Впервые в России суд обязал ответчика молиться о здоровье истца и его близких в счет долга, пишет «Газета.Ru». Такое решение было вынесено в нижегородском арбитраже в ходе рассмотрения претензии компании «Эра» к Нижегородской епархии Русской Православной Церкви. Приставы тем временем пообещали проследить за тем, как Русская Церковь исполнит обязательства.
Решение об отдаче долга в 200 тыс. руб. молитвами было принято еще в октябре 2015 года. Однако стало известно об этом только сейчас. Петербургский правовой портал опубликовал новость о том, что впервые в новейшей истории российской юриспруденции в мировое соглашение, заключенное в рамках арбитражного процесса, было включено условие о вознесении молитв за здравие оппонента.
Как следует из материалов дела №А43-19656/2015, епархия заказала у фирмы «Эра» разработку проектной документации для установки блочно-модульной котельной в одном из своих зданий. Компания сделала работу.
Однако Церковь не смогла выполнить договорные обязательства и перечислила 458 тыс. вместо оговоренных 916 тыс. руб.
В итоге строительная компания обратилась в АС с иском о взыскании долга и процентов.
Впрочем, до начала разбирательств по существу дело не дошло. Стороны заключили мировое соглашение, в котором Нижегородская епархия обязалась выплатить истцу 200 тыс. руб. и «возносить молитвы о здравии раба Божиего Арсеньева Ивана Михайловича и раба Божиего Лепустина Сергея Александровича, их семей и благополучии во всех их благих делах и начинаниях». Фирма, в свою очередь, пообещала отказаться от всех материально-правовых требований к ответчику, составляющих предмет искового заявления.
В Нижегородской епархии «Газете.Ru» заявили, что пункт о вознесении молитв о здравии раба Божиего Арсеньева Ивана Михайловича и раба Божиего Лепустина Сергея Александровича, их семей и благополучии во всех их благих делах и начинаниях был внесен по инициативе истцов. «У нас был договор по проектированию отопления в одном из зданий, которое принадлежит епархии и в котором располагается паломнический центр, — рассказали «Газете.Ru» в юридическом отделе епархии. — Но так получилось, что возникли финансовые затруднения. Но мы и сами удивились, когда еще до суда истцы предложили внести в мировое соглашение пункт о молитвах. При этом даже формулировку составляли они сами».
Между тем судебные приставы уже заявили о готовности проследить за исполнением решения суда о молитвах. Об этом сообщила «Русской службе новостей» начальник отдела по взаимодействию со СМИ ФССП России по Нижегородской области Татьяна Колодина. «Решение суда будет исполняться в общем порядке, согласно закону об исполнительном производстве. Меры воздействия на должников в данном случае одинаковые, они все прописаны в законе», — сказала Колодина.
Она также отметила, что в ФССП ознакомились с определением суда, но исполнительный лист в ведомство пока не поступил. По ее словам, в этой ситуации в первую очередь возник больше финансовый вопрос и данное условие о молитвах прописано в мировом соглашении сторон судебного процесса.
Директор и учредитель ООО «Эра» Иван Арсеньев родился в 1972 году во Владивостоке. Согласно открытым источникам, свою карьеру он начинал в Сбербанке и ему ближе восточные практики. Арсеньев изучает восточную философию и теологию.
«Газета.Ru» попыталась связаться с Арсеньевым, но он и его деловой партнер и соучредитель «Эры» Сергей Лепустин были в отъезде. Интервью согласился дать родной брат Сергея Лепустина, Андрей, который возглавляет отдел продаж в их фирме и за здравие которого также должна теперь молиться Церковь. «Мы все уважаем епархию, и все мы люди верующие и православные, а увлечение йогой не отменяет веры в Христа, — заявил Лепустин. — Что касается услуги о молитве за здравие, то она платная. И когда мы ходим в церковь, мы заказываем и платим деньги за эту услугу. Поэтому почему бы не оплатить эту услугу таким образом?»
По словам Лепустина, контролировать, где и сколько священники будут молиться за здравие, истцы не собирались и не собираются. «Все это на совести епархии, но мы им доверяем и уже на себе чувствуем плоды от молитв: показатели благосостояния растут и у компании, и у сотрудников», — поясняет Лепустин.
Также родственник бизнесменов пояснил технологию влияния молитвы за учредителя на сотрудников. «Батюшки молятся за учредителей фирмы, но положительная энергия от учредителей распространяется и на простых сотрудников. Например, в период гриппа у нас в компании никто не заболел, все мы стали больше заниматься спортом. И заказов у компании не уменьшилось, несмотря на кризис. Так что чудодейственная молитва действует», - заключил он.
