Как сообщалось, 17 февраля Президент России Владимир Путин принял в загородной резиденции Ново-Огарёво премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. На совместной пресс-конференции венгерский гость высказал свое мнение по четырем вопросам.
Первый. Он, в отличие от Брюсселя, не согласен с тем, что нашествие мигрантов является благом для Европы.
Второй. В.Орбан убежден, что Европа должна сохранить христианские ценности.
Третий. По его мнению, все должны исполнять заключенные договоренности, в том числе Шенгенское соглашение.
Четвертый. Венгрия сама должна решать - впускать к себе беженцев или не впускать, а не слушать указки из Брюсселя.
Философские тезисы В.Орбана проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный политолог, д.ф.н., профессор Сергей Лебедев:
Виктор Орбан является лидером венгерской националистической партии «Фидес». Я употребляю слово «националистический» не в ругательном жанре, как привыкли в России, а в нейтральном смысле. Венгры - интересный народ, любящий подчеркивать, что его предки пришли из Азии. Однако ДНК и генеалогия констатируют, что подавляющее большинство венгров являются потомками омадьяренных славян, романцев и других народов фракийского происхождения.
У венгров своеобразное отношение к Европе и ее историческому прошлому. Венгрия иногда напоминает Польшу тем, что также в былые времена была великой державой. Но ее именовали субимперией. Современной Венгрии принадлежит лишь треть исторических территорий, куда входили Словакия, Трансильвания, Воеводина, Хорватия и Карпатская Русь. Венгры были второй правящей нацией в Австро-Венгерской монархии. Но в силу исторических обстоятельств были разгромлены в Первую мировую войну, после которой ей беспощадно урезали территории. Во Вторую мировую войну мадьяры с Гитлером пытались воссоздать прежнюю Венгрию. Но известно, чем все закончилось.
Венгры, в отличие от
украинцев, не утешают себя славными мифами: «Когда мы были славными и великими», а пытаются найти свое место в Европе. Венгры вступили в ЕС не по причине прозападных правящих политических сил, а с мыслью создать свой «венгерский мир», учитывая, что границы между странами-членами Евросоюза достаточно условные.
Венгры планировали без аннексии собрать свой народ под единую крышу, ибо в Словакии проживает каждый десятый венгр, а в Трансильвании мадьяров беспощадно пытаются иммунизировать.
Несмотря на имперское прошлое венгерская нация малочисленна. Две мировые войны резко сократили население: венгры пропорционально потеряли больше людей, чем активные участники битв. Начиная с 80-х гг., Венгрия стала испытывать жесткий демографический кризис. Ныне мадьяры являются вымирающей нацией. Но стоит отметить, что на Украине сокращение населения происходит более стремительными темпами, ибо венгры дольше живут и не покидают свою страну ради заработка.
Маленькая нация всегда опасается исчезнуть среди многочисленных соседей. И венгры не являются исключением. По этой причине Венгрия вошла в Европу, но не с целью затеряться средь европейских равнин и гор. В былые времена Венгрия была многонациональной страной, в которой проживало большое количество евреев. Были и немцы, которые исправляли свои фамилии на венгерский манер. После Второй мировой войны немцев выселили, остались лишь цыгане, так как большинство евреев было уничтожено в 1944-1945 гг. Венгры безумно не любят цыган и не испытывают к ним никаких политкорректных чувств. Венгры были возмущены и разгневаны, когда после падения железного занавесы к ним вереницей потянулись многочисленные китайцы и проходимцы с Ближнего Востока, выдававшие себя за беженцев из Югославии.
Пришествие мигрантов предопределило выбор венграми националистической партии «Фидес», ибо местным жителям не нравится, что в демографический кризис к ним хлынула волна приезжих. В эпоху социализма Венгрия была богатой и зажиточной страной, но не настолько, чтобы делиться своим куском хлеба с мигрантами.
Венгры более тысячи лет жили в своем государстве, а в некоторые времена были в зависимости. Например, в 16-17вв. Венгрия находилась под властью турок. Также мадьяры пребывали в статусе венгерского княжества в Трансильвании и автономными областями в Габсбургской монархии. Во времена Пражской Венгрии мадьяры были младшим партнером в едином государстве. Венгры привыкли трепетно относиться к своему суверенитету - им не нравится, когда кто-то навязывает свой образ жизни. Одной из причин мятежа 1956 года явилась инициатива некоего советского деятеля, принуждавшего военных венгров переодеться в советскую форму. Венгры были раздражены, так как Венгрия хоть и маленькая страна, но в ее истории запечатлены великие сражения. И ныне мы наблюдаем подобную реакцию, когда Евросоюз заявляет: «Безобразие! Ваш национальный банк не подчиняется Брюсселю! Вы обязаны принять мигрантов!» Однако никто в ЕС не может гарантировать, что число беженцев не увеличится в разы.
