Действительно, они совершенно справедливо обращают внимание на ту опасность, которая сидит в нас самих и которое я бы назвал обмирщением Православия. Опасность свести живую веру и ее дела к «объективной реальности», в которой нас могут подчинить без нашего же ведома. Сказать, что такой опасности вовсе не существует, нельзя. Вместе с тем главной опасностью считаю уход именно во внешние по отношению к нам дела, когда состояние наших собственных душ станет вторичным по сравнению с глобальной политикой. Мы хотим точно знать, что «диалог» с Ватиканом не преследует никаких других целей, кроме дипломатических методов защиты православия в мире. И такая озабоченность похвальна. Но одновременно с этим все-таки главная задача каждого из нас – быть живым образцом православной веры.
Скоро начинается Великий пост, и самое лучшее, что можно сделать, - это пройти его достойно. Грядущая неделя о мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14) в каком-то смысле подходит к описанию сложившейся ситуации. Возможно, я не прав, но наше собственное радение за православие (да, абсолютно правильное!) все же напоминает мне чем-то состояние того мытаря, который соблюдал все внешние предписания и радовался, что он не такой грешный, как иные люди. Только сейчас мы радуемся, что обладаем истинной неповрежденной верой и принадлежим к истинной Христовой Церкви, а не еретическим сообществам. Лишь бы не переусердствовать! Нас может подстерегать та опасность, что, ухватившись за внешнюю защиту Православной Церкви, мы потеряем внутреннюю. В нашем радении за православие важно не перейти эту грань.
Царствие Божие не внешняя «объективная реальность», которая начинается с устройства требуемой «объективной реальности» на земле. Мы ведь очень за это переживаем. Чтобы не было уступок папству, компромиссов, никаких тайных договоренностей и т.д. Переживать за это, конечно, правильно. Но Царствие Божие все же внутри нас. И Церковь тоже начинается в наших душах. Какими будут они – такой будет и Церковь. Вот вывод, который признать разумом легко, а вот принять сердцем во исполнение – трудно. Дай Бог хотя бы этот Великий пост пройти так, как и подобает православному христианину.
Евгений Чернышёв, Донецк
13. Ответ на 12., Ксения Балакина:
12. Ответ на 10., М.Яблоков:
11. Re: Главная защита Православия - состояние наших душ
10. Ответ на 8., Ксения Балакина:
9. Ответ на 8., Ксения Балакина:
8. Ответ на 5., М.Яблоков:
7. Re: Главная защита Православия - состояние наших душ
6. Re: Главная защита Православия - состояние наших душ
5. Re: Главная защита Православия - состояние наших душ
4. Евгению Чернышеву