«Отец Андрей разыгрывает роль либерального Тартюфа»

Диакон Владимир Василик о канонизации Ярослава Мудрого, Евгения Боткина и о неадекватной реакции протодиакона Андрея Кураева на прославление святителя Серафима (Соболева)

Как сообщалось, Архиерейский Собор канонизировал целый ряд святых, в том числе архиепископа Серафима (Соболева), прп. Александра Пересвета, страстотерпца Евгения (Боткина), прп. Андрея Ослябю, прп. Кукшу Одесского, Великого князя Ярослава Мудрого.

Из либерального лагеря уже в самый день прославления святителя Серафима не замедлила последовать реакция в виде статьи протодиакона Кураева «Сегодня для правослактов изготовят святого покровителя».

Ситуацию проанализировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:


Я с глубокой радостью встретил весть о канонизации князя Ярослава Мудрого, который уже известное время почитался как местночтимый новгородский святой. Ныне он вошел в сонм русских святых. Жизнь князя была величественна и подвиг его был не мал - он смог собрать Русь после мятежей и страшного убийства Святополком Бориса и Глеба. Князь Ярослав возвел величественные храмы, среди которых выделяется Софийский собор в Киеве. Он взращивал на Руси просвещение и книжность. Неслучайно митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» его уподобляет царю Соломону.

Пересвета и Ослябю уже давно необходимо было причислить к лику общерусских святых, ибо, будучи в монашеском сане, они оставили уединение, вышли на Куликово поле и не щадя своей жизни проливали кровь. Пересвет положил свою жизнь за Веру и Отечество в поединке с богатырем Челубеем.

Ваш покорный слуга приложил известные усилия для канонизации Евгения Боткина, трудясь над его прославлением вместе с ныне покойной Ольгой Тимофеевной Ковалевской. К сожалению, она не застала сего радостного дня.

Если мы прославляем святых царственных страстотерпцев, то тем более справедливо прославить их верных слуг. У Царской Семьи почти не было выбора, в отличие от их слуг, которые могли отречься, отказаться от своей участи и прожить спокойную жизнь, умерев своей смертью. Но они избрали свою голгофу. Среди слуг был Евгений Сергеевич Боткин – замечательный русский православный человек и врач, достойный венца святости.

Великая радость, что был прославлен святитель Серафим (Соболев), которого мы знаем и помним как глубокого духовного писателя, проповедника Православия, обличителя безумной софианской ереси, предвозвестителя русской идеологии. В жизни владыка Серафим был удивительно человечным и глубоко внимательным к своим одноклассникам и воспитанникам в духовной школе, к пастве и пасомым. Он был образцом доброго пастыря, готового душу положить за овцы своя (Ин 10.11:16). Неслучайно, что при жизни и после его кончины случались чудеса. Однажды у одной благочестивой женщины-болгарки сын заснул на посту и был приговорен к расстрелу. Она пошла молиться на могилу владыки Серафима и сына амнистировали, а затем освободили.

На этом фоне совершенно глупой и смешной выглядит реакция отставного протодиакона всея Руси Кураева, который стал вопить о том, что в 1938 году владыка Серафим (Соболев) потребовал смертной казни для тех, кто исповедует атеизм. Если бы не вопли Кураева, то никто бы об этом не узнал, в том числе и я, хотя внимательно занимался творчеством владыки. Но настолько это высказывание не выражало его подлинный облик, что эту случайную черту подметил только Кураев. Но владыка Серафим не оригинален в этом вопросе – он повторил известное высказывание святителя Феофана (Говорова). Разве мы будем его исключать из списка святых? Мысль святителя следует рассматривать как эмоциональную реакцию на все мерзости, безобразия и преступления, которые совершили атеисты в первой половине ХХ века. По крайней мере, когда владыка Серафим в 1945 году присоединился к Московской Патриархии, то я не думаю, что он шибко настаивал на своем высказывание. Мысленные и интеллектуальные преступления всегда страшнее обыкновенных злодеяний. В этом владыка Серафим глубоко прав, ибо проповедь атеизма даже не в ХХ, а в ХIХ веке привела к кровавым преступлениям, террористическим актам, бунтам и революциям.

