«Правоохранители имеют право требовать публичных извинений»

Известные пастыри о требовании Карельского суда убрать из статьи местной газеты пословицы, «порочащие сотрудников МВД»

19.02.2016 179
Верховный суд Карелии признал порочащей честь МВД, опубликованную в газете «Северные берега» статью и обязал издание опровергнуть фразу из нее, состоящую из двух русских пословиц о законе, рассказала юрист Елена Пальцева, представляющая газету в суде, пишет Regions.ru.

Материал был опубликован в газете летом 2015 года. Его автор критиковал полицейского из поселка Калевала, который допросил несовершеннолетнего без присутствия родителей. Журналист указал, что сотрудник правоохранительных органов не имел на это права. Дальше он написал: «На ум приходит расхожая фраза: закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло. Или еще одна народная мудрость: законы святы, да законники лихие супостаты». Этот пассаж МВД и потребовало опровергнуть. 

По словам Пальцевой, издание намерено опротестовать решение в президиуме Верховного суда Карелии. 

Первое, что приводит на ум такое решение – известный анекдот о том, как требовали опровергнуть пословицу «Незваный гость хуже татарина», а также расхожая фраза из всенародно любимого фильма: «Эта роль ругательная и я прошу ее ко мне не применять!» СМИ в связи с этим инцидентом вспоминают также скандальное решение Южно-Сахалинского суда, который нашел экстремизм в цитатах из Корана. 

«Как бы вы прокомментировали решение суда? В чем, на ваш взгляд, причина таких анекдотических судебных решений?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, сказал: «Врач тоже говорит о проблемах больного – не чтобы обидеть больного, но чтобы помочь ему выздороветь. Журналисты показали, где "болит" (нарушается закон). Но в этом случае, думаю, правоохранители все-таки имеют право требовать объяснений или публичных извинений. Это представители государства, власти. Конечно, они должны выполнять свой долг, быть честными пред законом, людьми, и тогда никто не будет говорить чего-то подобного. И, вероятно, нарушение закона все-таки было, после чего последовала такая реакция представителей СМИ». 

«Считаю, - продолжил он, - в произошедшем есть вина всех участников конфликта. Представители правопорядка поставлены на свои посты, чтобы на основании имеющихся законов принимать верные решения, не «топить» человека, а исправлять его. Если они ошиблись, должны иметь мужество признать это. А журналисты могли указать им на оплошность, но издеваться над представителями власти они не имели права. Вообще если изучить, что пишут журналисты, можно найти еще более анекдотичные случаи. Ну и что, подавать каждый раз в суд? Получается, неправы и одни, и другие». 

«Думаю, нужно всем попросить друг у друга прощения и впредь не допускать подобного. Кроме того, нелишне представителям правоохранительных органов попросить прощения у родителей несовершеннолетнего – за то, что допрашивали его без их участия. Это будет всем урок», - заключил владыка.
 
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что «причин возникновения подобных судебных решений может быть две: хорошее чувство юмора или полное его отсутствие. Не нужно бояться критики. Если она есть (пусть даже не всегда обоснованная), нужно учиться правильно ее воспринимать. Суд не может решить проблемы в межличностных отношений, которые неизбежно возникают в тех или иных случаях. А там, где можно разобраться, что называется "на месте", думаю, решать вопросы нужно в рабочем порядке, без "информационного сопровождения". Тиражирование таких историй, их широкое обсуждение характеризует нашу общественную жизнь неправильно». 

«Причиной поиска экстремизма во всем подряд - недостаточная осведомленность людей в тех или иных вопросах, касающихся культуры, традиций, общественной жизни. Человек, имеющий отрывочные знания, не всегда способен дать правильную оценку тому или иному произведению, событию. Еще проблема в том, как подается информация в СМИ. Они могли бы не провоцировать читателя и не заострять внимания на этой теме. Нам необходима здоровая информационная среда. Нужно пресекать такие вещи, чтобы они не получали дальнейшего распространения. Не нужно искать проблему там, где ее нет», - заключил отец Константин.
 
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель Вознесенского храма города Екатеринбурга, первый помощник правящего архиерея, полагает, что «есть некая первопричина, и она сокрыта в невысоком культурном и интеллектуальном развитии сегодняшних школьников и студентов. Они воспитываются не на трудах отечественных и зарубежных классиков, они не знакомы с европейской и русской культурой, а когда становятся милиционерами, судьями, законотворцами, этот пробел в их образовании становится достоянием прессы». 

