14 февраля почти весь мир отмечает т.н. праздник всех влюбленных - День святого Валентина, когда-то попавший из Англии (где он упоминается уже у Шекспира) в Америку, а оттуда распространившийся повсюду, пишет Regions.ru. В этот день принято дарить специальные откpытки-«валентинки» в виде сердечек с признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками. Вокруг него сформирована целая праздничная индустрия - открытки, праздничные букеты, украшенные сердечками и амурчиками подарки и т.п.
В Россию этот праздник пришел в середине 1990-х – вместе с Хэллоуином и Днем св. Патрика.
«Нужно ли бороться с празднованием Дня св. Валентина? Если да, то какие меры вам кажутся разумными?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, не очень понимает, с чем тут бороться. «Давно же понятно, что основная внутренняя идеология у нас по сути своей не христианская, а идеология потребления, стяжание материальных ценностей и поиск разного рода удовольствий, - пояснил он. - Мы живем больше по-неоязычески, чем по-христиански. А неоязычество включает в себя гедонизм, культ праздников, отдыха, а не стремление к исполнению христианских заповедей».
«Если бы общество было более христиански настроенным, вопрос преодоления поведенческих стереотипов был бы уместен. Если мы христиане, что мы тогда празднуем? – вопрошает пастырь. - А когда большинство у нас считают себя христианами чисто формально, налицо приверженность к порой даже странному и в каком-то смысле блудливому веселью: "Будем есть, пить и веселиться, ибо завтра умрем!"»
«Так что бороться надо не с отдельными проявлениями, для общества языческого естественными, а серьезно ставить вопрос: что для нас все-таки первостепенно - жизнь согласно беззаботному веселью и стяжание ценностей или наше христианство с более серьезным устроением жизни? А День святого Валентина, Хэллоуин - это частные проявления коренного противоречия между христианской жизнью и языческой, и последняя пока преобладает», - посетовал отец Андрей.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «это не праздник любви - скорее праздник коммерсантов, которые на эксплуатации слова "любовь" делает большие барыши. А вот как с ним бороться и чем замещать? – думаю, хорошим образованием, которое давало бы людям возможность наполнять свою жизнь глубокими и благотворными переживаниями, не позволяя размениваться по пустякам, ловиться на какую-то ерунду. Нужно возрождать добрые национальные традиции и серьезно подумать над тем, какую альтернативу можно было предложить».
«У нас есть похожий праздник – День Петра и Февронии, но отмечают его верующие, православные христиане, а День святого Валентина навязывают всем. Однако меняются времена, люди, характеры, и нужно искать, что могло бы приносить положительные эмоции не только дельцам, но и всем остальным. А у нас пока культура ориентируется на воротил шоу-бизнес», - заключил отец Александр.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, сказал: «Нашей семье этот праздник чужд, - как чужда, к примеру, "блатная" или наркоманская эстетика. У нас есть свои традиции, устои, и нам он просто не нужен. В школе детям дарят "валентинки", конечно, но я, признаться, не вижу в этом ничего хорошего. Если это выражение дружбы – еще куда ни шло. Но мне кажется, это начало вольного обращения друг с другом. В таком юном возрасте это ни к чему. Если не сдерживать себя в юности, в дальнейшем могут произойти великие беды. Кроме того, это личное, что не нужно выставлять на всеобщее обозрение. Детей нужно сдерживать, следить за ними, объяснять, почему что-то нельзя делать. Об этом говорит Иоанн Златоуст. Всему свое время. А разжигание блудной страсти в детях может начаться с такого невинного вроде бы праздника».
«Но и бороться с Днем святого Валентина, запрещать его, тоже, думаю, не следует, - отметил пастырь. - Когда наша семья приходит в магазин и видит на полках алкоголь и сигареты, мы объясняем детям, как к этому нужно относиться. Человека никто не заставляет пьянствовать или курить – сами люди пьют и курят. Так и здесь. Наша семья живет своей жизнью, как Бог даст, а не как все: так не интересно. Вообще каждый человек интересен своей индивидуальностью, неповторимостью. А если мы живем по воле Божьей, Господь воссияет через нас».
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, уверен, что «бороться нужно только убеждением. Для меня великая радость, что в этом году в моем поселке ни одно учебное заведение уже не отмечает этот праздник. Работа, которую я проводил на протяжении нескольких лет, дала результаты. А к 14 февраля у нас приурочены беседы с молодежью. Мы напоминаем юношам и девушкам об истинном значении слова "любовь". То, что они видят в интернете, по телевизору, опошляет его, унижает».
«Если даже люди не верующие, и не знают, что «Бог есть любовь», все равно мы должны донести до их сознания высокое значение этого слова. В человеке, который не любит, Бога нет, - подчеркнул отец Вячеслав. - В сельскохозяйственном техникуме у нас уже прошла первая лекция из этого цикла, мы с первокурсниками попытались определить значение слова «любовь», выяснить, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной. Ребятам важно было услышать, что даже плотская любовь красива, когда происходит в законном браке и супруги проявляют заботу друг о друге. Мне как православному священнику День святого Валентина, конечно, ни о чем таком не напоминает».