Реакция Кураева смешна. Как говорится: у кого, что болит – тот о том и говорит. Ни один умный человек, кроме Кураева, не стал бы ассоциировать светлый облик владыки Серафима с этим высказыванием. Его опасения о том, что теперь займутся предателями в рясах, напоминают известное выражение: на воре и шапка горит.

Эти слова Кураева не омрачат светлое впечатление и радость от канонизации святителя Серафима.

Что касается его гнева на Патриарха после «пусичных» реакций, то на что ж обижаться, Андрей Вячеславович? Не вы ли были заводилой этого процесса? Весть об этом событии в вашем «Живом Журнале» практически совпала с появлением в СМИ. Вы были в курсе и яростно защищали пусек, проповедуя законность маточного танца, едва ли сами не плясали. А теперь обижаетесь на негативные аллергические реакции. Вы обиделись на плод рук ваших, который ударил вас по голове. Как говорится: сами гнали – сами пьем. Пейте на здоровье! Все, что вы созидали в предыдущие годы, подлости и провокации, ныне обрушивается на вашу голову.

Кураев протестует против православных кулаков и насилия. Это смешно. Уважаемый отец Андрей в очередной раз разыгрывает роль либерального Тартюфа, являя обыкновенное лицемерие. Недавно он выступал в Санкт-Петербурге на улице Марата. Один человек задал ему неприятный, но корректный вопрос. В ответ он услышал: «Ты чмо! Как ты смеешь со мной разговаривать! Пошел вон!» И мгновенно заранее подготовленные почитатели отца Андрея взашей вытолкнули несчастного совопросника века сего. Как говорится: чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Тем более, что в свое время о.Андрей симпатизировал инквизиции. Судя по грубости и хамству, которое он допускает в «Живом Журнале», он не чужд духа агрессии и желания приложить своего соперника.  

Всё как обычно:

А глядишь: наш Мирабо
Старого Гаврило
За измятое жабо
Хлещет в ус да в рыло.

А глядишь: наш Лафает
Брут или Фабриций
Мужиков под пресс кладёт
Вместе с свекловицей.


Обыкновенное либеральное лицемерие. Да еще и донос либералам на Святейшего Патриарха, что, дескать, глядите, какой он жестокий. И сигнал безбожникам, бесстыдникам и хульникам, типа Сашки Невзорова: Давай, Сашок, хули дальше! Выпьем за то, чтобы у нас всё было, а нам за это – ничего не было! Виват либеральным тартюфам.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

25. Ответ на 22., Иоанна:

СВ 1920 г. Серафим Соболев был АРХИМАНДРИТОМ. Богучарским архиепископом он стал в 1934 году, уже проживая в Болгарии.

Простите, ошиблась. Вот точные сведения из жития: "31 августа 1921 года Высшее Церковное Управление за границей назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии. Патриарх Тихон признал архиерейскую хиротонию епископа Серафима и его назначение в Болгарию. В 1921 году святитель Тихон изменил титул епископа Серафима на Богучарский". Но архиепископом он действительно стал в 1934-ом. А епископская хиротония была в Симферополе - с титулом Лубенский.

Иоанна / 09.02.2016

24. Ответ на 20., Сергей Швецов:

Я, собственно, не так уж плохо отношусь к свт.Серафиму, вот только не понимаю, как это - он прославлен, а архиеп.Владимир(Горьковский) не прославлен, хотя был убит большевиками. Вот такой глупый вопрос у меня к нашей синодальной комиссии.

