В этом году впервые можно будет стать «тенью» священнослужителя: «тени» смогут понаблюдать за работой настоятеля католической общины и программного директора католической радиостанции Radio Marija Latvija. В этом году День теней выпадает на Пепельную среду (начало Великого поста у католиков), поэтому дети смогут ознакомиться с ходом важного для Церкви и верующих дня. Священник уже предупредил своих потенциальных «теней», что школьники не смогут присутствовать на исповеди, однако им обязательно расскажут об этом таинстве и его значении.
«Как бы вы прокомментировали такую форму подготовки школьников ко взрослой жизни? Не следует ли попробовать перенять ее в России? Разумно ли распространять «профориентацию» на служение клириков?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что в целом начинание весьма разумное.
«Хорошо, если дети представляют себе профессию на конкретном примере, тем более за несколько школьных лет можно разные профессии изучить. Что касается клириков, то у нас есть нечто подобное: очень часто мальчишки из воцерковленных семей и семей духовенства бывают в алтаре и помогают. Алтарники научаются многим премудростям. Даже в свое время были споры, какое образование для священника лучше: которое он получил, будучи таким помощником клирика в алтаре, или же обучаясь в какой-нибудь духовной школе, семинарии, академии?» - вопрошает священник.
«Так что это не только изобретение Латвии. Разве что им удалось это официально сохранить и узаконить. А вообще наследственное пользование профессией поощрялось и в СССР. Сейчас как-то пренебрежительно относятся к труду, который не приносит больших прибылей, а раньше ценили этот семейный профессионализм. Поэтому хочется, чтобы и сейчас ценность трудовых и важных специальностей была значима и не оценивалась только по количеству материального достатка или властных полномочий», - подчеркнул отец Сергий.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что часто дети выбирают профессию, не имея о ней никакого представления.
«Знакомство с основными ее навыками, возможно, окажется полезным. Как можно выбрать, например, профессию сварщика, ничего о ней не зная? Так что эта идея может сработать, если речь идет о каких-то строительных, производственных работах. А вот окажется ли полезным поверхностное знакомство с профессией ученого? – вряд ли. Ребенок услышит, как говорят на непонятном языке о непонятных вещах», - добавил он.
По словам священника, ответ на вопрос: «стоит ли применять этот опыт в отношении клириков?» прост – дети должны быть верующими. «Чтобы выбирать служение, нужно иметь веру. Знакомство с какими-то элементами священнодействия вряд ли даст ожидаемый эффект. Так что при выборе некоторых профессиях такие "Дни теней" могут принести пользу, а в случае со священнослужителями, мне кажется, это будет только во вред - человек увидит, как совершается таинство «издалека», не прочувствует сути служения. На мой взгляд, идея может быть принята, но с большими поправками», - заключил отец Александр.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что такой опыт может оказаться полезным при выборе профессии строителя, или, к примеру, учителя.
«Если человек рано поймет, к чему лежит душа, и будет к этому готовиться - замечательно. Но священнослужитель – это служение, а не профессия. Конечно, можно попросить его поделиться опытом духовной жизни, но попробовать себя в его роли? Церковь – не театр. Подвох здесь в том, что пытаются произвести слияние духовного с мирским. Показать: как пекарь печет хлеб, так и священник "работает" - удовлетворяет духовные потребности граждан. Это неверно. Священниками становятся по призванию. Священник участвует в жизни Церкви молитвенно, он выстраивает живую связь с Богом. Таинство совершается только в силу благодати Святого духа. Это происходит не из-за каких-то достоинств священнослужителя - Господь совершает его», - продолжил батюшка.
«Рассматривать священство как профессию было бы неправильно. За свое служение священник будет держать ответ перед Богом. С него спросят больше, чем со всех остальных. Священник ответит за каждого своего прихожанина. За тех, кого соблазнил или не услышал, пройдя мимо. Это очень серьезно, и нельзя допустить, чтобы молодой человек совершил ошибку, за которую будет потом расплачиваться всю свою жизнь», - заключил отец Андрей.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, считает, что это хорошая идея – в том числе в миссионерском плане. «Детям будет интересно прийти в семинарию, отведать там пищи, побывать на службе. Только я назвал бы это мероприятие по-другому - со словом "тень" у многих нехорошие ассоциации. Но назвать можно по-разному, а сама идея, повторюсь, интересна», - продолжил священник.
«Зачастую у людей представление о Церкви кем-то навязано. Они думают, что это место, где одни бабушки, там скучно, неинтересно, монотонно. Я, когда занимал должность епархиального пресс-секретаря, предлагал журналистам провести день со священником и написать потом статью. Никто не решился, а жаль. Если бы даже журналисты скептически отнеслись к увиденному, они бы поняли: священники – такие же люди, как и все остальные, им свойственно шутить, смеяться, переживать. Думаю, такое знакомство оказалось бы полезным и школьникам - даже если никто из них потом не поступит в семинарию», - подчеркнул он.
«Конечно, священничество - не совсем профессия, это служение, образ жизни. Врач и военнослужащий, придя домой, снимают халат и китель – а священник остается служителем всегда – в Церкви, дома, в социальных сетях. С помощью таких "Дней теней" можно было бы популяризировать и обычные профессии, непопулярные среди молодежи – каменщика, плотника, или, скажем, водителя фуры. Юристы, экономисты без опыта не востребованы, они никому не нужны», - продолжил батюшка.
«Сколько раз в детстве ребенок меняет мечту о профессии? Вначале хочет стать космонавтом, потом "спускается на землю". Мои сыновья, например, сейчас уже хотят конструировать робототехнику, автомобили. К сожалению, часто к выбору профессии детей подталкивают родители, а они должны делать его сами», - заключил отец Святослав.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, отметил, что идея в целом интересная, хотя странно, что участвовать в таких мероприятиях предлагается и учащимся младших классов.
«Мне кажется, "Дни теней" актуальнее для старшеклассников - все-таки речь идет о профориентации. Я не исключаю, что второклашка потом несколько лет будет мечтать за партой об этой профессии, но постараться заинтересовать нужно в первую очередь тех детей, которым не сегодня-завтра выбирать дело своей жизни», - продолжил он.
«К тому же "Дни теней" хороши для знакомства не со всеми профессиями. Как, сидя несколько часов с преподавателем университета, подросток может понять специфику его работы? Ощутить трудность принимаемых им решений, напряженность рабочего дня? Он просто увидит, что тот делает. Это все равно, что смотреть на операцию хирурга (впрочем, я не уверен, что школьников вообще пустят в операционную). В любом случае, они не поймут, что переживает врач, не почувствуют его внутреннего состояния. Хотя в любом случае знакомство с этой профессией будет интересно», - подчеркнул священник.
«И в пятом, и даже в первом классе ребенок, конечно, может посмотреть, как выглядит профессия «изнутри», только это должно происходить в другой форме. И такие формы сейчас есть. Например, "китбурги" (игровые площадки для изучения различных профессий, своего рода миниатюрная копия "взрослого мира"). Ребенок может попробовать стать врачом, слесарем, полицейским – младшеклассникам, мне кажется, хватило бы таких игровых вариантов», - отметил священник.
«Посмотреть, чем занимается священник, возможно, тоже интересно. Но мне кажется, к этому должно быть призвание - просто потому, что служение связано не только с профессиональными навыками, но и с внутренним выбором. В прочем, в качестве эксперимента такое, думаю, возможно», - заключил отец Стефан.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что это довольно интересный опыт. «Я не вижу никаких минусов в этом. Если дети хотят серьезно подойти к вопросу выбора дальнейшего профессионального пути, такой метод им сможет помочь. Раньше в российском обществе было отдельное духовное сословие, то есть дети так или иначе не просто видели, чем занимаются их родители, но изначально знали, что они будут заниматься этим и дальше, поэтому учились с раннего возраста. Сейчас нет сословной системы, но если кого-то из школьников заинтересует такой путь, почему бы и не познакомиться. Главное, чтобы был мудрый подход со стороны самих священников, чтобы детям можно было объяснить: священнослужитель – не просто профессия, а служение. Хотя и медицинская стезя тоже в какой-то степени служение, как и преподавательская. Если думать об этом, как о способе для заработка денег, тогда это беда», - продолжил священник.
«Но в самом факте, когда дети интересуются и хотят посмотреть, как проходит рядовой день священника, ничего плохого нет. В нашей стране тоже вполне можно попробовать проводить такой день», - заключил отец Иоанн.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, полагает, что идея очень хорошая.
«Чтобы взять ее на вооружение, нужно проанализировать опыт Латвии и других стран, где есть такая практика. Наверняка имеются социологические и психологические исследования в этих странах, в которых показано влияние "дня теней" на последующий выбор школьниками их будущей профессии. О разных профессиях, включая служение духовенства, бытует множество мифов и стереотипов, которые могут быть развеяны, если школьники в течении дня смогут не только наблюдать, но и общаться с "носителем" профессии», - заключил священник.