28 января тема «Основы православной культуры в системе образования» объединила ряд мероприятий двух направлений XХIV Международных Рождественских образовательных
чтений: «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви» и «Церковь, государство, общество», сообщила «Русской народной линии» пресс-служба МОФ ОПК.
Мероприятия проходили в
Москве, в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя под председательством епископа Тарусского Серафима, викария Калужской епархии и сопредседательством Аллы Валентиновны Бородиной, президента Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», автора и разработчика курса «Основы православной культуры», кандидата культурологии, члена Союза писателей России. С 9 часов утра работала выставка учебной литературы «Духовное содержание в образовательном пространстве».
Конференция «Единство Церкви, государства и общества в достижении социального и нравственного благополучия» (кураторы: Бородина Виктория Алексеевна, исполнительный директор МОФ «ОПК», и Сергей Сергеевич Репринцев, специалист Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества), начавшаяся в 11-00, плавно переходила в секцию «Церковно-государственно-общественное партнёрство в продвижении ОПК в систему образования», в рамках которой состоялись семинар для руководителей образования и педагогов «Основы православной культуры»: преемственность историко-культурологического образования и духовно-нравственного воспитания» и круглый стол «Церковно-государственно-общественное партнёрство в продвижении ОПК в систему образования» (куратор: Бородина Виктория Алексеевна, исполнительный директор МОФ «ОПК»).
В работе мероприятий приняли участие представители Волгоградского, Калининградского, Калужского, Краснодарского, Красноярского, Московского, Нижегородского, Омского, Оренбургского, Пермского, Рязанского, Ставропольского, Челябинского регионов, Алтайского края,
Донецкой народной республики, республики Коми,
Луганской народной республики, Эстонии (всего 83 чел. из 18 регионов России, республик РФ и 3 других государств).
Епископ Тарусский Серафим, викарий Калужской епархии, благословил открытие мероприятий и обратился к участникам с приветственным словом, в котором говорилось, что «тема Секции прямо указывает на три важнейшие силы, от которых зависит наше благополучие, наше будущее…»
Епископ Тарусский Серафим процитировал утвержденную 31 декабря 2015 года Указом Президента РФ «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации», пункт 79: «Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путём внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры».
Владыка Серафим обратил внимание собравшихся на то, что в Стратегии «"Воспитание рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях". Вот об этой консолидации на разных уровнях и предлагаю участникам нашего заседания поразмышлять, представляя свои теоретические исследования и практический опыт. Нам важно соборно осмыслить как успехи, так и трудности на этом пути. Важно сформулировать прогнозы о перспективах влияния Церкви, государства и общества на выстраивание моделей будущего в главной сфере деятельности человека, связанной с культурой и образованием. По милости Господа мы дожили с вами до времени, когда можем открыто говорить о духовной основе нашей жизни, о православной духовности, которая вот уже более тысячи лет скрепляет наши семьи, наше Отечество, наше государство. Государством сделан серьёзный шаг, чтобы на деле подтвердить высказанную ранее позицию Президента Российской Федерации Владимира Владимировича
Путина, что для человека, живущего в России, очевидно, что он "не может считать себя вполне образованным и культурным, если он не просвещен знанием о духовной культуре Отечества, неразрывно связанной с Православием". Именно эту задачу призван решить курс "Основы православной культуры", продвижением которого в отечественном образовании занимается Межрегиональный фонд содействия развитию образования и культуры "Основы православной культуры", возглавляемый известным учёным и педагогом, автором первого учебника по основам православной культуры Аллой Валентиновной Бородиной. Россия сильна верой, Православием, единством».
Епископ Тарусский Серафим призвал к объединению сил в этот нелёгкий исторический период для достижения социального и нравственного благополучия, для укрепления государства и процветания России.
