«Како воспоем песнь Господню на земли чуждей»

Слово протоиерея Александра Шаргунова о 136-м псалме

В Неделю о блудном сыне на всенощной поют в церкви псалом: «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом». Это страдание — чувство народа, который пережил захват и разрушение Иерусалима в 587 году до Рождества Христова. Но бремя вавилонского плена ощущается им и после возвращения домой, при виде родного города, все еще лежащего в руинах. И это — наше воспоминание о времени плача в коммунистическом Вавилоне, который пленил нас на нашей земле на семьдесят лет, и мы жили, как на чужбине, где разорялись алтари, и само имя России, по пророческому слову святого Иоанна Кронштадтского, пытались уничтожить враги ее.

Эта песнь — наш сегодняшний скорбный час, когда за нераскаянность нашу оказались мы среди нового плена, и снова на родине мы — как в изгнании. Сколько народу погибло в том плену, и сколько умерло душою, забыв о Иерусалиме! Другое поколение, не те, что попали в плен, вернулись из плена. Как многие иудеи уподоблялись народам, среди которых они жили в вавилонском плену, так сегодня, среди поклонения маммоне и разврату, многие православные русские теряют все свое православное и русское. Самые священные чувства — религиозные, патриотические — неотделимы друг от друга. Разве только тоской по дому снедаемы были плакавшие на реках вавилонских? Тяжелее, чем физическая разлука с родиной, была для них разлука с Господом, поскольку они были лишены возможности увериться в Его присутствии, как это было когда-то на праздниках в храме. Сегодня Господь вновь напоминает нам, что в каждом народе истинно то, что принадлежит Христу, и что грех обезличивает, лишает национального. Никогда не вернется нам наше подлинное, земное Отечество, если о небесном Отечестве не будут, прежде всего, наши плач и молитва.

Накануне Великого поста принесем Господу нашу муку и покаяние. Неужели отверг нас навеки Господь? То, что пророки предвозвещали, теперь исполняется со всей силой. Мы чувствуем, как рука Бога Живаго легла нам на плечи в наказание. Мы «повесили на вербах органы наши», потому что мы слышим, как наши мучители приближаются к нам. Чтобы дать убедиться нам, что теперь их время, их власть, они предлагают с жестокой насмешливостью: «Пропойте нам от песней Сионских!» Как красиво в Церкви поют, какая древность в псалмах и какая жертвенность в литургии! И все это может быть для увеселения беззаконных! Иже на всякое время, и на всякий час покланяемый и славимый, долготерпеливе и многомилостиве Господи! Не всякое место и не всякий час, не всякое состояние ума и не всякая человеческая среда подходят для принесения хвалы имени Твоему Святому. Бывают обстоятельства, когда это становится явным нечестием. Мы будем повинны во лжи и лицемерии, если принудим себя по малодушию и маловерию петь славу Богу, допуская насилие над нашими душами. Святость Божия оскорбляется, когда песнь Господня воспевается для развлечения растлителей и убийц. Сам Христос встает на пути беззакония: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6).

Вавилон, как изъясняют святые отцы, есть смешение. И это последнее наступление зла (то, что мы наблюдаем сегодня) заключается в усилии смешать истину с ложью, чтобы обесценить, обессмыслить, обессолить истину. Среди нынешнего Содома и Гоморры мы призваны стоять насмерть защитниками святости Божией. И это значит также, чтобы мы не допускали, оттого что мы Христовы, смешения с грехом в самих себе. Святой Григорий Богослов говорит: «Когда мы увлечены в Вавилон — в злое греховное смешение — то находясь на сем месте, не можем петь Божественной песни, как на земле чужой, ибо доколе мы порабощены греху, тягостнейшему всех иноплеменников, дотоле нам не позволено говорить о чем-либо Божественном, хотя бы мы имели орудие слова, как они тогда — псалтири и гусли».

Как для них тогда сила Божия открывалась в судьбе Иерусалима, в его падении и в его восстановлении, которого чаяли их души, так для нас да откроется покаянием смысл происходящего с нами и даруется надежда на исполнение пророчеств наших святых о расцвете православия в России. Пусть покаянием нашим в этой духовной брани придет полное истребление Вавилона, чтобы могли мы «разбить младенцы его» — все наши греховные помыслы — о камень веры, который есть Христос. Пусть из плена греховного освободятся души наши наступающим Великим постом, когда на реках вавилонских, вдали от родины, с глазами, полными слез, воспоем мы эту песнь исхода. И пусть дано будет нам засвидетельствовать пред Богом чистоту наших душ восклицаниями святого веселья: «Пойте Богу нашему, пойте!», когда среди криков радости пасхальной: «Христос Воскресе!» будет стоять воскресший Бог.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Слово о. Александра, конечно, о личном покаянии, но не только

Как красиво в Церкви поют, какая древность в псалмах и какая жертвенность в литургии! И все это может быть для увеселения беззаконных! Иже на всякое время, и на всякий час покланяемый и славимый, долготерпеливе и многомилостиве Господи! Не всякое место и не всякий час, не всякое состояние ума и не всякая человеческая среда подходят для принесения хвалы имени Твоему Святому. Бывают обстоятельства, когда это становится явным нечестием. Мы будем повинны во лжи и лицемерии, если принудим себя по малодушию и маловерию петь славу Богу, допуская насилие над нашими душами.

А вот я думаю - нынешнее повальное шествие концертов в филармониях и проч. - "Поют православные хоры" и т.д. (каждый может привести список гастролирующих хоров из весьма известных храмов, начиная с московских),- это не для "увеселения беззаконных"? Когда ведущая с придыханием сообщает о своей нечуждости к монастырям, и о том, что "воскресЕ Бог" (sic!), а публика кричит "Браво!" после талантливо исполненной стихиры?

Владимир Ст. / 29.02.2016
Александр Шаргунов:
Мы оделись во Христа
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
10.11.2019
Суд об Отечестве нашем
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования Казанской иконы Божией Матери
04.11.2019
Пропасть, через которую нет перехода
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
03.11.2019
Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Димитриевской родительской субботы
02.11.2019
Исключительный дар видеть Христову красоту
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого апостола и евангелиста Луки
31.10.2019
Все статьи автора