«У каждого решения свои положительные и отрицательные стороны»

Известные пастыри неоднозначно оценили предложение запретить вступать в брак с 14 лет

Александр Сергеевич Пушкин  Семья 
0
1194
Время на чтение 9 минут
В России предлагают запретить вступать в брак до 16 лет. Письмо с такой просьбой председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко направил председатель Партии пенсионеров Евгений Артюх, пишет Regions.ru со ссылкой на газету «Известия». 

Он указывает, что, по Семейному кодексу, порядок и условия вступления в брак несовершеннолетних младше 16 лет определяют региональные власти. Сейчас расписаться с 14 лет можно в Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Московской, Челябинской областях, Кабардино-Балкарии и еще десятке регионов. Кроме того, позволяющий вступать в брак с 14 лет законопроект уже принят в первом чтении в Башкирии. «Многие представители общественности, в том числе и члены Партии пенсионеров из различных регионов России не без оснований полагают, что такой подход к решению вопроса ранних браков фактически является попыткой легализовать возможность раннего вступления в половую жизнь для лиц, не достигших 16-летнего возраста, и намерением прикрыть этот факт легальными узами брака», — пишет Евгений Артюх. Он полагает, что ранние браки позволяют «покрывать растлителей и насильников, но отнюдь не гарантировать и защищать половую неприкосновенность несовершеннолетних». 

«Помимо физического взросления и полового созревания для вступления в брак в целях создания здоровой ячейки общества — семьи как добровольного союза мужчины и женщины, основанного на любви, желательным условием является и социальная зрелость, предполагающая получение образования, наличия работы и ответственного отношения к созданию семьи, рождению и воспитанию детей», — отмечает Евгений Артюх. Он и вступление в брак с 16 до 18 лет считает допустимым «только при наличии серьезных на то оснований». 

Зампред комитета по социальной политике Тюменской областной думы, член палаты молодых законодателей при Совете Федерации Виктор Буртный возражает: «Опасения коллег понятны, но есть и другая сторона медали: религиозные, народные традиции. Например, в цыганских семьях принято жениться в 12–13 лет, в 17 лет в этой культуре ребенок уже считается взрослым. В ряде мусульманских этносов ранние браки — историческая норма, с которой люди живут в течение нескольких веков». По его мнению, регулированием ранних браков должны продолжать заниматься региональные власти. 

«Нужен ли, на ваш взгляд, запрет вступать в брак до 16 лет? Следует ли в этом вопросе учитывать местные и национальные особенности?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что «у нас семейное законодательство определяется в основном традицией. В Христианстве и мусульманстве нет четких возрастных рамок для вступления в брак. У русских еще 150-200 лет назад это было связано с физическим вступлением в детородный возраст. Вспомним пушкинского "Евгения Онегина": "Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет"». 

«Другой вопрос, - продолжил он, - что брак - это не только сексуальная связь, но и социальный статус, определенная социальная зрелость, чтобы иметь семью. У нас в большинстве случаев разрушена традиционная многопоколенческая семья. Когда в прошлом вступали в брак в 12-16 лет, молодые люди оказывались не руководителями своей семьи, они вписывались в многопоколенческую семью, где главой был отец или даже дед. Это сохранилось в отдельных регионах, на том же Северном Кавказе, - и необязательно в мусульманских семьях, я знаю такие православные семьи. То есть если человек вступает в брак социально несовершеннолетним, он не может решать сам, способен ли создать реальную семью. Поэтому любые вопросы вступления в брак социально несовершеннолетнего человека должны обязательно согласовываться с родителями, что собственно у нас и зафиксировано в законе: брак до 18 лет только при согласии родителей. Так что, думаю, возраст может быть понижен до 14 лет, но с закреплением ответственности со стороны родителей за этот создаваемый брак». 

«И вообще наша задача - не придумывать новые схемы жизни, а попытаться узаконить те формы, которые мы можем назвать положительными, - уверен отец Максим. - Закон призван помочь, облегчить и защитить. С этой точки зрения уменьшение возрастной планки логично». 

