«Отец Андрей разыгрывает роль либерального Тартюфа»

Диакон Владимир Василик о канонизации Ярослава Мудрого, Евгения Боткина и о неадекватной реакции протодиакона Андрея Кураева на прославление святителя Серафима (Соболева)

Андрей Кураев 
0
2399
Время на чтение 4 минуты
Как сообщалось, Архиерейский Собор канонизировал целый ряд святых, в том числе архиепископа Серафима (Соболева), прп. Александра Пересвета, страстотерпца Евгения (Боткина), прп. Андрея Ослябю, прп. Кукшу Одесского, Великого князя Ярослава Мудрого.

Из либерального лагеря уже в самый день прославления святителя Серафима не замедлила последовать реакция в виде статьи протодиакона Кураева «Сегодня для правослактов изготовят святого покровителя».

Ситуацию проанализировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:


Я с глубокой радостью встретил весть о канонизации князя Ярослава Мудрого, который уже известное время почитался как местночтимый новгородский святой. Ныне он вошел в сонм русских святых. Жизнь князя была величественна и подвиг его был не мал - он смог собрать Русь после мятежей и страшного убийства Святополком Бориса и Глеба. Князь Ярослав возвел величественные храмы, среди которых выделяется Софийский собор в Киеве. Он взращивал на Руси просвещение и книжность. Неслучайно митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» его уподобляет царю Соломону.

Пересвета и Ослябю уже давно необходимо было причислить к лику общерусских святых, ибо, будучи в монашеском сане, они оставили уединение, вышли на Куликово поле и не щадя своей жизни проливали кровь. Пересвет положил свою жизнь за Веру и Отечество в поединке с богатырем Челубеем.

Ваш покорный слуга приложил известные усилия для канонизации Евгения Боткина, трудясь над его прославлением вместе с ныне покойной Ольгой Тимофеевной Ковалевской. К сожалению, она не застала сего радостного дня.

Если мы прославляем святых царственных страстотерпцев, то тем более справедливо прославить их верных слуг. У Царской Семьи почти не было выбора, в отличие от их слуг, которые могли отречься, отказаться от своей участи и прожить спокойную жизнь, умерев своей смертью. Но они избрали свою голгофу. Среди слуг был Евгений Сергеевич Боткин – замечательный русский православный человек и врач, достойный венца святости.

Великая радость, что был прославлен святитель Серафим (Соболев), которого мы знаем и помним как глубокого духовного писателя, проповедника Православия, обличителя безумной софианской ереси, предвозвестителя русской идеологии. В жизни владыка Серафим был удивительно человечным и глубоко внимательным к своим одноклассникам и воспитанникам в духовной школе, к пастве и пасомым. Он был образцом доброго пастыря, готового душу положить за овцы своя (Ин 10.11:16). Неслучайно, что при жизни и после его кончины случались чудеса. Однажды у одной благочестивой женщины-болгарки сын заснул на посту и был приговорен к расстрелу. Она пошла молиться на могилу владыки Серафима и сына амнистировали, а затем освободили.

На этом фоне совершенно глупой и смешной выглядит реакция отставного протодиакона всея Руси Кураева, который стал вопить о том, что в 1938 году владыка Серафим (Соболев) потребовал смертной казни для тех, кто исповедует атеизм. Если бы не вопли Кураева, то никто бы об этом не узнал, в том числе и я, хотя внимательно занимался творчеством владыки. Но настолько это высказывание не выражало его подлинный облик, что эту случайную черту подметил только Кураев. Но владыка Серафим не оригинален в этом вопросе – он повторил известное высказывание святителя Феофана (Говорова). Разве мы будем его исключать из списка святых? Мысль святителя следует рассматривать как эмоциональную реакцию на все мерзости, безобразия и преступления, которые совершили атеисты в первой половине ХХ века. По крайней мере, когда владыка Серафим в 1945 году присоединился к Московской Патриархии, то я не думаю, что он шибко настаивал на своем высказывание. Мысленные и интеллектуальные преступления всегда страшнее обыкновенных злодеяний. В этом владыка Серафим глубоко прав, ибо проповедь атеизма даже не в ХХ, а в ХIХ веке привела к кровавым преступлениям, террористическим актам, бунтам и революциям.

Реакция Кураева смешна. Как говорится: у кого, что болит – тот о том и говорит. Ни один умный человек, кроме Кураева, не стал бы ассоциировать светлый облик владыки Серафима с этим высказыванием. Его опасения о том, что теперь займутся предателями в рясах, напоминают известное выражение: на воре и шапка горит.

Эти слова Кураева не омрачат светлое впечатление и радость от канонизации святителя Серафима.