Знаете, ответ может быть очень простым. Синодальная комиссия не рассматривает благочестивые пожелания верующих. Она работает с документами для канонизации. А их должен кто-то подать. Теперь вернемся к дьякону К., который пишет в обсуждаемой здесь заметке его блога, что в 2007-ом Синодальная комиссия отказала в канонизации архиепископа Серафима (Соболева). Уверена, о. Андрей хорошо знает как все было на самом деле, и, мягко говоря, лукавит. В 2007 г. комиссия просто не стала рассматривать вопрос ввиду недостаточности предоставленных материалов. Между тем, и тогда, в 2007-ом, Дядо Владика (так, по-родственному, называют в Болгарии архиепископа Серафима – „дедушка Владыка“) был софийским чудотворцем, Ксеньюшкой и Матронушкой, вместе взятыми – для тех, кто приходил к нему на могилку за утешением.

Иоанна / 09.02.2016

23. Ответ на 20., Сергей Швецов:

Все понятно. Доказательств нет.

Да есть, есть. Спорили, молились вместе, потом Владыка Серафим жребий тянул: уезжат не уезжать. Какой архиерей в это время мог благословить оставаться в России на верную гибель? Вот и архиепископ Димитрий настаивал на отъезде. А до этого старец благословил архимандрита Серафима, и слова сказал знаменитые, которые часто повторяют - про "хорошую сторонушку". Православная царская Болгария - чем плохая сторонушка?

Иоанна / 09.02.2016

22. Ответ на 2., Сергей Швецов:

Скажите, автор, как можно прославлять архиереев, которые бежали со своих кафедр?

Ну хорошо, давайте тогда по порядку. Какой архиерей с какой кафедры? В 1920 г. Серафим Соболев был АРХИМАНДРИТОМ. Богучарским архиепископом он стал в 1934 году, уже проживая в Болгарии.

Иоанна / 09.02.2016

21. К духовному облику св. Серафима (Соболева)

Очень важен следующий факт биографии св. Серафима (Соболева): "...во время Второй мировой войны Болгария, в которой жил Владыка Серафим, долгое время была на стороне Гитлера. Траги­ческой ошибкой стала и поддержка значительной частью Русской Православной Церкви заграницей политики фашистской Германии. Эта поддержка выразилась в приветственных адресах Адольфу Гитлеру, под которыми стояла подпись Первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского). Многие карловацкие иерархи и священники призывали русских эмигрантов вступать в армию Гитлера для освобождения России от большевистского ига. Владыка Серафим был одним из немногих, кто категорически отверг такую позицию митрополита Анастасия и его Сино­да". http://www.vob.ru/public/vrn/obraz/18/makeev.htm

Тимур Давлетшин / 09.02.2016

20. Ответ на 18., Иоанна:

Все понятно. Доказательств нет. Я, собственно, не так уж плохо отношусь к свт.Серафиму, вот только не понимаю, как это - он прославлен, а архиеп.Владимир(Горьковский) не прославлен, хотя был убит большевиками. Вот такой глупый вопрос у меня к нашей синодальной комиссии.

Сергей Швецов / 09.02.2016

19. Re: «Отец Андрей разыгрывает роль либерального Тартюфа»

«...в 1938 году владыка Серафим (Соболев) потребовал смертной казни для тех, кто исповедует атеизм». Вот если бы владыка потребовал смертной казни для тех, кто содрал корону с Помазанника в Феврале и тех, кто елейно это благословил («Свершилась воля Божия!») – за это, действительно, м.б. и канонизировать. А так – непонятная либеральная мягкотелость и толерантность, прям как у Кураева...

Юрий / 09.02.2016

18. Ответ на 16., Сергей Швецов:

А знаете, какую огромную и неоценимую пользу он принес Болгарии? И какую же?