Алла Валентиновна Бородина, сопредседатель Конференции и Секции, в своём выступлении подчеркнула, что основные причины социального и экономического неблагополучия связаны с духовно-нравственными проблемами. Суть этих проблем, по мнению А.В.Бородиной, – «в недостатках современного образования и отсутствии веры в вечность и возмездие по духовным законам. Возможность украшать жизнь образами святости, а землю храмами – это важное завоевание современного общества, но это только начало, а далее требуется огромный постоянный духовный труд по воспитанию самого человека, гражданина России и гражданина мира, воспитание чувства ответственности и осознание, что при соприкосновении с духовным миром степень ответственности перед Господом, людьми, государством возрастает. Нельзя не признать, что внешние положительные изменения в духовной и культурной жизни есть, и они достигнуты именно благодаря консолидации трёх главных сил – Церкви, государства, общества. И что особенно важно, инициативы идут от самого народа. Поддержанные, благословлённые Церковью, они принесли плоды, которые изменили, одухотворили нашу жизнь, значительно обогатили гуманитарные науки и существенно повлияли на развитие законодательной, нормативно-правовой базы. В условиях возрастающей угрозы безопасности России происходит объединение усилий этих трёх главных сил, прежде всего на смысловом уровне и на уровне целеполагания. Постепенно происходит осуществление важнейших для будущего России и всего мира проектов. Одним из таких проектов стал курс "Основы православной культуры". От частной инициативы, от одного первого учебника с таким названием родился грандиозный проект, получивший не только, общероссийское, но и мировое значение. Важнейшим событием стал факт благословения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II первого учебника с таким названием и дальнейшей разработки целого направления ОПК. Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла подтвердило продолжение концептуальной стратегии развития религиозно-культурологического образования и правильность формулировки названия учебного курса и направления в образовании и науке. А Правительственные документы, начиная с 2009 года, закрепили название "Основы православной культуры" на государственном, федеральном уровне. К сожалению, нередко игнорируются благословения двух Патриархов и до сих пор делаются попытки осуществить подмену названия на иные, более размытые и неопределённые названия, что вносит непонимание и существенно тормозит развитие направления. Так, эксперимент в Москве, подготовленный в 2015 году специалистами, опускающими первостепенную значимость слова "Основы", включил всё, кроме собственно "Основ православной культуры". Мы не устаём повторять, что название – это краткая формулировка содержания. Основу православной культуры составляет вера, и без слова "основы" предмет теряет свою религиозную суть, оставляя место тому, что всегда содержалось в таких школьных предметах, как литература, искусство, история, МХК, окружающий мир. Причём авторы пособий по этим предметам всё активнее используют содержание по православной культуре. Такая тенденция сама по себе радует, поскольку обеспечивает связи этих предметов с ОПК, именно с основами. Но если "основ" нет, то это всего лишь дублирование и расширение материалов без раскрытия сути и со временем такой отдельный предмет просто не будет нужен».
А.В.Бородина говорила и о других проблемах, внимание к которым необходимо для создания условий для повышения качества преподавания ОПК и его распространению: «Важнейшим из таких условий является добровольный выбор УМК педагогом. Успех зависит от личности педагога, от пробуждения его желания и стремления к саморазвитию и самообразованию в соответствии со своими талантами, образованием и т. д. Лоббирование должностными лицами УМК и пособий в своих личных интересах существенно тормозит развитие творческих ресурсов педагога. Министерство образования и науки РФ (государство) пытается принимать антимонопольные меры, силами церковными и общественными следует также поддержать разнообразие УМК. Чтобы педагог чувствовал, что он не марионетка в руках чиновников в достижении ими коммерческих интересов и карьерного роста, а что труд и мнение его как профессионала важны, что руководство, занимающееся православным содержанием, ориентировано не на свои личные корыстные интересы, а на православие как фактор, ведущий к благополучию общества. Граждане, в том числе многие мигранты, обращают свой взор к Церкви, надеясь найти идеал, образцовые отношения; и наблюдения граждан России за поступками православных людей – это главное, от чего зависит успешность возрождения православной веры.
И, во-вторых, нужно продолжать работу по разработке и распространению ОПК в созданных условиях, не форсируя события, не нажимая на расширение "сверху", потому что этот шаг обусловит окончательный провал не только православного просвещения, но и религиозного образования в целом. Обязательное расширение по годам обучения ОРКиСЭ "сверху" будет способствовать уходу от религиозных модулей в пользу светской этики, хотя этот модуль никому не нужен, но он – простейший выход для неподготовленного или сомневающегося учителя и руководителя. Чтобы понять неудачи 2009 года, нужно проанализировать ситуацию в стране, даже можно опустить действия откровенных противников, а проанализировать только объективные условия и картина будет ясна:
1) Последствия атеистического мировоззрения и советского прошлого сильны, а в условиях кризиса и коррупции достижения советского общества периода развитого социализма в области здравоохранения, образования, культуры, условий труда, пенсионного обеспечения – всё это вспоминается как образец социального и нравственного благополучия, справедливости и государственной стабильности, и далее идеализируется. Это обстоятельство не способствует принятию нового содержания о высших ценностях, появившегося в эпоху коррупции и катастрофического расслоения общества в противовес этим недостаткам современности, но одновременно.