Что касается его гнева на Патриарха после «пусичных» реакций, то на что ж обижаться, Андрей Вячеславович? Не вы ли были заводилой этого процесса? Весть об этом событии в вашем «Живом Журнале» практически совпала с появлением в СМИ. Вы были в курсе и яростно защищали пусек, проповедуя законность маточного танца, едва ли сами не плясали. А теперь обижаетесь на негативные аллергические реакции. Вы обиделись на плод рук ваших, который ударил вас по голове. Как говорится: сами гнали – сами пьем. Пейте на здоровье! Все, что вы созидали в предыдущие годы, подлости и провокации, ныне обрушивается на вашу голову.

Кураев протестует против православных кулаков и насилия. Это смешно. Уважаемый отец Андрей в очередной раз разыгрывает роль либерального Тартюфа, являя обыкновенное лицемерие. Недавно он выступал в Санкт-Петербурге на улице Марата. Один человек задал ему неприятный, но корректный вопрос. В ответ он услышал: «Ты чмо! Как ты смеешь со мной разговаривать! Пошел вон!» И мгновенно заранее подготовленные почитатели отца Андрея взашей вытолкнули несчастного совопросника века сего. Как говорится: чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Тем более, что в свое время о.Андрей симпатизировал инквизиции. Судя по грубости и хамству, которое он допускает в «Живом Журнале», он не чужд духа агрессии и желания приложить своего соперника.  

Всё как обычно:

А глядишь: наш Мирабо
Старого Гаврило
За измятое жабо
Хлещет в ус да в рыло.

А глядишь: наш Лафает
Брут или Фабриций
Мужиков под пресс кладёт
Вместе с свекловицей.


Обыкновенное либеральное лицемерие. Да еще и донос либералам на Святейшего Патриарха, что, дескать, глядите, какой он жестокий. И сигнал безбожникам, бесстыдникам и хульникам, типа Сашки Невзорова: Давай, Сашок, хули дальше! Выпьем за то, чтобы у нас всё было, а нам за это – ничего не было! Виват либеральным тартюфам.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

25. Ответ на 22., Иоанна:

СВ 1920 г. Серафим Соболев был АРХИМАНДРИТОМ. Богучарским архиепископом он стал в 1934 году, уже проживая в Болгарии.

Простите, ошиблась. Вот точные сведения из жития: "31 августа 1921 года Высшее Церковное Управление за границей назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии. Патриарх Тихон признал архиерейскую хиротонию епископа Серафима и его назначение в Болгарию. В 1921 году святитель Тихон изменил титул епископа Серафима на Богучарский". Но архиепископом он действительно стал в 1934-ом. А епископская хиротония была в Симферополе - с титулом Лубенский.
Иоанна / 09.02.2016, 21:26

24. Ответ на 20., Сергей Швецов:

Я, собственно, не так уж плохо отношусь к свт.Серафиму, вот только не понимаю, как это - он прославлен, а архиеп.Владимир(Горьковский) не прославлен, хотя был убит большевиками. Вот такой глупый вопрос у меня к нашей синодальной комиссии.

Знаете, ответ может быть очень простым. Синодальная комиссия не рассматривает благочестивые пожелания верующих. Она работает с документами для канонизации. А их должен кто-то подать. Теперь вернемся к дьякону К., который пишет в обсуждаемой здесь заметке его блога, что в 2007-ом Синодальная комиссия отказала в канонизации архиепископа Серафима (Соболева). Уверена, о. Андрей хорошо знает как все было на самом деле, и, мягко говоря, лукавит. В 2007 г. комиссия просто не стала рассматривать вопрос ввиду недостаточности предоставленных материалов. Между тем, и тогда, в 2007-ом, Дядо Владика (так, по-родственному, называют в Болгарии архиепископа Серафима – „дедушка Владыка“) был софийским чудотворцем, Ксеньюшкой и Матронушкой, вместе взятыми – для тех, кто приходил к нему на могилку за утешением.
Иоанна / 09.02.2016, 21:13

23. Ответ на 20., Сергей Швецов:

Все понятно. Доказательств нет.

Да есть, есть. Спорили, молились вместе, потом Владыка Серафим жребий тянул: уезжат не уезжать. Какой архиерей в это время мог благословить оставаться в России на верную гибель? Вот и архиепископ Димитрий настаивал на отъезде. А до этого старец благословил архимандрита Серафима, и слова сказал знаменитые, которые часто повторяют - про "хорошую сторонушку". Православная царская Болгария - чем плохая сторонушка?
Иоанна / 09.02.2016, 19:37

22. Ответ на 2., Сергей Швецов:

Скажите, автор, как можно прославлять архиереев, которые бежали со своих кафедр?