«Нельзя не вспомнить слова Александра Сергеевича Пушкина, которыми он начинает «Капитанскую дочку»: "Береги честь смолоду". Если участники процесса, спорящие о пословицах, прочитают это произведение, оно им очень поможет», - заключил отец Алексий.
 
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, напомнил, что народная мудрость формировалась веками. «В частности пословица "закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло" очень метко подчеркивает степень применения закона в реальности, - подчеркнул он. - Законом невозможно регулировать человеческие отношения, это лишь минимум, который регулирует жизнь человека в обществе. Но самое главное, это регулирование никогда не предоставит решения на все случаи жизни, при этом всегда остается то, что не охватывается законом. Поэтому практически все народы живут не на основе закона, а на основе религиозной картины мира, которая впитывается с молоком матери, и которая с детства научает поступать так или иначе». 

«Так что пытаться опровергать пословицы - только показывать свое невежество. А если чувствуется некая обида со стороны сотрудника МВД, то я добавлю еще одну поговорку: на воре и шапка горит. Понятно, что человек, который не причастен к проступку, пытается жить нравственно и честно, к себе и не применит эти пословицы, никак не отреагирует на них», - заключил отец Сергий.
 
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, полагает, что «у правоохранительных органов хватает забот – рост преступности, другие трудности. Выполнение своих обязанностей способствует тому, чтобы подтвердить высокое звание служителей порядка. Если придавать значение пословицам, это действительно будет вызывать улыбки и вряд ли посодействует повышению авторитета правоохранительных органов в народе». 

«С другой стороны, - продолжил он, - можно даже народную пословицу использовать так, чтобы ущемить чье-то достоинство. Поэтому те, кто недоволен действиями представителей правоохранительных органов, выражая свою позицию, должны аргументировать ее аккуратно - чтобы не создавать прецедентов для таких решений».
 
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что «далеко не все пословицы духовно выверены и политкорректны. Но мне кажется, суть не в них самих - суд же не осуждал пословицы, которые мы все хорошо знаем? Речь шла о том, что они были употреблены как оскорбление представителей органов правопорядка. А в адрес этих людей следовало бы сказать несколько теплых слов. Они работают в сложных условиях. Да, может, они не всегда поступают правильно: все-таки все мы вышли из советского прошлого, весьма тоталитарного, где правовое сознание было низким и у населения, и у органов власти, и поэтому учимся жить в другом правовом пространстве. Но давайте тогда и уважать друг друга». 

«Конечно, - продолжил отец Димитрий, - утверждать в нашем обществе уважение к полицейским, судебным органам нужно не через суд. Нужно показывать, какой это сложная профессия, подчас опасная, иногда требующая насильственных действий, или даже какого-то пастырского внушения (хотя вроде бы это не дело блюстителей закона, но из нашей памяти еще не выветрились образы Анискина и других замечательных милиционеров, которые по-отечески относились к тем, кто преступил закон, не желая того)». 

«Нужно сформировать в общественном мнении правильный имидж сотрудников правоохранительных органов, поэтому, наверное, следует призвать журналистов выражаться корректнее, обратить их внимание на неуместность употребления некоторых пословиц, - предложил он. - Выражение "Закон что дышло" по-моему, здесь просто неуместно». 

«Так давайте будем уважать людей – даже тех, кто совершил какое-то правонарушение, - призвал пастырь. - Но давайте также не трогать замечательные русские пословицы, которые говорят о народном отношении к кому-то или к чему-то - в том числе, к суду. Это, как вы понимаете, даже не наш суд – древний, который был гораздо суровее. Такие вопросы мне кажется, нужно решать мирным путем, не обращаясь в суд. Или к мировому судье - это, скорее, в его компетенции».
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, посоветовал обывателям серьезно относиться к решениям суда. «Может, кто-то не согласен, но мы не судьи, - напомнил он. - Есть и другая пословица из монастырского быта, когда монах говорит игумену: "Ты хоть и игумен, да не умен". А игумен смиренно отвечает: "А ты хоть и умен, да не игумен"». 

«Вот мы не верховные судьи. Я прекрасно понимаю, что значение высказывания определяется контекстом. И судьи, вынося свое решение, имели для этого основания. Так что, во-первых, нужно уважать решение суда, а во-вторых, не надо бросаться скоропалительными утверждениями, не имея на то оснований. И очень хорошо, что наши суды требуют от граждан, в том числе от СМИ, большей ответственности за то, что они говорят и пишут. Потому что безответственность, распущенность, к сожалению, мешает восстановлению правосознания российского народа и нормализации общественной жизни», - убежден отец Макарий.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий