«Суд публично обозначил ценность молитвы»

Протоиерей Виктор Горбач о судебном прецеденте, согласно которому священнослужители будут молиться за истцов в счет своего долга

0
884
Время на чтение 7 минут
Впервые в России суд обязал ответчика молиться о здоровье истца и его близких в счет долга, пишет «Газета.Ru». Такое решение было вынесено в нижегородском арбитраже в ходе рассмотрения претензии компании «Эра» к Нижегородской епархии Русской Православной Церкви. Приставы тем временем пообещали проследить за тем, как Русская Церковь исполнит обязательства. 

Решение об отдаче долга в 200 тыс. руб. молитвами было принято еще в октябре 2015 года. Однако стало известно об этом только сейчас. Петербургский правовой портал опубликовал новость о том, что впервые в новейшей истории российской юриспруденции в мировое соглашение, заключенное в рамках арбитражного процесса, было включено условие о вознесении молитв за здравие оппонента.

Как следует из материалов дела №А43-19656/2015, епархия заказала у фирмы «Эра» разработку проектной документации для установки блочно-модульной котельной в одном из своих зданий. Компания сделала работу.

Однако Церковь не смогла выполнить договорные обязательства и перечислила 458 тыс. вместо оговоренных 916 тыс. руб.

В итоге строительная компания обратилась в АС с иском о взыскании долга и процентов.

Впрочем, до начала разбирательств по существу дело не дошло. Стороны заключили мировое соглашение, в котором Нижегородская епархия обязалась выплатить истцу 200 тыс. руб. и «возносить молитвы о здравии раба Божиего Арсеньева Ивана Михайловича и раба Божиего Лепустина Сергея Александровича, их семей и благополучии во всех их благих делах и начинаниях». Фирма, в свою очередь, пообещала отказаться от всех материально-правовых требований к ответчику, составляющих предмет искового заявления.

В Нижегородской епархии «Газете.Ru» заявили, что пункт о вознесении молитв о здравии раба Божиего Арсеньева Ивана Михайловича и раба Божиего Лепустина Сергея Александровича, их семей и благополучии во всех их благих делах и начинаниях был внесен по инициативе истцов. «У нас был договор по проектированию отопления в одном из зданий, которое принадлежит епархии и в котором располагается паломнический центр, — рассказали «Газете.Ru» в юридическом отделе епархии. — Но так получилось, что возникли финансовые затруднения. Но мы и сами удивились, когда еще до суда истцы предложили внести в мировое соглашение пункт о молитвах. При этом даже формулировку составляли они сами».

Между тем судебные приставы уже заявили о готовности проследить за исполнением решения суда о молитвах. Об этом сообщила «Русской службе новостей» начальник отдела по взаимодействию со СМИ ФССП России по Нижегородской области Татьяна Колодина. «Решение суда будет исполняться в общем порядке, согласно закону об исполнительном производстве. Меры воздействия на должников в данном случае одинаковые, они все прописаны в законе», — сказала Колодина.

Она также отметила, что в ФССП ознакомились с определением суда, но исполнительный лист в ведомство пока не поступил. По ее словам, в этой ситуации в первую очередь возник больше финансовый вопрос и данное условие о молитвах прописано в мировом соглашении сторон судебного процесса.

Директор и учредитель ООО «Эра» Иван Арсеньев родился в 1972 году во Владивостоке. Согласно открытым источникам, свою карьеру он начинал в Сбербанке и ему ближе восточные практики. Арсеньев изучает восточную философию и теологию.

«Газета.Ru» попыталась связаться с Арсеньевым, но он и его деловой партнер и соучредитель «Эры» Сергей Лепустин были в отъезде. Интервью согласился дать родной брат Сергея Лепустина, Андрей, который возглавляет отдел продаж в их фирме и за здравие которого также должна теперь молиться Церковь. «Мы все уважаем епархию, и все мы люди верующие и православные, а увлечение йогой не отменяет веры в Христа, — заявил Лепустин. — Что касается услуги о молитве за здравие, то она платная. И когда мы ходим в церковь, мы заказываем и платим деньги за эту услугу. Поэтому почему бы не оплатить эту услугу таким образом?»

По словам Лепустина, контролировать, где и сколько священники будут молиться за здравие, истцы не собирались и не собираются. «Все это на совести епархии, но мы им доверяем и уже на себе чувствуем плоды от молитв: показатели благосостояния растут и у компании, и у сотрудников», — поясняет Лепустин.

