Иногда не грех и поучиться у соседей

Православные священнослужители о «Дне теней», проводимом в Латвии

Бывший СССР 
0
878
Время на чтение 7 минут
В Латвии действует необычная форма профессиональной ориентации школьников: так называемый «День теней», сообщает Regions.ru. Суть его в том, что любой школьник, от первоклассника до выпускника, может на несколько часов (от 4 до 6) стать «тенью» представителя заинтересовавшей его профессии – понаблюдать вблизи, как выглядит та работа, к которой он примеривает свое будущее. Те, кто хочет получить «тень», оставляют об этом сообщение на специальном сайте, а школьники потом выбирают из списка заинтересовавшие их профессии.  

В этом году впервые можно будет стать «тенью» священнослужителя: «тени» смогут понаблюдать за работой настоятеля католической общины и программного директора католической радиостанции Radio Marija Latvija. В этом году День теней выпадает на Пепельную среду (начало Великого поста у католиков), поэтому дети смогут ознакомиться с ходом важного для Церкви и верующих дня. Священник уже предупредил своих потенциальных «теней», что школьники не смогут присутствовать на исповеди, однако им обязательно расскажут об этом таинстве и его значении.

«Как бы вы прокомментировали такую форму подготовки школьников ко взрослой жизни? Не следует ли попробовать перенять ее в России? Разумно ли распространять «профориентацию» на служение клириков?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что в целом начинание весьма разумное.

«Хорошо, если дети представляют себе профессию на конкретном примере, тем более за несколько школьных лет можно разные профессии изучить. Что касается клириков, то у нас есть нечто подобное: очень часто мальчишки из воцерковленных семей и семей духовенства бывают в алтаре и помогают. Алтарники научаются многим премудростям. Даже в свое время были споры, какое образование для священника лучше: которое он получил, будучи таким помощником клирика в алтаре, или же обучаясь в какой-нибудь духовной школе, семинарии, академии?» - вопрошает священник.

«Так что это не только изобретение Латвии. Разве что им удалось это официально сохранить и узаконить. А вообще наследственное пользование профессией поощрялось и в СССР. Сейчас как-то пренебрежительно относятся к труду, который не приносит больших прибылей, а раньше ценили этот семейный профессионализм. Поэтому хочется, чтобы и сейчас ценность трудовых и важных специальностей была значима и не оценивалась только по количеству материального достатка или властных полномочий», - подчеркнул отец Сергий.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что часто дети выбирают профессию, не имея о ней никакого представления.

«Знакомство с основными ее навыками, возможно, окажется полезным. Как можно выбрать, например, профессию сварщика, ничего о ней не зная? Так что эта идея может сработать, если речь идет о каких-то строительных, производственных работах. А вот окажется ли полезным поверхностное знакомство с профессией ученого? – вряд ли. Ребенок услышит, как говорят на непонятном языке о непонятных вещах», - добавил он.

По словам священника, ответ на вопрос: «стоит ли применять этот опыт в отношении клириков?» прост – дети должны быть верующими. «Чтобы выбирать служение, нужно иметь веру. Знакомство с какими-то элементами священнодействия вряд ли даст ожидаемый эффект. Так что при выборе некоторых профессиях такие "Дни теней" могут принести пользу, а в случае со священнослужителями, мне кажется, это будет только во вред - человек увидит, как совершается таинство «издалека», не прочувствует сути служения. На мой взгляд, идея может быть принята, но с большими поправками», - заключил отец Александр.  

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что такой опыт может оказаться полезным при выборе профессии строителя, или, к примеру, учителя.

«Если человек рано поймет, к чему лежит душа, и будет к этому готовиться - замечательно. Но священнослужитель – это служение, а не профессия. Конечно, можно попросить его поделиться опытом духовной жизни, но попробовать себя в его роли? Церковь – не театр. Подвох здесь в том, что пытаются произвести слияние духовного с мирским. Показать: как пекарь печет хлеб, так и священник "работает" - удовлетворяет духовные потребности граждан. Это неверно. Священниками становятся по призванию. Священник участвует в жизни Церкви молитвенно, он выстраивает живую связь с Богом. Таинство совершается только в силу благодати Святого духа. Это происходит не из-за каких-то достоинств священнослужителя - Господь совершает его», - продолжил батюшка.  

«Рассматривать священство как профессию было бы неправильно. За свое служение священник будет держать ответ перед Богом. С него спросят больше, чем со всех остальных. Священник ответит за каждого своего прихожанина. За тех, кого соблазнил или не услышал, пройдя мимо. Это очень серьезно, и нельзя допустить, чтобы молодой человек совершил ошибку, за которую будет потом расплачиваться всю свою жизнь», - заключил отец Андрей.

Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, считает, что это хорошая идея – в том числе в миссионерском плане. «Детям будет интересно прийти в семинарию, отведать там пищи, побывать на службе. Только я назвал бы это мероприятие по-другому - со словом "тень" у многих нехорошие ассоциации. Но назвать можно по-разному, а сама идея, повторюсь, интересна», - продолжил священник.  