2) По поводу религий в целом. Общество вполне удовлетворено достигнутым внешним уровнем и свободой вероисповедания: храмы всех религий восстановлены, построены новые, а религиозной глубины, если народ о ней не знает, то он её и не ищет. Когда я готовила ОПК, то начинала с формирования мотивации, с разъяснения, для чего это нужно, – в выступлениях, пособиях по отдельным литературным произведениям и темам, статьях, стараясь пробудить интерес, обратить внимание и убедить учителей и родителей, так формировалась мотивация к преподаванию ОПК. А для сегодняшних школ все модули "упали сверху", и интереса к ним нет. Интерес появляется только, когда удаётся поработать с педагогами и руководителями на семинаре. Но, к сожалению, как только пробуждается педагогическая среда, тут же появляются «специалисты», которые перечёркивают достигнутый результат, запутывая и запугивая педагогов. Обычно это 3 позиция: во-первых, начинают навязывать вероучительный подход (курс "Закон Божий"); во-вторых, говорят о якобы "не принимающей позиции государственных чиновников" (на самом деле, государство, хоть и не идеально, но условия для преподавания ОПК создало); и в-третьих, начинают сводить к модулю в рамках ОРКиСЭ, из которого дети даже не получают знаний о событиях, которые отражены в литературе искусстве. То есть результат обычный: мотивация разрушена, представления о возможностях преподавания пугающие и концепции – искажены.
3) А теперь по поводу собственно ОПК. К сожалению, до сих пор никто не исследовал соотнесение успеха в распространении ОПК в начале века с содержанием и концепцией первых учебных пособий по ОПК. А ведь это был не просто интерес, это был взрыв интереса, активности быстрого накопления опыта по ОПК. Замалчивается и тот факт, что наибольший выбор модуля ОПК в рамках курса ОРКиСЭ во всех регионах был там, где почву подготовил систематический курс ОПК, например, в некоторых городах, где было введено преподавание по нашему систематическому многолетнему УМК (как иногда говорят, – "классическому ОПК»), сначала выбор ОПК был – 100%, но со временем процент стал снижаться. Причины отказаза: во-первых, качество учебника о.А.Кураева и новая концепция курса не отражали сути ОПК, на которые формировался социальный заказ, а во-вторых, введение ОРКиСЭ сопровождалось вытеснением систематического УМК с постоянными проверками. Некоторое время (1–3 года) вместо навязанного учебника педагоги продолжали использовать учебное пособие для 4 класса "Православие – культурообразующая религия России", что во многом обеспечивало положительные результаты, но постоянные проверки и штрафы создавали неудобства и неопределённость, в результате наблюдается охлаждение к модулю ОПК и теме ОПК вообще.
Выводы: Введение ОРКиСЭ было важным историческим шагом отказа от атеистической идеологии как единственной в государстве, образовании и науке. На уровне правительственных документов задача была решена. Но ошибочным был прогнозируемый результат по выбору модулей. И подвели качество учебника по модулю ОПК и подмена первоначальной концепции. И ещё неудача: само тематическое содержание модуля ОПК (ОРКиСЭ) – ознакомительно-замкнутое и малоперспективное для расширения. Хотя нам удалось соотнести его с систематическим курсом. Итак, серьёзный политический шаг сделан, но пострадало направление ОПК.
Поэтому необходима поддержка ОПК в любой форме, прежде всего как систематического курса, хотя бы как факультативного, кружкового, по выбору, постараться вернуть то триумфальное шествие ОПК, которое наблюдалось до введения ОРКиСЭ, в 2002 – 2008 гг.».