Я честно, говоря, думала, что, бросаясь так рьяно в бой, вы хорошо изучили жизнь святителя. А вы, оказывается, ничего о нем ни знаете. Тогда непременно изучите - найдете ответы на все ваши вопросы. Рассказывать в рамках форума то, о чем написана не одна книга, невозможно и времени на это нет. Если в двух словах, о самом главном, то лучше вспомнить слова прп. Серафима Саровского:“ ... и тысячи спасуться около тебя“. И речь не только о русской диаспоре в Болгарии, белоэмигрантах и их потомках. Речь о болгарах и Болгарской Церкви, которой было очень нелегко после 500-летнего турецкого рабства и 70-летней схизмы. К слову, вклад Владыки Серафима в дело снятия схизмы тоже очень велик. И в наши дни, когда сеется разделение между православными, канонизация архиепископа Серафима – это своего рода скрепа для русских и болгар. Православные болгары верят и в то, что святитель Серафим – ангел- хранитель и большой молитвенник за их страну вместе с прп. Иоанном Рильским (напомню еще и что акафист преподобному Иоанну Рильскому тоже написал арх. Серафим Соболев). И основания для такой веры есть.

Иоанна / 09.02.2016

17. Ответ на 16., Сергей Швецов:

Нет, архиепископа Димитрия Абашидзе Доказательства?

Есть доказательства, свидетельства, но предоставить их здесь, на форуме, невозможно. Можете верить исследователям, порывшимся в архивах, можете не верить – ваше право. Владыка если чем и согрешил при жизни („несть человек, иже жив будет и не согрешит“), то покаялся, Бог его простил, дал благодать исцелений еще при жизни, прозорливости и другие благодатные дары (это известно из многочисленных свидетельств его духовных чад, болгарских священнослужителей, прихожан Русского храма в Софии, членов русской диаспоры в Болгарии), то что же мы будем судить его и засуживать?

Иоанна / 09.02.2016

16. Ответ на 14., Иоанна:

Нет, архиепископа Димитрия Абашидзе

Доказательства?

А знаете, какую огромную и неоценимую пользу он принес Болгарии?

И какую же?

Сергей Швецов / 09.02.2016

15. Ответ на 6., диакон Владимир Василик:

Швецов, уж лучше вылезайте под своей прямой фамилией... Авось замаскируетесь.А каноны читайте внимательней. 39 канон Трулльского собора,например. Владыка Серафим, как и Иоанн Кипрский, не бежал с кафедры, а переселялся с верующим народом, который окормлял в изгнании. А как насчет протодьяконов, бегающих от службы Божией и по ушки сидящих в ЖЖ?

Для Швецова догматы не указ, тем более каноны. Во всех вопросах он руководствуется исключительно своей гордыней.

М.Яблоков / 09.02.2016

14. Ответ на 13., Сергей Швецов:

Добавлю: с благословения священноначалия.Какого священноначалия? Такого же беглеца и еретика Храповицкого?

Нет, архиепископа Димитрия Абашидзе. Сергей, вы сожалеете, что архиепископа Серафима не расстреляли? А знаете, какую огромную и неоценимую пользу он принес Болгарии? И приносит сейчас. Не знаете, не хотите знать. Между тем, и его канонизация именно сейчас - промыслительна, это видно, и особенно - в Болгарии. Событие, которое мы еще не в состоянии оценить полностью, во всем его масштабе. И попробуйте помолиться святителю - уверена, сразу увидите, что это дивный святой, чудотворец, скорый на помощь и совершенно незлобивый - не припомнит вам ваших обвинений.

Иоанна / 08.02.2016

13. Ответ на 11., Иоанна:

Добавлю: с благословения священноначалия.

Какого священноначалия? Такого же беглеца и еретика Храповицкого?

Сергей Швецов / 08.02.2016

12. Ответ на 6., диакон Владимир Василик:

Да я и так под своей настоящей фамилией, о.Владимир. Стало быть, это из Воронежской епархии верующий народ переселился? А архиеп. Владимир (Горьковский) в таком случае кого окормлял? И при чем тут протодиакон? Разве его кто-то прославил?

