Патриарх отметил, что его не отговаривали от встречи с понтификом, потому что никто о ней не знал. «Подготовить такую встречу в условиях гласности невозможно — слишком много противников», — рассказал Предстоятель РПЦ в бразильском городе Сан-Паулу по итогам поездки по странам Латинской Америки.
«Есть мощные силы, которые этого не очень хотели, поэтому надо было спокойно и в тишине ее готовить, что мы и сделали», — пояснил Патриарх.
При этом он рассказал, что общую декларацию «закончили писать за несколько часов до встречи, и доказательством этому является то, что текст был напечатан не очень хорошо». «Мы правили текст до самого последнего момента, совместно. Это творческая работа двух церквей», — подчеркнул Патриарх.
Саму встречу он назвал искренней беседой «двух людей, обеспокоенных очень многим, что сегодня происходит в мире — как в христианской семье, так и на стыке христианско-мусульманских отношений». Он также констатировал, что на встрече не обсуждалось ни одного богословского вопроса, и «не нужно ничего бояться».
Встреча Патриарха Московского с папой Римским, прошедшая 12 февраля, стала первой в истории после Великого раскола 1054 года.
В Русской Православной Церкви удивлены критике греко-католиков (униатов) Украины декларации, подписанной 12 февраля папой Римским Франциском и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Гаване, заявил Патриарх.
«Униаты выступили против папы или, по крайней мере, против позиции, которую папа занял, ссылаясь на то, что его кто-то обманул, ввели в заблуждение, якобы двое человек эту декларацию написали, что совершенно не соответствует действительности», — сказал Патриарх, заверив, что «это коллективный труд». «Мне было удивительно слышать критику из Киева по декларации», — поделился Патриарх Кирилл. Он считает важным, чтобы униаты также принимали участие в деле примирения церквей и «остались в стороне все эти наклейки ярлыков, попытки на кого-то за границей спихнуть вину за то, что происходит в их собственной стране».
«Задача — всем вместе сегодня работать над примирением. Мы готовы в этом участвовать ровно настолько, насколько украинские братья этого пожелают. Если они скажут: без вас, пожалуйста — без нас», — сказал Патриарх.
Затронутая в декларации проблема униатизации Украины и призыв папы и Патриарха к миру следует рассматривать, как шанс для начала конструктивного диалога и «фундамент для нормализации отношений», считает Патриарх Кирилл.
«И эта негативная реакция на Украине меня очень огорчила. Вместо того, чтобы сразу сходу отвергать и говорить про церковь-агрессора, про отсутствие братоубийственной войны, вместо того, чтобы использовать политические штампы, нужно было подумать об открывающемся шансе, но видимо не так сейчас люди мыслят», — сказал он.
Непредвиденное чрезвычайное происшествие произошло во время полета 17 февраля к полярникам на станцию «Беллинсгаузен» Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: лопнул верхний из двух слоев лобового стекла самолета, сообщает РИА Новости. Это могло привести к разгерметизации салона и трагическим последствиям, сообщил он.
Самолет с Патриархом и делегацией вылетел в Антарктиду из чилийского города Пунта-Аренас. Во время полета у самолета лопнул верхний слой лобового стекла. Было принято решение вернуться, чтобы сменить борт, что и было сделано. Патриарх Кирилл впервые посетил Антарктиду, встретился с полярниками. «Очень опасная авария: лобовое стекло кабины — двухслойное, и первый слой, который выдерживает наибольший удар, разлетелся на мелкие кусочки. Пилот сказал, что это очень опасно, и нужно срочно возвращаться. Я, конечно, согласился и предложил пилоту лететь на высоте 3-4 тысяч метров, чтобы в случае разгерметизации мы с вами остались живы», — рассказал Патриарх сопровождавшим его журналистам уже спустя несколько дней.
На момент инцидента самолет находился на высоте 9 тысяч метров. «Там мало было бы шансов нам добраться до материка», — сказал Патриарх. По его словам, постепенно высота над уровнем моря была снижена, и значительную часть полета она не превышала 4 тысяч метров. Патриарх подчеркнул, что, «конечно, это был рискованный полет», но отказаться от уже принятого теплого приглашения полярников он не мог.