Фильм, достойный имени святителя Луки…

Виталий Безруков о своем участии в картине «Исцелить страх»

18 марта празднуется память великого святого нашего времени, врача, ученого и самоотверженного пастыря – святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Биография владыки Луки известна, он жил совсем недавно, осталось много свидетельств, но, чем больше открываешь фактов о святом-хирурге, тем большее испытываешь потрясение его подвигом священнического и врачебного служения во имя любви.
 
Художественный фильм «Лука», снятый в 2013 году режиссером Александром Пархоменко, стал удачной попыткой приблизить образ святителя к нашим современникам. Фильм вышел на киноэкраны России под названием «Исцелить страх», о нем много и охотно писали в год его появления. Лента создана при участии трех славянских стран: Украины, Белоруссии и России, что символически отражает братство народов, сродненных во Христе. Братство, которое ныне испытывается той же антихристовой силой, что в XX веке обрушилась на Россию. В борьбе с этой же силой духовно закалился святитель Лука.
 
Картина «Лука» («Исцелить страх») - редкая удача кинематографистов, дерзнувших исследовать тему святости. Для меня это был фильм-встреча, фильм, после просмотра которого захотелось взять в руки акафист святителю Луке и молитвенно обратиться к нему, настолько реально переживалось присутствие святого, и так хотелось продлить радость, родившуюся от этой встречи.
 
Когда сталкиваешься с интересной, глубокой картиной, снятой светскими кинематографистами, для светской публики, но проникнутой подлинным православным мировоззрением, хочется расспросить тех, кто непосредственно воплощал в картине образ великого подвижника. В роли святителя Луки, когда тот, уже достигнув зрелого возраста, вступил в череду самых страшных испытаний силы своей веры и немощи своего человеческого естества, снялся известный российский актер Виталий Сергеевич Безруков.
 
Мне повезло повстречаться с Виталием Сергеевичем в один из его приездов в Санкт-Петербург. Тогда на презентации его книги о Сергее Есенине, проходившей в «Буквоеде», он ответил на вопрос, чем запомнилась ему участие в картине «Лука», что в работе над образом святителя-хирурга давалось ему легко, а что было трудным?
 
Актер признался, что работать было трудно, священника, а тем более святителя – того, кто является столпом веры и для мирян, и для иерархов Церкви – играть не просто: «Слава Богу, что я – православный христианин. Но для меня Церковь – как мать. Мать, которую любишь, но, став взрослым, зачастую забываешь, и бежишь к ней только когда тебе плохо, когда нужна помощь. Вот тогда и про молитву вспомнишь, и в храм зайдешь».
 
«Все в жизни не случайно – в юности моим соседом по площадке был архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Киприан (Зернов). – рассказал В.С. Безруков. – Мне было лет 19, быт архиерея протекал на моих глазах, я видел, как священник в высоком сане ведет себя в обыденности, и через много лет этот опыт мне пригодился.
 
Как-то я спросил у архиепископа Киприана, по-мальчишески фамильярно, обращаясь к нему по его светскому имени-отчеству: "Михаил Викентьевич, скажи пожалуйста, Бог есть или нет?" Я был комсомольцем, и "правильный" ответ для меня заранее был известен. Он мне ответил мудро: "Сын мой, если веришь - есть, а не веришь - нет!"
 
Эта роль - подарок судьбы, и с профессиональной стороны, и с духовной. У меня к тому времени давно не было ролей в кино - сниматься предлагали, но в таких картинах, которые рассказывали о жизни криминала или богатых "папиков" - я отказывался от них, разумеется. К стыду своему, я не знал, кто такой святитель Лука (Войно-Ясенецкий), хотя считаю себя интеллигентом.
 
Мне предложили участвовать в картине из-за портретного сходства с епископом Лукой. До съемок я весил 113 кг, чтобы максимально соответствовать образу героя, похудел на 23 кг. Читая брошюру о святителе, поразился ее названию "Священник - хирург". Меня потрясло, что этот гениальный врач принял священный сан в самую лютую годину лихолетья и не отрекся от него под жуткими пытками. Передать его подвижничество непросто. Поэтому я понимал, какую ответственность принимаю, соглашаясь на роль.
 
