В частности, А.Шохин коснулся темы приватизации. «Мы поддерживаем Ваш подход по критериям большой приватизации, - заверил он Президента. - Очень важно обеспечить социальную направленность приватизации, и здесь, мы считаем, на первый план должны выйти такие структуры, как негосударственные пенсионные фонды, которые участвовали бы в приватизации на рыночных условиях».
«Мы понимаем, что рыночная цена многих активов сейчас достаточно низкая, и если будут участвовать какие-то крупные предпринимательские структуры, которые, скажем, ранее участвовали в приватизации, могут возникнуть вопросы. А вот если будут участвовать пенсионные фонды, если при этом мы не будем «замораживать» накопительную часть пенсии и тоже пустим ее в этот процесс, то тот факт, что сейчас не самая высокая цена – хотя, конечно, для текущих бюджетных проблем это не здорово, – на перспективу может дать очень хороший результат в виде повышения устойчивости пенсионной системы», - считает А.Шохин.
«Кстати, мы предлагали такую конструкцию и в 2009 году, когда прошлый кризис был в разгаре, но тогда были найдены другие возможности – Резервный фонд был достаточно большим. Сейчас нам кажется, что увязка приватизации со стратегией пенсионной реформы – это очень выигрышная и в социальном плане схема, и бизнес как миноритарный партнёр мог бы поучаствовать в такого рода конструкциях. Одновременно можно было бы привлечь и иностранные суверенные фонды по линии, например, Российского фонда прямых инвестиций», - предложил он.
«То есть вот такая комплексная конструкция, но центром этого ядра должна быть пенсионная система, - подчеркнул А.Шохин. - Негосударственный пенсионный фонд, на наш взгляд, может оказаться очень эффективным [инструментом] не только для 2016 года, но и в среднесрочной перспективе».
В свою очередь Владимир Путин заявил: «Конечно, участие пенсионных фондов в приватизационных процессах, безусловно, тоже востребовано и может быть интересно. Нужно проработать, но в целом это, я с Вами согласен, долгосрочные вложения, даже несмотря на сегодняшнюю конъюнктуру, а для фондов, наоборот, может быть, сегодняшняя конъюнктура и хороша: можно войти по более низкой цене и иметь возможность перспективы роста. В целом эта идея, безусловно, заслуживает внимания».
Ситуацию проанализировала в интервью «Русской народной линии» заведующая кафедрой информатики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук Ольга Викторовна Китова:
Я согласна с Президентом России Владимиром Путиным и с главой РСПП Александром Шохиным. По крайней мере, если средства пенсионных фондов будут вложены в серьезные российские предприятия, то это благотворным образом отразится на всех участниках процесса.
В США и в Евросоюзе пенсионные фонды являются важными вкладчиками в предприятия и совладельцами крупных активов и акций различных компаний. Заранее сложно определить, какие именно предприятия будут продавать пенсионному фонду. Этот вопрос необходимо детально исследовать. По мнению многих экономистов, в частности, С.Глазьева, наши активы сильно недооценены и имеют перспективы роста, так же, как и российский рубль. К рассмотрению этой темы нужно подходить очень тщательно. В рыночной экономике всегда есть риски, которые принимают в расчет вкладчики негосударственных пенсионных фондов. Поэтому возможны проблемы.
Вариант приватизации В.В. Путина – это способ возврата оффшорных капиталов в Россию. Просто так бизнес деньги не возвращает, поэтому в эту волну приватизации выставляют достаточно привлекательные государственные активы. Изначально либеральный экономический блок правительства предполагал, что иностранцы скупят за бесценок российские активы после того, как обрушится национальная валюта. Так происходит сейчас на Украине. Но В.В. Путин внес коррективы, поэтому теперь программа приватизации предназначена для вывода из оффшора российских денег. Это главная цель, а пенсионные фонды пытаются поучаствовать в этом вопросе. Конечно, при любой приватизации не исключены махинации, но должны действовать контролирующие органы, например, Общероссийский народный фронт.
Есть одно существенное отличие от приватизации 90-х годов – в этот раз не продается контрольный пакет акций, а лишь миноритарные пакеты предприятий. Ключевой пакет остается у государства – бизнес становится совладельцем, но не определяет стратегию и текущие планы работы предприятий. Очень важно также, что приватизация и дальнейшие вопросы управления предприятиями осуществляются в российской юрисдикции, а не в зарубежной, т.е. невозможно новое дело Юкоса. Это важнейшие аспекты путинской приватизации.
Сама идея приватизации вначале напугала народ, но данный способ приватизации имеет минимальные риски. Таким образом возвращаются на Родину российские деньги и начинают работать на общее благо. При этом бизнес не получает контрольного пакета акций и не сможет бесконтрольно управлять активами. Стратегические активы, такие как Сбербанк, вообще не входят в план приватизации. Для предотвращения нарушений и злоупотреблений надо включить правильные механизмы контроля приватизации – многоэтапную экспертизу независимыми экспертами, включая специалистов Общероссийского народного фронта. Есть схемы двух-трех уровневого контроля, которые надо задействовать в полной мере. В этом случае приватизация послужит во благо Отечеству.
13. Автору.
12. Ответ Lucia
11. Ответ на 10., Унеча:
10. Re: Путин возвращает оффшорные капиталы в Россию
9. Ответ на 7., Николаев.:
8. Re: Путин возвращает оффшорные капиталы в Россию
7. Re: Путин возвращает оффшорные капиталы в Россию
6. Путин возвращает оффшорные капиталы в Россию
5. Re: Путин возвращает оффшорные капиталы в Россию
4. НЕ ВЕРИМ!