Объективность ЕГЭ не вызывает сомнений у большинства учащихся, их родителей и учителей. Так, 80% учителей 11-х классов считают, что тесты и задания отражают реальные знания учащихся. Соответствующими действительности результаты ЕГЭ называет и большинство одиннадцатиклассников (62%), и нынешних первокурсников, заработавших в 2015 году высокие баллы (60%). И только те, кто в прошлом году на выпускных экзаменах получил средние или низкие баллы, скорее считают результаты заниженными (52%), чем соответствующими их реальным знаниям (35%).
При этом 72% преподавателей вузов, исходя из собственного опыта, отмечают, что абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ, как правило, подтверждают свой уровень знаний на вступительном экзамене или конкурсе. Студенты первых курсов 2015-2016 гг. обучения в большинстве своем соглашаются с тем, что школьных знаний было достаточно и для сдачи вступительного экзамена/творческого конкурса (с этим согласны 66% «высокобалльников» и 58% «середняков» ЕГЭ).
В целом, наличие вступительных испытаний опрошенные первокурсники, будущие абитуриенты и их родители не рассматривают как барьер для поступления в желаемый вуз на выбранную специальность.
Среди критериев выбора вуза поступление без дополнительного испытания не было названо в числе основных (к ним отнесли репутацию и престижность вуза, наличие бюджетных мест, конкретной специальности, стоимость обучения). Большинство преподавателей вузов (69%), впрочем, полагают, что именно данный фактор является решающим при выборе места получения высшего образования.
Портал Открытого банка заданий ЕГЭ востребован выпускниками: при подготовке к единому государственному экзамену ресурсом воспользовались более 55% выпускников прошлого года, а среди будущих абитуриентов-2016 тех, кто уже прибегал к его помощи или планирует это сделать, согласно данным опроса, насчитывается более 70%. При этом молодые люди высоко оценивают его пользу при подготовке к сдаче экзаменов. Учителя также подтверждают его востребованность для подготовки к ЕГЭ.
Однако о достаточности собственных сил при подготовке для получения высоких баллов на ЕГЭ говорит только треть учителей (33%), родителей (32%) и нынешних выпускников (32%), а также первокурсников, у которых не было высоких баллов (33%). Тогда как большинство уверено, что без дополнительных занятий с репетитором не обойтись. А вот среди студентов-высокобалльников каждый второй (52%) уверен в продуктивности самостоятельной подготовки.
Использовать шпаргалки или мобильные телефоны при сдаче экзамена и остаться незамеченным, по мнению большинства одиннадцатиклассников, – миф (73% считают это невозможным). Однако многие выпускники 2015 года, обучающиеся сегодня на первых курсах вузов, говорят о реальности подобных действий (48% среди «высокобалльников и 40% среди «середняков»). При этом только около 10% нынешних студентов-первокурсников сообщили о том, что использовали «шпоры», тогда как более 85% заявили, что на выпускных ничего из перечисленного не применяли.
Итоги опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин:
Я отрицательно отношусь к ЕГЭ, но верю, что есть люди, считающие, что Единый экзамен отражает истинные знания и подлинную готовность выпускника школы. Мне таковых персонажей очень жаль. Человек зря учился, если его знания характеризуются только ЕГЭ, который не отражает ни интеллект, ни уровень подготовки ученика к Высшей школе. Единый экзамен – искусственный предмет, не имеющий никакой ценности для человека, желающего получить нормальное образование.
Мне очень жаль, что люди ограничивают себя ЕГЭ, считая его ключевым показателем знаний. Если ученик не знает ничего, кроме ЕГЭ, то он является весьма ограниченным человеком. Нужно знать гораздо больше. Наша школьная программа пока еще дает знания, значительно превышающие требования Единого экзамена.
Школьник почти не имеет возможности самостоятельно подготовиться к ЕГЭ. Это примерно так же, как если подготовиться к игре в карты с людьми, прекрасно владеющими шулерскими приемами. Ученик прекрасно сдаст ЕГЭ без каких-либо знаний, всего лишь владея определенными приемами Единого экзамена.
Есть определенная специфика подготовки поступления в различные Высшие учебные заведения. В наше время невозможно поступить в некоторые ВУЗы без привлечения репетиторов. В двадцать раз легче сдать ЕГЭ, специально подготавливаясь к нему, чем попытаться сдать его, руководствуясь общими школьными знаниями. Дело не в том, что знаний не хватит, чтобы сдать ЕГЭ, просто их уровень иной. Школьник может добиться высокого балла по ЕГЭ, не имея за плечами должной подготовки не только к Высшей школе, но и знаний по программе средней школы. Если человек ответил на вопросы ЕГЭ, то это не означает, что он не зря учился 11 лет в школе. Наоборот, мне жаль тех людей, которые ограничиваются знаниями по ЕГЭ. Единый экзамен не отражает истинного уровня интеллекта, знаний и образования человека после окончания школы. Мне известно, что ведущие ВУЗы России не используют ЕГЭ в качестве главного критерия поступления или используют результат госэкзамена вместе с дополнительными испытаниями, после которых принимается решение о поступлении.
Я убежден, что если человек обладает знаниями на уровне ЕГЭ, то в добротном вузе будет отсеян после первой же сессии. У меня есть знакомые среди моих внуков, которые сдали ЕГЭ, поступили в Высшее учебное заведение, но на первом году учебы их отчислили. К сожалению, часто у таких учеников нет ни знаний, ни уровня интеллекта, они не могут оперировать знаниями, не владеют школьной программой и не способны освоить знания первого курса хорошего технического вуза. Школьники уперлись в ЕГЭ, полагая, что высокие баллы дают им возможность учиться в Высшей школе. Нет, не дают. Школьникам, уповающим на ЕГЭ, тяжелее всех приходится на первом курсе. А выпускники, которые нормально учились, имели пытливый ум и желание учиться, пусть не имеют высокий балл по ЕГЭ, но им гораздо легче осваивать программы института. Кто остался в вузе после первого курса, тот остается до его завершения. Программа первого курса – самый верный показатель знаний школьника.