Итоги опроса проанализировала в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:
С законодательной точки зрения Церковь и государство не должны взаимодействовать, ибо каждая сторона выполняет свою функцию в обществе. Церковь, прежде всего, призвана осуществлять духовное окормление граждан страны, заниматься духовно-нравственным возрождением народа. Но в деле для возведения храмов в Москве нужна государственная поддержка. Задача Церкви окормлять не только верующих людей, но и тех, кто оказался на перепутье, воцерковлять всех людей, в том числе тех, которые называют себя православными, но не ходят в храм.
В Церкви действует соответствующий Миссионерский отдел – священники обучают людей основам веры, просвещают светом Истины. Например, на Филиппинах сейчас активно развивается миссия Русской Православной Церкви и налицо впечатляющие результаты – многие общины переходят в лоно нашей Церкви. Православные миссионеры объясняют местным жителям суть нашей веры.
В заботе об обездоленных, слабых, болящих и немощных необходимы все формы сотрудничества Церкви и государства. Но есть государственные сферы, к которым Церковь не имеет никакого отношения. Церковь может и должна принимать участие в законотворчестве, если речь идет о духовно-нравственных сферах, когда закон противоречит христианской морали.
Еще три-четыре года тому назад шли разговоры о церковно-государственной симфонии. Нельзя сказать, что ныне ухудшились отношения между Церковью и государством, но возникают сомнения, может ли воплотиться упомянутая симфония? Само понятие «симфония» переживает определенные изменения. Честно признаюсь, мне не совсем ясно, что такое симфония Церкви и государства. У каждого есть своя функция, в которой не может осуществляться взаимодействие. Но есть сферы, прямо касающиеся христианских ценностей, в которых должны быть налажены церковно-государственные отношения. Но не более того.
Ныне государство осуществляет большой объем внешнеполитической деятельности. А есть ли симфония Церкви и государства в политике России на международной арене, в ведении военных действий? В любой сфере, касающейся христианских ценностей, Церковь и государство должны взаимодействовать. Но есть ли симфония в этих действиях? Например, я глубоко сомневаюсь, что государство прикладывает все усилия по защите наших детей от наркотиков, от алкогольной зависимости, уделяет достаточное внимание воспитанию молодежи, а самое главное, по созданию идеологии в обществе, которая бы несла духовно-нравственные ценности, а не только товарно-денежные отношения.
Встреча Патриарха Кирилла с папой Римским Франциском не свидетельствует о церковно-государственной симфонии. В данной ситуации наш Патриарх защищал православных людей, проживающих на Украине. Российское государство не в состоянии решить эту проблему, поэтому Патриарх пытается отстоять наши храмы на Украине, принудить католиков к миру, чтобы в условиях войны и ненависти они вели себя мирно с православными.
Патриарх имеет право морально поддерживать действия России в Сирии. Но возникает вопрос: симфония Церкви и государства выражается в единение позиций Президента и Патриарха или все-таки народа? Это существенная разница. Я не уверена, что все поддерживают нашу операцию в Сирии, как православные, так и не православные. Это дискуссионный вопрос. В данной ситуации позиция Президента и Патриарха отличается от мнения части населения России. Симфония Церкви и государства подразумевает не только позицию Патриарха и Президента, но и российского народа, поскольку государство - это прежде всего народ.
12. Re: Симфония Церкви и государства и… народа
11. Re: Симфония Церкви и государства и… народа
10. Ответ на 4., Георгий:
9. Re: Симфония Церкви и государства и… народа
8. Наивность
7. Re: Симфония Церкви и государства и… народа
6. Re: Симфония Церкви и государства и… народа
5. Как то не вяжется!
4. Re: Симфония Церкви и государства и… народа
3. Re: Симфония Церкви и государства и… народа