В заключение А.В.Бородина рассказала о деятельности Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» по разработке курса ОПК. Было сказано, что ситуация с ОПК такова, что коммерческой ценности пособия по ОПК для издательств не представляют: маленькие тиражи, сложность содержания и распространения, усложнённая экспертиза, постоянные изменения и дополнения в нормативно-правовую базу. «Отдельные пособия приходится делать по 100–200 экз. в цифровой печати, - отметила она. - Чтобы развитие курса не останавливалось, необходима общественная помощь, безвозмездное участие, и такие формы деятельности присущи Фонду. С декабря 2014 по сентябрь 2015 гг. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Фонд ОПК участвовал и стал победителем в открытом конкурсе. Получив правительственный грант, то есть, соединив общественные, государственные и церковные ресурсы, Фонду ОПК удалось подготовить комплект для дошкольников из 15 красочных разнообразных пособий. Около тысячи таких УМК для дошкольников по программе "Культура и творчество в детском саду" были распространены в разных уголках России и других государств. Это один из примеров церковно-государственно-общественного сотрудничества в современном обществе. Хочу выразить слова благодарности от Фонда и педагогов всем, от кого этот проект зависел, – Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Президенту РФ, Обществу "Знание" и всем молитвенникам нашим и немногим помощникам, которые трудятся на благо Отечества абсолютно бескорыстно и безымянно, предпочитая награды на небесах. Могу порадовать всех: мы продолжаем проект, переиздаём пособия и издаём новые, чтобы можно было приобретать их для работы уже в неограниченном количестве. Церковно-государственно-общественное сотрудничество обеспечивает также успешную инновационную деятельность по направлению ОПК, например в г. Нижнем Новгороде открыта инновационная региональная площадка, в которой задействованы и сотрудники Нижегородской епархии, и государственные структуры, и Межрегиональный общественный фонд "Основы православной культуры"».
Бондаренко Николай Николаевич, первый заместитель главного редактора журнала «Человек и закон», председатель общественного движения «Пчелки», выступил с докладом на тему «Проблемы формирования патриотической личности в современном обществе», подчеркнув высокое качество УМК А.В.Бородиной и его возможности для гражданско-патриотического воспитания, формирования осознанного отношения к духовности, традициям, Отечеству. Также Н Н.Бондаренко говорил об изощрённости современной борьбы с православием с разнообразными формами подмены содержания ОПК.
Кассин Олег Юрьевич, сопредседатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор», выступил с докладом на тему «Личность и общественное служение», вкратце познакомил с деятельностью движения «Народный Собор». Олег Юрьевич напомнил историю борьбы с курсом ОПК и сказал, что она продолжается в другой, более скрытой форме. О.Ю.Кассин вручил А.В.Бородиной в подарок книгу о Патриархе Гермогене, великолепно изданную Фондом по постановке памятника Патриарху Гермогену, поблагодарил А.В.Бородину за её труды и заверил в готовности всегда оказывать поддержку в столь важном направлении, которым она занимается. Олегом Юрьевичем Кассиным была также вручена медаль «Народного Собора» Николаю Николаевичу Бондаренко, который, как и А.В.Бородина, является членом Центрального Совета ООД «Народный Собор».
Бородина Виктория Алексеевна, исполнительный директор Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», автор учебных пособий для дошкольников по программе А.В.Бородиной «Культура и творчество в детском саду», познакомила с методическими особенностями работы с пособиями серий «Готовимся к школе», «Навстречу прекрасному миру», с игровыми материалами.
В рамках Семинара «Основы православной культуры»: преемственность историко-культурологического образования и духовно-нравственного воспитания» был представлен опыт использования УМК А. В. Бородиной в учреждениях разного типа в разных регионах:
1. Криволуцкая Наталья Олеговна, Почётный работник общего образования РФ, лауреат премии «Лучшие учителя России» в 2007 году, дважды победитель областного этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя», учитель высшей категории, учитель начальных классов и ОПК МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Балабаново, руководитель Районного методического объединения учителей ОПК и ОРКСЭ, и Данилова Альбина Михайловна, преподаватель ОПК МБОУ Ноосферной школы Боровского р-на Калужской обл. рассказали и представили наглядный материал по многолетнему использованию ОПК в общеобразовательных школах обычного типа и Боровского р-на Калужской обл.