Также родственник бизнесменов пояснил технологию влияния молитвы за учредителя на сотрудников. «Батюшки молятся за учредителей фирмы, но положительная энергия от учредителей распространяется и на простых сотрудников. Например, в период гриппа у нас в компании никто не заболел, все мы стали больше заниматься спортом. И заказов у компании не уменьшилось, несмотря на кризис. Так что чудодейственная молитва действует», - заключил он. 

Ситуацию проанализировал в интервью «Русской народной линии» православный юрист, член Общественной палаты Сахалинской области, руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач:

В средствах массовой информации это событие преподнесли так, что суд обязал представителей Нижегородской епархии молиться за истцов. Но если взглянуть более внимательно на новость, то очевидно, что не было никакого принуждения. В данном случае суд лишь только утвердил мировое соглашение сторон. По всей видимости, стороны поняли, что по-другому дело разрешить невозможно, поэтому договорились уладить спор таким образом. 

Этот прецедент напоминает обществу, что самая основная цель Церкви как гражданского института - это не финансовые или иные хозяйственные отношения, а молитва. Священнослужители, не обладая специальной подготовкой и квалификацией, конечно, могут иногда заключать  не самые удобные договора и брать трудновыполнимые обязательства, но есть компетенция, которой они обучены лучше других. Молитва имеет свою ценность в этом мире, в нашем обществе и жизни. Думаю, что этот пункт, отраженный в мировом соглашении, имеет важное значение. 

Конечно, сама постановка вопроса о контроле за молитвой в юридической плоскости абсурдна. Но мне кажется, что стороны сознательно пришли к данному решению для того, чтобы выйти из юридического спора, прекратить тяжбу и выйти из конфликта достойно. Хотя ответчиком по делу являлась епархия, но обычно, в таких случаях, есть конкретный храм, который контактировал с фирмой по выполнению проектных работ. Для оплаты подобных работ обычно община прихода или монастыря находит благотворителей.  Истцы поняли, что у епархии нет возможности оплатить все издержки, поэтому для прекращения юридического спора обе стороны вышли из этой ситуации, заключив мировое соглашение.

Строго говоря, в соответствии с библейскими принципами, православные христиане не могут судиться друг с другом в светских судах. Обращаться в мирской суд можно только в случае возникновения спорных и конфликтных ситуаций христианина со «внешними». Во всех случаях, внутренних взаимоотношений православных друг с другом, необходимо искать церковного суда, как учит Священное Писание: 

«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев» (1 Кор.6:1−8).

Но институт Церковного Суда только возрождается, а конфликт зашел далеко, поэтому был подан иск в арбитражный суд. Но затем истцы осознали, что лучше разрешить ситуацию по-христиански.

В этой ситуации хорошо обеим сторонам – священнослужители будут молиться, а предприниматели получат молитвенную поддержку. Христиане призваны к молитве, в том числе за своих оппонентов, обидчиков и недругов. Часто люди, приходя в храм,  признаются, что им не нравится тот или иной человек, а священникам нередко задают вопрос о том, почему Церковь молится о властях, в которых замечены нечестные чиновники. Но если мы не будем молиться об этих людях, то они станут еще хуже. И наоборот, молитва о человеке способна изменить жизнь даже самого закоренелого грешника.

В нашем мире помимо законов физических, существуют и действуют законы духовные. И они немаловажны даже для этого века, они действуют не только в вечности, но и сейчас, в нашей временной жизни способны своей силой изменить законы действительности. Среди многих законов духовной реальности есть один, для нас самый важный. Звучит он просто: Христос победил мир! 

И очень важно осознать, что Он победил мир не только духовный, но и материальный, Его победа значима и для вечности, и для временной действительности. Христос удивительным образом одержал величайшую победу не подавлением и унижением, а тем, что Своим подвигом, Своим сопереживанием, Своей любовью наполнил смыслом жизнь миллионов людей. Когда люди видят настоящую любовь, то обретают веру во Христа. Мы должны вспомнить о победе Христа над миром и вернуться к вере в истинность и действенность всего сказанного в Евангелии. 

К сожалению, логика, расчетливость, экономическая обоснованность и прочие способы сделать нашу жизнь эффективной и успешной поглотили в нас мысль о победе Христа над миром. Мы стали слишком самонадеянными и логичными, чтобы впустить в свою жизнь Спасителя. Хотя, каждый христианин в своей жизни призван к тому, чтобы своим примером стараться показывать подлинную христианскую любовь. Через это окружающие нас люди становятся последователями Христа – нашими единоверными братьями. 