Сергей Швецов / 08.02.2016

11. Ответ на 5., диакон Владимир Василик:

Владыка Серафим, как и Иоанн Кипрский, не бежал с кафедры, а переселялся с верующим народом, который окормлял в изгнании.

Добавлю: с благословения священноначалия.

Иоанна / 08.02.2016

10. Ответ на 6., AlexxxxS:

Скажите, автор, как можно прославлять архиереев, которые бежали со своих кафедр? Или каноны для Вас ничто?А как вы считаете, суббота для человека или человек для субботы?

Все проще. Человеку просто нужно посоветовать изучить вопрос - он явно не знает как было на самом деле. А еще лучший совет - поостеречься судить святых.

Иоанна / 08.02.2016

9. Ответ на 2., Сергей Швецов:

Скажите, автор, как можно прославлять архиереев, которые бежали со своих кафедр? Или каноны для Вас ничто?

А как вы считаете, суббота для человека или человек для субботы?

AlexxxxS / 08.02.2016

8. Дьякон А. Кураев просто злобствует в последнее время

Поэтому и нападки на прославленного святителя, на его почитателей и ревнителей. Дух злобы просто так не оставляет человека, тем более тех, кто упорно продолжает злословить и постоянно чем-то не доволен. Уже казалось бы он (Кураев)"радоваться" должен: экуменизм (эта ересь из всех ересей) скоро будет узаконен на т.н. "Великом и Святом Соборе" на Крите; за этим на следующих самых "обыкновенных" саммитах последуют другие апостасийные решения и изменения в жизни Церкви; патриарх, которого он (Кураев) сам продвигал, решил таки с папой римским встретиться (им это очень надо)... Чего не хватает дьякону? Нет, и тут недоволен; реформы либеральные, видишь ли, затормозились... Эх, ... (не знаю, как лучше и корректнее его назвать). Где его скутер?)))))

М.Е. / 08.02.2016

7. «Отец Андрей разыгрывает роль либерального Тартюфа»

"Недавно он выступал в Санкт-Петербурге на улице Марата. Один человек задал ему неприятный, но корректный вопрос. В ответ он услышал: «Ты чмо! Как ты смеешь со мной разговаривать! Пошел вон!» " Не хватает работника Балды, который бы научил этого атеиста в рясе хорошим манерам.

АБС / 08.02.2016

6. Re: «Отец Андрей разыгрывает роль либерального Тартюфа»

Швецов, уж лучше вылезайте под своей прямой фамилией... Авось замаскируетесь. А каноны читайте внимательней. 39 канон Трулльского собора,например. Владыка Серафим, как и Иоанн Кипрский, не бежал с кафедры, а переселялся с верующим народом, который окормлял в изгнании. А как насчет протодьяконов, бегающих от службы Божией и по ушки сидящих в ЖЖ?

диакон Владимир Василик / 08.02.2016

5. Марина

Святый отче Серафиме, моли Бога о нас! Разделяю радость о прославлении Серафима Соболева с Вами отец диакон! А Кураева очень жаль, он катится всё дальше по наклонной плоскости.

Аноним / 08.02.2016

4. Встреча с Папой - не бывать этому!

Впервые за 1000 лет. Как гром среди ясного неба! Ужас. Никто, в самые лютые годы, не сподобился ... Что написано у святых отцов? Кто с еретиками сядет... Анафема, отлучение? Дело политиков, дело православного государства и его христолюбивого воинства защищать христиан. Дело Церкви не политика, не мирское - но МОЛИТВА! Святые прп. Александр Пересвет, прп. Андрей Ослябя, св.благоверный князь Димитрий Донской: битва-то на поле Куликовом была с католиками, с генуэзцами в орде Мамая. Уже тогда католики пришли по наши души, а не только за данью. А ледовое побоище тевтонов - католиков - на Чудском озере! Александр Невский знал, кто страшнее, понимал, что защищаться нужно от запада. Что изменилось? Ничего! Наши Патриархи святые - никто на дух не принимал. Все отвергали еретиков! Священномученик Гермоген - если бы не его твердыня и дух, вера, и смерть от поляков - не сидел бы сейчас Святейший в Лавре в своих покоях! Пришло время и решили нарушить заветы? Это сдача. Не спрося верующих, пошли на попятную. Как будто политбюро... В историческом плане это даже хуже, чем Горбачев с Власовым. Как бы ни оправдывались. Буду молиться, чтобы встреча не состоялась. Спаси, Господи! Св.благоверный князь Александр Невский, св.прп.Сергий Радонежский, все святые Русские, молите Бога о нас!