2. По благословению игумении Николаи (Ильиной), настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в г. Малоярославце, Полякова Ольга Владимировна, преподаватель ОПК, сделал блестящий доклад по использованию УМК А. В. Бородиной в образовательной деятельности Православного приюта «Отрада» в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре г. Малоярославца Калужской области.
3. Елисов Андрей Владимирович, учитель истории, обществознания и курса «Основы православной культуры» Саваслейской средней общеобразовательной школы Нижегородской области, заслуженный учитель России, лауреат конкурса «Серафимовский учитель», победитель регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Нижегородской области, поэт, автор ряда поэтических сборников и пособий для учителей и родителей говорил о надёжности передаваемого опыта и широких возможностях для педагогического творчества учителей по проекту А. В. Бородиной и представил свой опыт работы в общеобразовательной школе обычного типа г. Саваслейка Нижегородской области.
4. Колесникова Светлана Николаевна, учитель начальных классов и курса ОПК МБОУ «Целинная СОШ № 2» Целинного района Алтайского края, руководитель муниципального методического объединения учителей ОРКСЭ, руководитель проекта «Возрождение» (победителя конкурса «Православная инициатива»), лауреат премии «За нравственный подвиг учителя» в Сибирском федеральном округе, рассказала о государственной грантовой поддержке их педагогического труда по ОПК в общеобразовательном учреждении обычного типа г. Целинном Алтайского края.
5. Игумен Герман (Скрыпник), настоятель Свято-Покровского храма Луганской Народной Республики, сотрудник отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Ровеньковской епархии УПЦ МП, зам. директора по экспериментальной работе Свердловского лицея № 1, учитель ОПК, преподаватель философских и религиоведческих дисциплин познакомил с опытом работы с молодёжью по проекту А.В.Бородиной в общеобразовательных школах разного типа г. Луганска.
6. Ильина Галина Ивановна, директор МКОУ «Кировский лицей», сделал доклад об использовании ОПК в лицейском образовании, то в учреждении повышенного уровня образования в г. Киров Калужской области.
7. Протоиерей Валерий Солнцев, настоятель домового храма Святого Праведного Феодора Ушакова, священник храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино г. Москвы, доктор технических наук, преподаватель ОПК, сделал доклад об использовании курса ОПК в Московском объединенном морском корпусе Героев Севастополя № 1700 г. Москвы и о проблемах, которые приходится преодолевать, отстаивая права школьников на полноценное образование, духовно-нравственное воспитание, на родную отечественную культуру. Выяснилось, что число желающих изучать ОПК по УМК А.В.Бородиной постоянно растёт, оно достигло уже 70, но преподавать ОПК в условиях столичного образования удаётся только в форме кружка, во внеурочное время. Это ещё одна проблема, которая требует своих исследователей, чтобы получить ответ на вопрос: почему приоритетному направлению отводится такое скромное место в столичном образовании.
Огромный интерес вызвало выступление доктора исторических наук, профессора, академика РАЕН, капитана 1-го ранга, полковника юстиции Введенского Евгения Александровича. Именно этому человеку столичное образование должно быть благодарно за создание кадетской школы «Московский объединённый морской корпус Героев Севастополя» № 1700 г. Москвы, которую, судя по отзывам в Интернете, выпускники называли «лучшей школой в мире», во всяком случае, до ухода Введенского Евгения Александровича из школы. Такого результата удалось добиться Е. А. Введенскому, преобразуя заброшенную школу, полученный им когда-то местный центр по распространению наркотиков, в школу с духовно-нравственными ориентирами. Е.А.Введенский оставил уникальный опыт создания в школе домового храма Св. праведного Феодора Ушакова.
8. Лобанова Тамара Михайловна, куратор по взаимодействию со светскими образовательными учреждениями Кулебакского благочиния Выксунско-Павловской епархии Нижегородской области, Отличник народного Просвещения, и Шаблыгина Светлана Владимировна, учитель МБОУ школа № 8 г. Кулебаки рассказали о технологии духовно-нравственного образования и опыте их применения в образовательном комплексе Кулебакского района Нижегородской области, это опыт охвата многолетним систематическим преподаванием ОПК всего г. Кулебаки Нижегородской области.