Ну хорошо, давайте тогда по порядку. Какой архиерей с какой кафедры? В 1920 г. Серафим Соболев был АРХИМАНДРИТОМ. Богучарским архиепископом он стал в 1934 году, уже проживая в Болгарии.
Иоанна / 09.02.2016, 19:31

21. К духовному облику св. Серафима (Соболева)

Очень важен следующий факт биографии св. Серафима (Соболева): "...во время Второй мировой войны Болгария, в которой жил Владыка Серафим, долгое время была на стороне Гитлера. Траги­ческой ошибкой стала и поддержка значительной частью Русской Православной Церкви заграницей политики фашистской Германии. Эта поддержка выразилась в приветственных адресах Адольфу Гитлеру, под которыми стояла подпись Первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского). Многие карловацкие иерархи и священники призывали русских эмигрантов вступать в армию Гитлера для освобождения России от большевистского ига. Владыка Серафим был одним из немногих, кто категорически отверг такую позицию митрополита Анастасия и его Сино­да". http://www.vob.ru/public/vrn/obraz/18/makeev.htm
Тимур Давлетшин / 09.02.2016, 16:14

20. Ответ на 18., Иоанна:

Все понятно. Доказательств нет. Я, собственно, не так уж плохо отношусь к свт.Серафиму, вот только не понимаю, как это - он прославлен, а архиеп.Владимир(Горьковский) не прославлен, хотя был убит большевиками. Вот такой глупый вопрос у меня к нашей синодальной комиссии.
Сергей Швецов / 09.02.2016, 11:01

19. Re: «Отец Андрей разыгрывает роль либерального Тартюфа»

«...в 1938 году владыка Серафим (Соболев) потребовал смертной казни для тех, кто исповедует атеизм». Вот если бы владыка потребовал смертной казни для тех, кто содрал корону с Помазанника в Феврале и тех, кто елейно это благословил («Свершилась воля Божия!») – за это, действительно, м.б. и канонизировать. А так – непонятная либеральная мягкотелость и толерантность, прям как у Кураева...
Юрий / 09.02.2016, 09:55

18. Ответ на 16., Сергей Швецов:

А знаете, какую огромную и неоценимую пользу он принес Болгарии? И какую же?

Я честно, говоря, думала, что, бросаясь так рьяно в бой, вы хорошо изучили жизнь святителя. А вы, оказывается, ничего о нем ни знаете. Тогда непременно изучите - найдете ответы на все ваши вопросы. Рассказывать в рамках форума то, о чем написана не одна книга, невозможно и времени на это нет. Если в двух словах, о самом главном, то лучше вспомнить слова прп. Серафима Саровского:“ ... и тысячи спасуться около тебя“. И речь не только о русской диаспоре в Болгарии, белоэмигрантах и их потомках. Речь о болгарах и Болгарской Церкви, которой было очень нелегко после 500-летнего турецкого рабства и 70-летней схизмы. К слову, вклад Владыки Серафима в дело снятия схизмы тоже очень велик. И в наши дни, когда сеется разделение между православными, канонизация архиепископа Серафима – это своего рода скрепа для русских и болгар. Православные болгары верят и в то, что святитель Серафим – ангел- хранитель и большой молитвенник за их страну вместе с прп. Иоанном Рильским (напомню еще и что акафист преподобному Иоанну Рильскому тоже написал арх. Серафим Соболев). И основания для такой веры есть.
Иоанна / 09.02.2016, 09:25

17. Ответ на 16., Сергей Швецов:

Нет, архиепископа Димитрия Абашидзе Доказательства?

Есть доказательства, свидетельства, но предоставить их здесь, на форуме, невозможно. Можете верить исследователям, порывшимся в архивах, можете не верить – ваше право. Владыка если чем и согрешил при жизни („несть человек, иже жив будет и не согрешит“), то покаялся, Бог его простил, дал благодать исцелений еще при жизни, прозорливости и другие благодатные дары (это известно из многочисленных свидетельств его духовных чад, болгарских священнослужителей, прихожан Русского храма в Софии, членов русской диаспоры в Болгарии), то что же мы будем судить его и засуживать?
Иоанна / 09.02.2016, 09:20

16. Ответ на 14., Иоанна:

Нет, архиепископа Димитрия Абашидзе

Доказательства? А знаете, какую огромную и неоценимую пользу он принес Болгарии?

И какую же?
Сергей Швецов / 09.02.2016, 07:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Курс на создание «государства в государстве»?
О попытках ввести многожёнство и завозить мигрантов из Пакистана
23.12.2024
Мне стыдно за моего Президента
О нравственных вопросах на Прямой линии Владимира Путина
21.12.2024
Это вопрос о судьбах России и русской души
Размышления о причинах Раскола
18.12.2024
«Крымский» сценарий в Сирии
России нужно создать Латакийскую республику, тем самым защитив христиан и алавитов
14.12.2024
Надо спасать христиан Сирии
О ситуации в стране после ухода Асада
10.12.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Андрей Кураев
Все статьи темы
Последние комментарии
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
27.12.2024 21:18
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от учитель
27.12.2024 19:43
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
27.12.2024 18:37