За 2015 год в сфере незаконного оборота наркотиков выявлено 832 преступления. Раскрыто 475, что на 5% больше, чем в 2014-м. Несмотря на очевидный рост, Анатолий Акименко отметил, что в данном случае речь идет о большей эффективности работы правоохранителей. Основная проблема, по его словам, в том, что в связи с падением доходов населения люди легче становятся на криминальный путь.
С учетом изменения экономической и политической ситуации увеличился и наркотрафик. Лидером по поставкам «дури» на воронежский рынок, да и в страну в целом, остается Афганистан. Рост наркопроизводства там зафиксирован ООН с момента начла операции «Несокрушимая свобода» в 2001 году. За это время производство опийных наркотиков возросло в два раза. Так что благодаря военным мероприятиям США мы теперь имеем несокрушимый наркотрафик из Афганистана через бывшие республики СССР. Кстати, по словам Акименко, именно отсутствие границ, какие были при Союзе, облегчает продвижение наркотика на российский рынок. Плюс к этому экономическая ситуация в государствах Средней Азии оставляет желать лучшего, что толкает народ на преступления. Воронежский рынок постепенно захватывает героин. До 2013 года всегда было актуально употребление растительных наркотиков местного происхождения – 89%.
Сегодня доля героина на наркорынке региона составляет 36%, примерно 53% осталось на долю растительных наркотиков (гашиш, марихуана, маковая соломка) и амфетаминов. Так, в 2014-2015 годах на территории Воронежской области всеми ведомствами было изъято из оборота 282 килограмма героина. В то время как за предшествовавшие этому десять лет было изъято 63 килограмма.
Почему произошла такая замена, начальник УФСКН объяснил тем, что мак и коноплю стали меньше выращивать, поэтому героин занял их нишу на рынке. К тому же Воронежу не повезло находиться на перекрестье федеральных трасс, да и народ, по его словам, у нас побогаче, чем в соседних областях. Что касается местообитания наркодилеров, то из-за «плотного контингента правоохранительного блока» многие перебираются в областные центры, села и деревни, где наркотики расфасовываются и поступают в Воронеж. Наркогруппировки, которые занимаются поставкой «дури» на российский рынок, состоят в основном из иностранных граждан, преимущественно таджиков. Из 55 иностранцев, привлеченных в прошлом году к уголовной ответственности, 45 оказалась гражданами Таджикистана. Задача правоохранителей – быстро задержать продавцов и раскрутить всю цепочку, поскольку на одном месте «гастролеры» долго не задерживаются.
– Огорчает только, что координаторы преступных организаций, выявленных на территории области, в основном находятся за пределами нашей страны, соответственно, сложнее привлечь их к ответственности, - сказал Анатолий Акименко.
Одним из самых резонансных дел прошлого года стало задержание студента-пятикурсника, который создал лабораторию и начал синтезировать наркотики самостоятельно, так сказать, в промышленных масштабах. Однако стать миллионером ему было не суждено. Акименко подробнее рассказал о том, как было дело.
— По полученной нами оперативной информации, этот молодой человек сбывал наркотические вещества. Когда его задержали, то обнаружили у него свыше 200 кг прекурсоров, а также более 1,5 кг готового вещества, который студент изготовил самостоятельно.
Парень оказался еще и талантливым маркетологом. Он сам сделал сайт, где была представлена вся изготавливаемая им продукция, дана информация о видах наркотиков и рекомендациях по их употреблению. Само собой, были акции, скидки и бонусы для постоянных покупателей. До момента задержания молодому человеку удалось заработать более полутора миллионов рублей. На том дело и закончилось, гений местного разлива угодил на нары и получил за свои изобретения семь лет колонии.
За последние два года в области было изъято 46 кг синтетических наркотиков, за предшествовавшие этому 10 лет – 11 кг. Пару лет назад по стране прокатилась волна отравлений курительными смесями. На одной из предыдущих пресс-конференций Анатолий Акименко говорил о сложностях, связанных с включением находящихся в них веществ в реестр запрещенных препаратов. Однако в конце 2014-го Госдума приняла законопроект, который дает возможность формировать на региональном уровне базу данных синтетических добавок и постоянно обновлять ее, что позволит шагать практически в ногу с производителями и лишит распространителей юридического козыря во время химического анализа: есть производные в базе данных – значит наркотик. Так что расширение полномочий на местах существенно помогает наркополицейским в работе.
Журналистов также интересовало, как идет борьба с наркопритонами. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни слышал про «знакомого, у которого в подъезде наркоманы что-то варят, и вонь на весь дом». По словам Акименко, с изменением ситуации на наркорынке поменялось и поведение потребителей всякого рода зелья. Еще пару лет назад правоохранители закрывали от 120 до 140 притонов ежегодно, сейчас в десять раз меньше. Плохо это или хорошо, вопрос открытый, поскольку для употребления героина или синтетических наркотиков не нужны ни газовая плита, ни какие-либо сопутствующие «товары». Соответственно, отпадает и необходимость в притонах. Но появилась другая опасность – наркотики употребляют теперь буквально везде: на детских площадках, в подъездах, во дворах. На использованный шприц наступить можно где угодно.
Сейчас очень популярный вид распространения наркотиков – закладки через тайники. Для последних годится буквально все: почтовые ящики, песочницы, старые шины, используемые для ограждений, наружные откосы и отливы окон.
И так может продолжаться очень долго. Ни у каких наркополицейских не хватит сил переловить и перевоспитать всех наркоманов и торговцев. Этот бизнес приносит огромную прибыль. Пока есть спрос, будет и предложение. Не надо проходить мимо и делать вид, что ничего не происходит и что беда обойдет стороной. Общество в состоянии справиться с наркоманией и наркоторговлей, одно государство – вряд ли.
На 1 января 2016 года на территории города и области зарегистрировано 13600 наркозависимых. Лечение и реабилитацию они проходят на базе городской больницы №18, где есть и необходимые медикаменты, и закуплено новое оборудование. По словам Анатолия Акименко, появление тяжелых наркотиков привело к тому, что отделение постоянно заполнено. Также он предупредил о возможном мошенничестве в сфере предоставления помощи наркозависимым.
- Сейчас появляются организации, предлагающие лечение и реабилитацию для таких лиц. По факту это своеобразные секты, где заберут последнее имущество и ничем не помогут, - сказал полковник.
Помимо государственных учреждений в регионе работают 13 частных организаций. Специально созданная рабочая группа занимается лицензированием организаций, которые потом смогут участвовать в получении грантов на свою деятельность. Также предполагается разработка и внедрение именных сертификатов для наркозависимых, по которым они смогут пройти дорогостоящую реабилитацию. Денежные средства в этом случае будут напрямую направлены в выбранное человеком учреждение.
P.S. Пока верстался номер, стало известно, что с 11 по 17 января 2016 года сотрудники ФСКН России перекрыли несколько крупных каналов поставок наркотиков и ликвидировали 23 наркопритона. Из незаконного оборота было изъято 120 килограммов героина, 22,3 килограмма гашиша, 224 килограмма марихуаны, 7,5 килограмма синтетики и 6,4 килограмма психотропных веществ – всего 171 оптовая партия. Из этого количества наркотиков можно изготовить более 12 миллионов разовых доз.