В итоге венгры становятся диссидентами Европы, чем-то напоминающими греков. Но в Греции всё более сложно и коррумпировано. Евроскептики в Греции относятся к радикально левым, а в Венгрии немножечко по-другому. Виктор Орбан независимо от обстоятельств смотрит на альтернативу существующему порядку в Евросоюзе и поэтому здраво оценивает Россию и ее Президента Владимира Путина. Премьер Венгрии выступает против антироссийских санкций. Все венгры вместе с Орбаном болезненно восприняли закрытие проекта «Южный поток», который сулил немало выгод для мадьяров.
Партия «Фидес» – это здоровая и нормальная националистическая партия, выступающая против растворения Венгрии в ЕС.
Тезисы Орбана наводят на философское размышление. В современной Польше сидят националисты и евроскептики, в Греции – радикальные левые и евроскептики. По всем нормам политологии ХХ века эти силы должны находиться в противоположных лагерях, но в наше время деление на правых и левых, социалистов и демократов, уже отходит в сторону. Однако если в Польше националисты в силу обстоятельств истории и менталитета занимают русофобскую позицию, несмотря на их заявления, направленные против западного хозяина, то Венгрия относится к России с уважением, несмотря на войны друг с другом. Любой человек, как и я, побывавший в Венгрии, оценит, что мадьяры являются одаренной нацией. Многие венгры, особенно старшее поколение, владеют русским языком.
Русофобствующие поляки, владевшие восточнославянскими землями, по-прежнему считают их своими угодьями, но только временно отпавшими. А украинцы и белорусы для поляков – это взбунтовавшиеся холопы, которых можно использовать только против москалей. В свою очередь у венгров сложились недружественные отношения с Румынией, такие же, как в свое время у ирландцев с англичанами.
В Будапеште есть парк 19 века, в котором находятся копии знаменитых архитектурных произведений, которые теперь принадлежат Румынии или Словакии. Венгры не лучше поляков, ибо вышло так, что их главный объект ненависти не Россия, а Румыния и некоторые другие соседи.
Виктор Орбан не случайно уважительно отзывается о религии. Венгрия была более веротерпимой страной, чем Польша, хотя также исповедовала католицизм. В Венгрии сохранилось протестантское меньшинство – реформаторы, целый ряд выдающихся деятелей Венгрии, предприниматели и даже адмирал Хорти.
В Карпатской Руси, как и в Румынской Православной Церкви в Трансильвании, была введена уния. Но в отличие от Польши методично, основательно вводились новые обряды, постепенно сближая униатство с римским католицизмом. Венгры этим не заморачивались, поэтому во время Первой мировой войны русские солдаты, заняв Закарпатье, не ожидали, что местные жители оказались не православными. Храмовая архитектура и богослужение оставались православными, а большинство российских солдат не вникали в богословские тонкости, такие как филиокве.
Венгерский католицизм, в отличие от польского, адекватный. Венграм не свойственно иступленное ощущение миссии крестоносца, который несет темным схизматикам какую-то истинную веру с мечом в руке. Это обстоятельство играет положительную роль во внешней политики Венгрии и в ее общении с Россией.
Хотя венгры и были когда-то сильной державой, но в отличие от поляков, не считали себя сверхдержавой и не мечтали о заморских колониях, не претендовали на роль «от моря до моря». Поэтому мадьяры научились более здраво оценивать свои силы и возможности.
Пожелаем венгерскому народу и его политическим лидерам не терять своей идентичности и действовать в прежнем ключе. Венгры помнят, что с русскими надо дружить, а не ссориться. В России к венграм относились не с иронией, а достаточно хорошо и уважительно. У нас всегда ценили венгерское вино и гуляш, лечились венгерскими лекарствами, ездили на озеро Балатон. Наши люди чувствуют, что Венгрия - это хорошая и красивая страна, населенная жизнерадостным народом, хотя венгры занимают первое место в мире по самоубийствам. Остается пожелать венгерскому народу многая и благая лета.
2. «Тезисы Орбана наводят на философское размышление»
1. Орбан - еще не вся Венгрия