«Если мы возьмем православный или католический календари, мы не найдем там указания, что 14 февраля чтят память этого святого. Может быть, он действительно выдуман для торговли сопутствующими товарами или для пропаганды разнузданности, но для нас этот день - повод рассказать об истинном предназначении человека, о красоте отношений между мужчиной и женщиной, о любви, заботе и доверии. Не только в нашем поселке, но и в регионе этот праздник постепенно отмирает, а вечные ценности остаются», - заключил пастырь.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что «если мы хотим избежать разгула, блуда, - мы должны напоминать о подлинном смысле любви. И, если уж этот праздник отмечают, в этот день надо выделять семейную любовь: поощрять многодетные семьи, прожившие вместе много лет, показывать: любовь - это не просто это влюбленность, а то, что связывает семьи. Можно говорить о примерах истиной жертвенности, - например, о семьях, где один супруг инвалид, а второй мужественно проходит с ним все испытания. Было бы замечательно, если бы в этот день акцентировали внимание на христианской любви между мужчиной и женщиной, что позволяет преодолевать трудности, собственные греховные наклонности в пользу единства и любви, которые Господь преумножает именно в семье».
«А блуд приносит только вред и разрушение, - напомнил отец Николай. - Потом человек просто не способен полюбить по-настоящему – это следствие совершенного им тяжелого греха».
«В общем, этому празднику нужно придать настоящее значение любви, как понимал ее святой, которого прославляет западная церковь. Святой Валентин венчал молодых людей, которые не могли быть вместе из-за социальных различий. Это святой ранней христианской эпохи, он почитаем и нами, православными, но в другой день. Хотя я не знаю, почему именно в честь него был назван праздник. Возникает ощущение, что только он соединял любящих друг друга людей, но это не так. Все священники в эпоху гонений христиан венчали тех, кто из-за социальных различий не мог соединиться. Однако все эти люди были христианами, а значит, рабами Господа и никого больше», - заключил пастырь.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, отметил, что «бытует такое мнение, что Церковь отрицательно относится к празднованию дня святого Валентина. На самом деле, это не совсем верно: мы лишь говорим о некоторой искусственности выбранной даты и тем более, о ее повальной комерсализации».
«Любовь – это дар Божий, который не может быть предметом подарочной индустрии, - подчеркнул отец Антоний. - Любовь – это чувство, которое нужно показывать и доказывать каждый день, а не по каким-то особым числам. Если мы посмотрим на историю нашей страны, то мы без труда найдем множество семейных пар, которые могут быть образцом для подражания. Это и известные всем святые Петр и Февронья, и семья последнего русского Императора. Можно по разному оценивать его политику, спорить о вкладе в историю, но его глубокая и искренняя любовь к Императрице и наоборот, которая ярко проявляется в их дневниках, письмах друг другу, в воспоминаниях людей, которые их близко знали – это все не подлежит никакому сомнению».
«Если же кому-то хочется праздновать именно 14 февраля, то нужно помнить, что этот день - прежде всего день любви человека к Богу. Именно в этот день, в далеком 270 году, пострадал за веру святой мученик Валентин в Римской Империи. Он выбрал любовь к Богу, отдав свою жизнь и не поклонившись изображениям демонов. Поэтому было бы правильно в этот день не только послать "валентинку", подарить подарок или пригласить в кафе свою "половинку", но и вместе сходить в храм, причаститься, поставить свечку святому или заказать молебен об умножении любви», - призвал священник.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает, что «история праздника весьма туманна, все легенды строятся вокруг какого-то распутства. Нашему народу, конечно, все равно, что праздновать, был бы повод - а людям, которые делают на этом деньги, абсолютно все равно, на чем зарабатывать. И получается все, кто вокруг этого праздника крутится, не задумываются, им все равно, откуда это пошло, зачем и какой смысл вкладывать в праздник».
«Все-таки традиции наших праздников и традиции Русской Церкви богатые и древние, и у нас начало имеет большой смысл – откуда все пошло, что мы вкладываем в какой-то конкретный праздник, даже если не знаем его предысторию. Так что я бы побоялся праздновать День святого Валентина без оглядки, - предостерег он. - Бездумное следование за европейскими ценностями очень разрушительно действует на наше общество. Никакого смысла этот праздник не несет, да и не пытаются в него вложить особого смысла».
«Если хотят отмечать праздник те, кто действительно любит друг друга, то в Русской Православной Церкви нашли прекрасную замену: празднование Дня Петра и Февронии. И если бы этот праздник можно было «раскрутить» так, как «раскручивают» День святого Валентина, это было бы очень хорошо для общества. Так что надо понимать смысл, который кроется в истории праздника», - заключил отец Иоанн.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, подчеркнул, что «ни к семье, ни к доброму началу отношений между полами, ни к российскому духовному наследию этот день отношения не имеет. Весь этот так называемый праздник есть результат поражения нашей страны в 90-х годах, когда степень зарубежного влияния на российскую действительность была очень высокой и нездоровой. С тех пор Россия значительно расправила плечи, иммунитет к чуждым влияниям более-менее восстановился».
«Но то, что внедрилось в нашу жизнь, продолжает нас терзать. В ряду с этим праздником стоят зарубежные секты - "Свидетели Иеговы", мормоны и прочие. Но мы не можем им сказать, мол, вот пустили вас 20 лет назад, а теперь уходите прочь. То же самое касается засоренности русского языка необоснованными варваризмами. Так и День святого Валентина просто так не исчезнет», - посетовал отец Макарий.
«Только нужны не запреты - нужны просвещение и информирование. Если мы будем смело рассказывать о происхождении этого так называемого "праздника", о его месте в прошлом в зарубежных странах, как пытаются сегодня коммерциализировать внебрачные отношения, - это будет приносить результат. Надо прямо сказать молодежи: вы хотите жить в выгребной яме или в чистоте? Надо говорить правду без обиняков!» - заключил пастырь.