовые гипотезы прогноза» предусматривают сохранение на все четыре года сложившихся внешних условий и принятых на 2016 год решений в бюджетной политике. Так, Минэкономразвития предполагает ускорение темпов роста мировой экономики за счет развитых стран; сохранение санкций в отношении России и ответных антисанкций до начала 2020 года. Ограниченный доступ к рынкам капитала снизит и отток капитала – с $35 млрд в 2016 году до $15 млрд в 2019 году, считает МЭР.
Бюджет продолжит экономить на социальных расходах. Пенсии, как в 2016 году, будут индексироваться раз в год на целевой уровень инфляции – 4%. Правда, Минэкономразвития ожидает, что эта цель достигнута не будет ни в 2017 году, как рассчитывает Центробанк, ни даже в 2019 году: к концу нынешнего года она снизится до 7,7%, еще через год – до 6,2%, к концу 2018 года – до 5,5% и останется на этом уровне по итогам 2019 года. Это означает, что в реальном выражении за эти четыре года пенсии снизятся примерно на 10%.
Прогноз Минэкономразвития проанализировал в интервью «Русской народной линии» доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
Все нулевые годы крепла структура экономики, зависимая от сырья. Модель экономики, не зависимой от сырья, в случае России возможна, если при той же доле сырья в ВВП и в экспорте увеличится доля продукции с высокой добавленной стоимостью. Но для этого необходимы ресурсы. Падение цен на нефть и сырьевая зависимость ограничивают как раз ресурсы для поднятия обрабатывающих секторов. Поэтому «тучные» годы необходимо было использовать для того, чтобы перекинуть ресурсы между секторами. К сожалению, ничего подобного не было. А ныне уже трудно осуществить этот процесс.
О модернизации экономики заявлено было давно. Однако специалисты об этом писали еще в 1990-е годы, как и о задачи реструктуризации экономики, научно-технологического развития, чтобы наука, техника были определяющими факторами роста, пусть и невысокого. Но политическое руководство страны было убаюкано высоким темпом роста. Главным показателем нашей сырьевой зависимости является политика, связанная как раз с прогнозами цен на нефть. Если экономика не зависит от сырья, то ей «наплевать», какова будет стоимость нефти. Но учитывая, что мы являемся сырьевой страной по своей природе, то постановка проблемы о несырьевом развитии выглядит смешно. Например, у человека имеется дом с приусадебным участком, на котором выросло много яблонь, постоянно дающих урожай. И как поставить перед хозяином дома задачу развития не за счет яблочного урожая? Также дело обстоит и с экономикой. Нам Богом дана наша земля, которую мы освоили, открыли месторождения, поэтому мы используем и должны использовать эти преимущества, мы не сможем быть независимы от сырья в общем смысле. А вот создавать значительный объём конечной продукции, на основе высоких технологий можем и должны, так чтобы эта продукция и эти технологии обеспечивали нам намного больший доход, нежели продажа сырья. Никто и не говорит о свёртывании сырьевого комплекса, в котором присутствует множество проблем технологического характера. В этой отрасли также нужно повышать эффективность, внедрять инновации, придумывать новые способы добычи, хранения, транспортировки и контроля.
Конечно, существует множество проблем, в том числе при добыче угля, которые всплыли на поверхность в связи с гибелью шахтеров в шахте «Северная». Мы обречены на решение этих проблем - и хорошо, если с помощью создаваемого российского оборудования. Но помимо сохранения объема сырьевого комплекса мы должны начать стратегическое увеличение объемов обработки, развивать и создавать обрабатывающие сектора. Однако данная задача не решается наскоком.
Поэтому прогноз Минэкономразвития вполне справедлив. Я уже писал, что средняя цена на нефть в 2016 году составит 32-34 доллара за баррель. А согласно данному прогнозу – 35 долларов за баррель. Как видим, мои оценки были близки этому прогнозу.
Но меня смущает другое, а именно некоторые как оказалось разногласия между Минфином и Минэкономразвития по антикризисному плану. Минфин аргументирует к Минэкономразвитию, что не совсем можно достичь планируемых цифр и отдельных финансовых назначений. Настораживает, что правительство продолжит экономить на социальных расходах, пенсии будут индексировать лишь один раз в год, судя по этим оценкам. К тому же индексация планируется производиться на странные 4%. Я не думаю, что по итогам 2016-2017гг., будет достигнут такой уровень инфляции, и что нужно его достигать в принципе, особенно методами рестриктивной политики, например, сдерживая рост пенсий. Причем в указанном прогнозе говорится, что грядёт сокращение пенсии в реальном выражении в последующие четыре года на 10%. Подобная политика категорично не допустима! Так, например, профессорская пенсия, например, составляет 12-14 тысяч рублей! А пенсия инвалида второй группы в одном из регионов – 12-13 тысяч рублей! Пенсия заслуженного машиностроителя, имеющего большой стаж и заслуги – 17 тысяч рублей признаётся очень приличной для данного региона. А как пожилым людям на такую пенсию приобретать лекарства? Или как жить профессору на 12-14 тысяч в месяц на пенсии?!
Прогноз – это ориентировочная информация, которую трудно комментировать и анализировать. Сейчас масса прогнозов, своеобразная «прогнозная суматоха». Большая их часть не сбывается. Но по большему счету не нужно придавать ей огромного значения, потому что правительство неоднократно изменит свои подходы, судя по их нынешним действиям. Тем более, что в 2018 году состоятся президентские выборы. Я надеюсь, что выборная кампания позволит не осуществлять сдерживание социальных расходов.
Опубликованная информация подрывает доверие электората к власти, ибо выглядит самоубийственной и необоснованной – ни научно, ни экономически, ни социально. Эта информация не согласуется с базовыми заявлениями Президента России и его Посланием, поэтому выглядит весьма странно.
Лучше обратить внимание на иные процессы. Так, в одном из институтов РАН, например, объявляется изменение структуры с целью переведения людей якобы по их заявлениям на должности ведущих и главных сотрудников с постов руководителей центров и секторов, но это фактически может привести к снижению заработной платы, а, возможно, позволить сокращать людей. Однако, работники, имеют полное право не писать такие заявления – пусть делается всё приказом. Если это законно, почему призывать людей писать некие заявления? Я предполагаю, что приказом нельзя оформить эти действия, ибо это нарушение «Кодекса законов о труде Российской Федерации» (перевод на более низкую заработную плату). А в чём базовая причина таких событий, истоки? На РАН ожидается сокращение расходов на 10%, а может быть и выше.
В этом прогнозе имеется единственный позитив – трезво оценивается, что низкая средняя цена на нефть продержится какой-то значимый период времени, поэтому не стоит ожидать быстрого увеличения стоимость барреля. Хотя усилия предпринимаются, в том числе по дипломатической линии - контакты с Саудовской Аравией с целью добиться ограничения добычи нефти и т.д. Однако, так или иначе, не стоит ожидать быстрого подъема цен на нефть.
Прогноз похож на правду по цене на нефть. Он исходит из того, что цена на нефть не будет серьёзно повышаться и сохраниться в диапазоне от 32 до 50 долларов за баррель в ближайшие четыре года.
Однако прискорбно, что не прогнозируется ничего позитивного в области социальных расходов, ожидается рестриктивная политика по пенсиям, что недопустимо. Даже на уровне прогнозов это должно быть изменено.
1. правительство продолжит экономить на социальных расходах,