«А насчет вступления в ранние половые связи, то у нас и так сплошь и рядом это происходит с 12-13 лет. При этом если полвека назад возраст социальной зрелости начинался с 18 лет, то сейчас стремится к 25-30 годам. И что делать молодому человеку в возрасте от 15 до 30 лет? Отсюда и беспорядочные половые связи, безнравственное поведение и прочее. Так что раннее вступление в брак - не зло, главное - чтобы молодые люди могли жить в семье, а самостоятельно в 14 лет создать ее невозможно, поэтому все должно быть на попечении родителей», - заключил пастырь.
 
Протоиерей Сергий Кваша, благочинный Новотроицкого округа, настоятель собора святых апостолов Петра и Павла в Новотроицке, считает, что «ранние браки (до 18 лет) отрицательно скажутся как на самих молодых супругах, так и на их потомстве. Как бы то ни было, человек действительно должен достичь социальной зрелости, уже понимать что-то и уметь делать. Надо все-таки закончить школу, получить образование, и все это время с молодым человеком должны быть его родители». 

«Если все начнут жениться в 15-17 лет, ни к чему хорошему это не приведет. Молодые люди в таком возрасте еще не утвердили себя как полноправные члены общества – у них нет образования, источника доходов, поскольку нет и работы. И как такой "глава семьи" собирается нести ответственность за жену и детей, содержать их?» - вопрошает отец Сергий.

«В дореволюционной России, как правило, мужчины женились по достижении тридцатилетия, когда у них уже сформировались взгляды, система ценностей. Сравните тридцатилетнего мужчину и 16-летнего юнца. Первый способен рассуждать, принимать решения, отвечать за свои поступки. Во втором лишь бушуют страсти», - заключил пастырь.
 
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, сказал: «Почему-то у нас многие предлагают запретительные меры, в то время как нужно проанализировать ситуацию и постараться изменить условия нашей жизни, чтобы вступление в брак стало возможным». 

«Действительно, - отметил он, - чтобы вступить в брак, нужно уже иметь какую-то жизненную позицию, положение в обществе. Молодая семья должна сама себя обеспечивать, а не сидеть на шее у родителей. Но если мы обратимся к культуре XIX века, увидим: вступать в брак в 16-17 лет было вполне нормальным. Если вспомнить, Наташе Ростовой, когда к ней посватался князь Андрей, было 16 лет. Знаменитые слова Пушкина: "А девушке в семнадцать лет какая шапка не пристанет", относятся к Людмиле, которая уже вышла замуж за Руслана. В XIX веке это было обычным делом. В наше время, чтобы получить статус в обществе, людям нужно иметь образование, которое позволит получить работу и содержать семью. Спрашивается: как правильно – так, как в XIX веке, или в XX-XXI? Думаю, и тот, и другой варианты имеют право на существование, поэтому нужно постараться их соединить. Не объявить предыдущий чем-то невозможным, а разобраться и расширить существующие возможности, чтобы жизнь шла своим чередом». 

«У каждого решения свои положительные и отрицательные стороны, - пояснил отец Александр. - Например, известно, что сейчас исключительно распространена проституция. Это связано со многими чертами нашего времени - и с безнравственностью, и с нищетой, которая толкает людей на занятие таким постыдным делом. Причиной тому также алчные интересы порнобизнеса, и кроме того, поздние браки. Если бы разрешили вступать в брак в молодом возрасте, быть может, масштабы этого позорного явления нашей современности уменьшились. Так что вопрос это серьезный, государственный, и решать его нужно по-государственному. Но это не значит, что только запретительными мерами».
 
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает, что должен быть регламент. «Большинство готовы отдать своих детей замуж или женить хотя бы после окончания школы, - полагает он. - И этот рубеж естественен. Так что снижать возрастную планку не стоит, потому что мы столкнемся с огромным количеством других проблем: как 14-летние молодожены должны себя содержать, где жить? Кроме того, я боюсь, произойдет легализация безответственных браков». 

«А национальные особенности надо учитывать, и какая-то коррекция в зависимости от того, что это за регион, нужна, но ее не надо распространять на всю Россию. Должен быть общий закон, а регионов, где действительно такие национальные традиции, думаю, очень мало. Да, раньше крестьяне женились рано, но тогда и образования не было: зарабатывали тем, что работали в поле. А сейчас если создашь семью и не получишь образования, окажешься ни с чем. Зачем обрекать на это? А те, кто хочет рано жениться, руководствуются не разумными соображениями, их увлекают только чувства, - но нужен же и здравый смысл», - заключил отец Иоанн.
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил, что «при решении этого вопроса все же необходимо учитывать местные и национальные особенности. Страна у нас многонациональная и многоконфессиональная, должно быть какое-то особое положение в Кавказских регионах, на юго-востоке России. Всех под одну гребенку стричь нельзя. Наверное, там, где преобладает русское население, можно было бы установить минимальный возраст вступления в брак». 