Ситуацию проанализировал в интервью «Русской народной линии» православный юрист, член Общественной палаты Сахалинской области, руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач:
В средствах массовой информации это событие преподнесли так, что суд обязал представителей Нижегородской епархии молиться за истцов. Но если взглянуть более внимательно на новость, то очевидно, что не было никакого принуждения. В данном случае суд лишь только утвердил мировое соглашение сторон. По всей видимости, стороны поняли, что по-другому дело разрешить невозможно, поэтому договорились уладить спор таким образом.
Этот прецедент напоминает обществу, что самая основная цель Церкви как гражданского института - это не финансовые или иные хозяйственные отношения, а молитва. Священнослужители, не обладая специальной подготовкой и квалификацией, конечно, могут иногда заключать не самые удобные договора и брать трудновыполнимые обязательства, но есть компетенция, которой они обучены лучше других. Молитва имеет свою ценность в этом мире, в нашем обществе и жизни. Думаю, что этот пункт, отраженный в мировом соглашении, имеет важное значение.
Конечно, сама постановка вопроса о контроле за молитвой в юридической плоскости абсурдна. Но мне кажется, что стороны сознательно пришли к данному решению для того, чтобы выйти из юридического спора, прекратить тяжбу и выйти из конфликта достойно. Хотя ответчиком по делу являлась епархия, но обычно, в таких случаях, есть конкретный храм, который контактировал с фирмой по выполнению проектных работ. Для оплаты подобных работ обычно община прихода или монастыря находит благотворителей. Истцы поняли, что у епархии нет возможности оплатить все издержки, поэтому для прекращения юридического спора обе стороны вышли из этой ситуации, заключив мировое соглашение.
Строго говоря, в соответствии с библейскими принципами, православные христиане не могут судиться друг с другом в светских судах. Обращаться в мирской суд можно только в случае возникновения спорных и конфликтных ситуаций христианина со «внешними». Во всех случаях, внутренних взаимоотношений православных друг с другом, необходимо искать церковного суда, как учит Священное Писание:
«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев» (1 Кор.6:1−8).
Но институт Церковного Суда только возрождается, а конфликт зашел далеко, поэтому был подан иск в арбитражный суд. Но затем истцы осознали, что лучше разрешить ситуацию по-христиански.
В этой ситуации хорошо обеим сторонам – священнослужители будут молиться, а предприниматели получат молитвенную поддержку. Христиане призваны к молитве, в том числе за своих оппонентов, обидчиков и недругов. Часто люди, приходя в храм, признаются, что им не нравится тот или иной человек, а священникам нередко задают вопрос о том, почему Церковь молится о властях, в которых замечены нечестные чиновники. Но если мы не будем молиться об этих людях, то они станут еще хуже. И наоборот, молитва о человеке способна изменить жизнь даже самого закоренелого грешника.
В нашем мире помимо законов физических, существуют и действуют законы духовные. И они немаловажны даже для этого века, они действуют не только в вечности, но и сейчас, в нашей временной жизни способны своей силой изменить законы действительности. Среди многих законов духовной реальности есть один, для нас самый важный. Звучит он просто: Христос победил мир!
И очень важно осознать, что Он победил мир не только духовный, но и материальный, Его победа значима и для вечности, и для временной действительности. Христос удивительным образом одержал величайшую победу не подавлением и унижением, а тем, что Своим подвигом, Своим сопереживанием, Своей любовью наполнил смыслом жизнь миллионов людей. Когда люди видят настоящую любовь, то обретают веру во Христа. Мы должны вспомнить о победе Христа над миром и вернуться к вере в истинность и действенность всего сказанного в Евангелии.
К сожалению, логика, расчетливость, экономическая обоснованность и прочие способы сделать нашу жизнь эффективной и успешной поглотили в нас мысль о победе Христа над миром. Мы стали слишком самонадеянными и логичными, чтобы впустить в свою жизнь Спасителя. Хотя, каждый христианин в своей жизни призван к тому, чтобы своим примером стараться показывать подлинную христианскую любовь. Через это окружающие нас люди становятся последователями Христа – нашими единоверными братьями.
Когда мы видим спор или конфликт, то должны постараться помолиться об обидчике. Мы проявляем подлинную любовь, когда молимся о других людях. Иногда что-то говоришь, советуешь, а собеседник не понимает, но любая молитва всегда действенна и помогает человеку. Кстати, мы и сами становимся лучше, когда молимся о наших ближних.
Решение Нижегородского суда – это глубокое и важное событие. Конечно, нельзя все свести к юридическим обязательствам, но можно постараться выйти из любого конфликта с духовной пользой для обеих сторон.
9. Ответ на 2., Андрей Карпов:
8. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»
7. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»
6. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»
5. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»
4. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»
3. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»
2. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»
1. «Суд публично обозначил ценность молитвы»