На съемках я подсказывал ребятам реалистические сцены, свойственные тому времени, ведь отец рассказывал мне, как велись допросы в НКВД. Мы снимали в казематах на Подоле ежедневно, с 7 утра до 22. А во время съемок я предложил, для того, чтобы было натуральнее, эпизод с допросом епископа Луки у следователя НКВД снимать по-настоящему, без дублей. Я предупредил, что второго дубля я не выдержу.
 
Поставили две камеры, и я предложил актеру Ивану Мацкевичу, игравшему следователя, сесть на стол, на все дела, лежавшие там, и пренебрежительно вытаскивать дело епископа из-под седалища. После вопроса: "Ты связан с немецкой разведкой?" бить заключенного Войно-Ясенецкого, этой папкой по голове, да так, чтобы пыль столбом взлетала. Второй вопрос, и после ответа "нет", бить в челюсть.
 
Он ударил – и у меня глаза из орбит. А после того, как приложил еще и сапогом в грудь – я вылетел из кадра! Трое суток лежал с легким сотрясением мозга. Слава Богу, это был последний съемочный день. Вот, какие трудности были в работе над фильмом.
 
И испытания были. Автор сценария и книги о святителе Луке протодиакон Василий Марущак как-то сказал мне: "Виталий Сергеевич, я вам открою, святитель Лука непременно поделится с вами своими страданиями. Вы, играя его в кино, стали с ним едины, а он прошел через адские муки, и непременно поделится с вами своей болью".

Уже начав сниматься, я вдруг узнаю, что врачи нашли у меня онкологию. Предложили сделать операцию. Когда готовили к ней, я мысленно видел завораживающие глаза святителя Луки. Он как будто стоял передо мной, с этой его божественной верой, ведь он оперировал, не снимая наперсного креста, помолясь Божией Матери, затем рисовал йодом крест на том месте, где планировал делать хирургический разрез. Меня прооперировали и вот, слава Богу, живу.
 
Презентация фильма проходила в Симферополе, в Свято-Троицком женском монастыре. Крымчане почитают святителя Луку как спасителя Крыма, ведь если бы не он, то ужас, который творится в Донбассе, был бы и в Крыму. Для нас открыли раку святого. Прикладываясь к его мощам, я молился о семье, о внуках, и владыка Лука мою просьбу услышал. Вот такие чудеса творит святитель и врач Лука Войно-Ясенецкий».
 
Виталий Сергеевич посетовал, что время полнометражного фильма – около двух часов – коротко, чтобы уложить в него всю жизнь человека такого масштаба. Картину снимали целый год, отснятого материала накопилось серий на пятнадцать. Очень жалко, что в фильм не вошли эпизоды, раскрывающие напряженную внутреннюю борьбу владыки, моменты решающего выбора между верой и призванием.
 
«Если Бог даст, о чем мы с продюсером молимся, у нас появятся деньги, мы смонтируем все, что отсняли, и будет фильм большой, достойный имени святителя Луки, чтобы зрители увидели глубину страдания и высоту любви этого великого человека, врача и святого», - рассказал В.С. Безруков.
 
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии» 
 
Виталий Безруков о своем участии в картине *Исцелить страх*
 
Виталий Безруков о своем участии в картине *Исцелить страх*
 
Виталий Безруков о своем участии в картине *Исцелить страх* 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анна Бархатова:
«Я хочу создать миф: Россия»
В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова
06.04.2018
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
«Нравственные установки – главная характеристика православной молодежи»
В Санкт-Петербурге отмечается Международный день православной молодежи
15.02.2018
Ступеньки в прошлое
В Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается выставка, посвященная 100-летию Александро-Невского братства
27.01.2018
Нужна политическая воля
По словам поэта Бориса Орлова, в 2017 году в области культуры произошёл перелом
09.01.2018
Все статьи автора
"ДелоРус и Александро-Невская Семья"
«Сыны России»
В Санкт-Петербурге состоится Гала-концерт и награждение лауреатов IV Историко-патриотического фестиваля
27.11.2019
«Буду трудиться во славу Отечества везде, где окажусь нужен»
Известному военному священнику и просветителю протоиерею Олегу Тэору — 75
01.11.2019
Диалог власти и Церкви
Митрополит Варсонофий обсудил с Александром Бегловым вопросы взаимодействия епархии и городской администрации
25.10.2019
Все статьи темы