Углич / 08.02.2016

3. В маске Тартюфа, но не Тартюф

Спасибо отец диакон, и за то, что вступились за свт. Серафима, и за то, что понимая, кто такой Кураев на самом деле, не боитесь писать правду о нем. А кто он такой на самом деле проявится если, не дай Бог, ОНИ устроят переворот и уберут Путина. Я вот лично нисколько не сомневаюсь, что тогда этот воспеватель Ходорковского соберет банду из своих почитателей и устроит самый настоящий террор в храмах МП, в лучших традициях Розалии Самойловны Залкинд.

Лев Хоружник / 08.02.2016

2. Re: «Отец Андрей разыгрывает роль либерального Тартюфа»

Скажите, автор, как можно прославлять архиереев, которые бежали со своих кафедр? Или каноны для Вас ничто?

Сергей Швецов / 08.02.2016

1. Спасибо д. Андрею Кураеву

Не думаю, что надо "стесняться" того, что свт. Серафим требовал смертной казни для проповедников безбожия. Он среди святых отцов здесь не одинок. Душа больше тела. Если раньше карали смертью за убийство тела, то тем более следовало бы карать смертью за убийство души. Я, например, наоборот еще больше стал любить свт. Серафима, когда узнал, что он требовал смертной казни для распространителей безбожия. Спасибо за эту ценную информацию Андрею Кураеву. Святый отче Серафиме моли Бога о нас.

Ефим Геллер / 08.02.2016
Владимир Василик:
«Печально, горестно и катастрофично»
Признание Александрийским Патриархатом украинских раскольников объясняется тем, что все Греческие Церкви повязаны друг с другом, для них Константинопольский Патриарх - этнарх
09.11.2019
«Печально, горестно и катастрофично»
Признание Александрийским Патриархатом украинских раскольников объясняется тем, что все Греческие Церкви повязаны друг с другом, для них Константинопольский Патриарх - этнарх
09.11.2019
Консервативный, честный, принципиальный
В Санкт-Петербурге состоялось отпевание почившего на 92-ом году жизни протоиерея Иоанна Белевцева
08.11.2019
В старину Гусейнова выпороли бы
Профессор Высшей школы экономики назвал русский язык «убогим» и «клоачным»; в ВШЭ заявили, что русофобское высказывание Гусейнова не отражает позицию вуза
30.10.2019
Экуменическое блудословие Франциска
О призыве папы Римского перейти от культуры прилагательных к культуре существительных
30.09.2019
Все статьи автора
"Проблема Кураева"
Отказ от Третьего Рима - отказ от призвания России
К спорам о концепции «Москва - Третий Рим»
07.11.2019
Актуальное мнение настоятеля
Критика реплики протодиакона Андрея Кураева, возмутившегося тем, что для китайских туристов в некоторых храмах, памятниках старины, приходы поставили таксу на вход по 50 рублей с человека
17.07.2019
Христос надолго задерживается?
Вера в «многотысячелетний путь» и Апокалипсис
20.06.2019
Профессор Кураев изменил протодиакону Кураеву
Об антилиберальном выступлении Сергея Нарышкина и ответной либеральной тираде заштатного клирика
20.06.2019
Все статьи темы