Когда мы видим спор или конфликт, то должны постараться помолиться об обидчике. Мы проявляем подлинную любовь, когда молимся о других людях. Иногда что-то говоришь, советуешь, а собеседник не понимает, но любая молитва всегда действенна и помогает человеку. Кстати,  мы и сами становимся лучше, когда молимся о наших ближних. 

Решение Нижегородского суда – это глубокое и важное событие. Конечно, нельзя все свести к юридическим обязательствам, но можно постараться выйти из любого конфликта с духовной пользой для обеих сторон.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 2., Андрей Карпов:

По хорошему, соглашение должно звучать так - истец прощает долг, а Церковь молится за простивших... А так получается, что учитывается некоторый денежный эквивалент молитвы... С духовной точки зрения довольно вредное начинание

+100500 Еще есть один момент: а если дела у тех, за кого будут молиться "о благополучии во всех их благих делах и начинаниях" пойдут из рук вон плохо? Если у Господа какой-то Свой план относительно них, не включающий "благополучие во всех делах и начинаниях"? что тогда?
Ксения Балакина / 17.02.2016, 09:57

8. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»

Все это очень смешно... и очень грустно.
рудовский / 17.02.2016, 08:52

7. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»

Сумасшедший дом, конечно! Вот кто решил, что священники лучше других "обучены молитве". Наличие священного сана ничего не гарантирует. В семинариях молиться не учат. Молитве вообще нельзя научиться на уроках. Представляете предмет "Молитва". И оценки ставить. Оценивать как? Возгорелась ли свеча от молитвы? Гарри Поттер получается. Касательно решения суда. Я хотела бы расширить начинание. Кредит возьму. Как вы думаете, часть кредит молитвами уже можно отдавать?
Hélène / 17.02.2016, 08:19

6. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»

   Насреддин отправился с мальчиком в лавку продавца сладостей, набрал халвы и отдал мальчику, чтобы тот отнёс домой, а сам стал рассматривать в лавке всякие товары. Когда мальчик отошёл уже достаточно далеко, Насреддин спросил лавочника:     - Если кто-нибудь возьмёт у тебя халвы, но у него не окажется денег, что ты станешь делать?     - Дам ему затрещину, - ответил хозяин лавки, - и выгоню взашей.     - Так не мешкай, давай мне эту затрещину, - говорит Насреддин.     Лавочник влепил ему затрещину, и собрался, было выгнать его прочь, но Насреддин воскликнул:     - Если ты отпускаешь по этой цене, то я возьму ещё немного халвы! 
Анна де Бейль / 17.02.2016, 05:56

5. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»

А особенно печально, что об этом пишет священнослужитель! Победа над материальным миром!!! Батюшка о чём Вы? Тут бы со страстями (хоть одной) справиться.
Унеча / 16.02.2016, 18:19

4. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»

Бред печальный! Этак скоро будут продаваться индульгенции мирянам, а с противной стороны судом будут вменяться налоги молитвой!
Унеча / 16.02.2016, 18:16

3. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»

Очень интересное явление. Здесь решение суда – дело второстепенное. Как известно, российские купцы когда-то были люди набожные, на строительство храмов средств не жалели, честное слово купеческое ценилось как финансовый документ, да и дела у них шли хорошо. Может с этого случая великий почин в российском бизнесе начнётся. Подождём – увидим?
Из народа / 16.02.2016, 17:06

2. Re: «Суд публично обозначил ценность молитвы»

Не стоит радоваться приходу юридизма в область, которая раньше была чисто духовной... По хорошему, соглашение должно звучать так - истец прощает долг, а Церковь молится за простивших... А так получается, что учитывается некоторый денежный эквивалент молитвы... С духовной точки зрения довольно вредное начинание, потому как юридизм - это такой дракон, который запускает один коготь, а потом съедает какую-то область общественных или межчеловеческих отношений целиком...
Андрей Карпов / 16.02.2016, 15:06

1. «Суд публично обозначил ценность молитвы»

Как название статьи ,так и комментарий к ней больше напоминают первоапрельскую шутку (правда не очень удачную шутку ,скажем так) Потому ,как всерьез обсуждать подобное это просто нечто...Мдаа..Кино и немцы.
Silvio63 / 16.02.2016, 13:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Виктор Горбач
Все статьи Протоиерей Виктор Горбач
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59