«Зачастую у людей представление о Церкви кем-то навязано. Они думают, что это место, где одни бабушки, там скучно, неинтересно, монотонно. Я, когда занимал должность епархиального пресс-секретаря, предлагал журналистам провести день со священником и написать потом статью. Никто не решился, а жаль. Если бы даже журналисты скептически отнеслись к увиденному, они бы поняли: священники – такие же люди, как и все остальные, им свойственно шутить, смеяться, переживать. Думаю, такое знакомство оказалось бы полезным и школьникам - даже если никто из них потом не поступит в семинарию», - подчеркнул он.

«Конечно, священничество - не совсем профессия, это служение, образ жизни. Врач и военнослужащий, придя домой, снимают халат и китель – а священник остается служителем всегда – в Церкви, дома, в социальных сетях. С помощью таких "Дней теней" можно было бы популяризировать и обычные профессии, непопулярные среди молодежи – каменщика, плотника, или, скажем, водителя фуры. Юристы, экономисты без опыта не востребованы, они никому не нужны», - продолжил батюшка.  

«Сколько раз в детстве ребенок меняет мечту о профессии? Вначале хочет стать космонавтом, потом "спускается на землю". Мои сыновья, например, сейчас уже хотят конструировать робототехнику, автомобили. К сожалению, часто к выбору профессии детей подталкивают родители, а они должны делать его сами», - заключил отец Святослав.  

Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, отметил, что идея в целом интересная, хотя странно, что участвовать в таких мероприятиях предлагается и учащимся младших классов.

«Мне кажется, "Дни теней" актуальнее для старшеклассников - все-таки речь идет о профориентации. Я не исключаю, что второклашка потом несколько лет будет мечтать за партой об этой профессии, но постараться заинтересовать нужно в первую очередь тех детей, которым не сегодня-завтра выбирать дело своей жизни», - продолжил он.  

«К тому же "Дни теней" хороши для знакомства не со всеми профессиями. Как, сидя несколько часов с преподавателем университета, подросток может понять специфику его работы? Ощутить трудность принимаемых им решений, напряженность рабочего дня? Он просто увидит, что тот делает. Это все равно, что смотреть на операцию хирурга (впрочем, я не уверен, что школьников вообще пустят в операционную). В любом случае, они не поймут, что переживает врач, не почувствуют его внутреннего состояния. Хотя в любом случае знакомство с этой профессией будет интересно», - подчеркнул священник. 

«И в пятом, и даже в первом классе ребенок, конечно, может посмотреть, как выглядит профессия «изнутри», только это должно происходить в другой форме. И такие формы сейчас есть. Например, "китбурги" (игровые площадки для изучения различных профессий, своего рода миниатюрная копия "взрослого мира"). Ребенок может попробовать стать врачом, слесарем, полицейским – младшеклассникам, мне кажется, хватило бы таких игровых вариантов», - отметил священник. 

«Посмотреть, чем занимается священник, возможно, тоже интересно. Но мне кажется, к этому должно быть призвание - просто потому, что служение связано не только с профессиональными навыками, но и с внутренним выбором. В прочем, в качестве эксперимента такое, думаю, возможно», - заключил отец Стефан.

Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что это довольно интересный опыт. «Я не вижу никаких минусов в этом. Если дети хотят серьезно подойти к вопросу выбора дальнейшего профессионального пути, такой метод им сможет помочь. Раньше в российском обществе было отдельное духовное сословие, то есть дети так или иначе не просто видели, чем занимаются их родители, но изначально знали, что они будут заниматься этим и дальше, поэтому учились с раннего возраста. Сейчас нет сословной системы, но если кого-то из школьников заинтересует такой путь, почему бы и не познакомиться. Главное, чтобы был мудрый подход со стороны самих священников, чтобы детям можно было объяснить: священнослужитель – не просто профессия, а служение. Хотя и медицинская стезя тоже в какой-то степени служение, как и преподавательская. Если думать об этом, как о способе для заработка денег, тогда это беда», - продолжил священник.

«Но в самом факте, когда дети интересуются и хотят посмотреть, как проходит рядовой день священника, ничего плохого нет. В нашей стране тоже вполне можно попробовать проводить такой день», - заключил отец Иоанн.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, полагает, что идея очень хорошая.

«Чтобы взять ее на вооружение, нужно проанализировать опыт Латвии и других стран, где есть такая практика. Наверняка имеются социологические и психологические исследования в этих странах, в которых показано влияние "дня теней" на последующий выбор школьниками их будущей профессии. О разных профессиях, включая служение духовенства, бытует множество мифов и стереотипов, которые могут быть развеяны, если школьники в течении дня смогут не только наблюдать, но и общаться с "носителем" профессии», - заключил священник. 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
Фиктивная ликвидация
Ликвидация Советского Союза была незаконной
20.11.2024
День памяти выдающего русского мыслителя Данилевского
Сегодня мы также чтим память жертв петербургского наводнения 1824 года и иерея Даниила Сысоева
20.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 15:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 15:16
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Константин В.
20.11.2024 14:33
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 14:28