«Но если кто-то хочет (и имеет такую возможность) повысить статус семьи, начинать нужно с другого – пропагандировать в средствах массовой информации особенно на центральных каналах) семейные ценности, - призвал пастырь. - По крайне мере, своей редакционной политикой не противоречить им». 

«А вообще мне кажется, у нас такой проблемы – желания вступать в браки рано - нет. Сейчас, наоборот, люди не хотят жениться, не считают это значимым и необходимым, - посетовал отец Николай. - Уже сожительство называют "гражданским браком", хотя вообще-то эти слова означают союз мужчины и женщины, закрепленный государственными органами. Там, где заключают ранние браки, это скорее вызвано национальными и религиозными особенностями. Поэтому, мне кажется, лучше сейчас направить усилия на пропаганду ценностей семьи».
 
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, напомнил, что в «русской культуре были приняты ранние браки. Национальные традиции нашего народа не сильно отличались от традиций тех же народов Кавказа или каких-то других. Сейчас возраст вступления в брак увеличивается повсеместно. Народы, у которых принято заключать ранние браки, движутся в том же направлении – к повышению брачного возраста. Таково веяние времени». 

«Но есть и другая сторона медали, - отметил он. - Инициатор идеи запретить вступать в брак до 16 лет Евгений Артюх говорит, что ранние браки – фактически попытка легализовать возможность раннего вступления в половую жизнь. Помилуйте, это же несерьезно – отношения между подростками уже есть! Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть статистику абортов, совершаемых в раннем возрасте. И если Евгений Артюх предлагает запретить вступление в брак, пусть заодно предложит запретить делать аборты в этом возрасте. А то запрещать вступать в брак с 14 лет, значит, можно, а делать аборты чуть ли не с 12 лет – это пожалуйста? К браку в таком возрасте, подростки, стало быть, не готовы, а для абортов они уже зрелые? Почему-то никого не интересует, что потом многие молодые люди на всю жизнь лишаются возможности иметь детей!» 

«Если бы в обществе называли вещи своими именами, гораздо меньше девушек делали бы подобные вещи и чаще вступали бы в брак. Но сегодня сохранить ребенка в 14 лет - почти подвиг, это называется "пойти против системы". А против какой системы? Мне кажется, такие представления о молодежи не соответствуют реальности. Если изучить статистику, почитать научные статьи в медицинских журналах, думаю, многие придут к выводу: лучше разрешить вступать в брак с 14 лет, чем калечить жизнь молодых людей - особенно если родственники готовы оказать молодой семье помощь», - заключил отец Стефан.
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, считает, что «раньше взросление наступало быстрее. Считалось нормальным, что уже в 30 лет человек становился дедушкой или бабушкой. Согласно церковным канонам, возраст вступления в брак в православных церквях на Востоке - 13 лет для девушек и 15 для юношей, а в Западной католической церкви – 14 для девушек, 16 для юношей. Так что с церковной точки зрения ранний брак не считается ужасным. Конечно, мы всегда говорим: в раннем возрасте человек еще психологически незрелый, неподготовленный для этого, ему нужно получить образование. Воспитание детей - все-таки удел взрослых, а тут сами брачующиеся - дети…» 

«Но я бы не стал ни запрещать, ни поощрять ранние браки – думаю, нужно оставить такую возможность на усмотрение региональных властей, - предложил отец Петр. - Сейчас подается прошение о снижении брачного возраста. В каких-то случаях это разрешается, в каких-то нет. Пусть так будет и дальше. Но если есть опасение, что этим могут воспользоваться растлители, нужно что-то предпринимать. Покрывать преступление походом в ЗАГС не следует. Законы, касающиеся половой неприкосновенности подростков, должны оставаться в силе и работать».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Семья
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Формула семьи: Скачковы
«Господь помогает нам руками других людей»
20.11.2024
Для выживания России нужны радикальные меры!
О плюсах и минусах обновлённой демографической стратегии
19.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59