С докладом «Система образования в России как условие воспроизводства её культурной традиции» выступила Лактионова Наталья Яковлевна, старший научный сотрудник Центра политических исследований Института экономики РАН, кандидат исторических наук.
Диакон Георгий Юренко, ведущий специалист сектора Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации сделал содержательный доклад по статистике распространения ОРКиСЭ и осветил ряд актуальных вопросов, связанных с выбором ОПК в рамках курса ОРКиСЭ.
Буева Ирина Ивановна, зав. кафедрой педагогики, социально-экономических и гуманитарных дисциплин Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, кандидат педагогических наук привезла из г. Оренбурга доклад с презентацией «Современная российская государственная политика в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи», представив постепенные и последовательные шаги правительства России по этому важному направлению.
Анохина Тамара Викторовна, заместитель председателя Комиссии РОиК Калужской митрополии, член Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области, заместитель главного редактора издательства Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, редактор и составитель журнала «Кораблик», говорила о калужской модели соработничества, плодотворность которого прямо связана с деятельностью двух сопредседателей Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области (далее – Совета) губернатора Калужской области и главы Калужской митрополии. На протяжении ряда лет в центре внимания членов Совета находятся вопросы продвижения курса ОПК в образовательные организации при условии соблюдения всех законов, активизация работы муниципальных Координационных советов по духовно-нравственному воспитанию, пропаганда лучших практик государственно-общественного управления в духовно-нравственной сфере. Огромным потенциалом в продвижении ОПК является региональный этап Чтений, ежегодно организуемый при личном участии губернатора Калужской области и при поддержке всех членов Совета. Проанализировав сложившуюся ситуацию вокруг ОПК в целом, Т.В.Анохина назвала ряд проблем, в решении которых крайне важно консолидироваться всем здоровым силам общества. Размышляя о перспективах продвижения курса ОПК, прозвучало предложение в адрес Министерства образования и науки РФ провести совместно с Синодальным ОРОиК выявить динамику изменения практики преподавания ОПК в разных формах в тех регионах, где до 2012 года было зафиксировано систематическое преподавание ОПК. Подобное исследование существенно дополнит социологическое исследование ситуации с преподаванием ОРКСЭ в 2015–2016 учебном году, прозвучавшее в докладе диакона Георгия Юренко, и даст дополнительную информацию, крайне важную для сохранения государственного политического ориентира, который был в своё время сформулирован на основе социального заказа народа на внедрение в отечественные школы систематического нравственного учения, наиболее полно, ясно представленного в проекте «Основы православной культуры», без которого, на взгляд Т. В. Анохиной, не представляется возможным в условиях вполне определённых угроз национальной безопасности Российской Федерации воспитание рассматривать как стратегический общенациональный приоритет.
По просьбе А.В.Бородиной и благословению митрополита Калужского и Боровского в работе Семинара принял участие иеромонах Фотий (Мочалов), насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии, регент монастырского хора, победитель телевизионного шоу «Голос». Замысел участия в ходе семинара иеромонах Фотий, признанного «лучшего голоса России», заключался в том, чтобы дать педагогам послушать живое исполнение произведений разных жанров одним голосом, одним разносторонним талантом (классических произведений на итальянском языке, романсов и закончить двумя-тремя церковными православными произведениями. Это планировалось и как метод обучения, и подарок участникам, которые приехали на Секцию по ОПК из разных регионов России и из-за рубежа, этим заслуженным людям, энтузиастам с горящими сердцами. Суть замысла со слушанием произведений, по словам А.В.Бородиной, – показать возможности славить Господа и служить людям по-разному и подвести к пониманию красоты православного церковного песнопения и его главного назначения – молитвенного предстояния. Участникам была предоставлена возможность послушать не только великолепный голос и удивительное исполнение, но и себя, как их душа отозвалась на разные произведения: когда она возносилась в восторге и восхищении, когда погружалась в воспоминания, грустила, а когда – это всё отошло, в сердце вошёл мир и они общались с Богом. Иеромонах Фотий развил этот педагогический замысел. Он, исполнил 6 произведений, в том числе своё новое авторское духовное произведение. А чтобы прочувствовать особенность воздействия церковных песнопений, было предложено приехать в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь и услышать их во время богослужения, для чего они и создавались.