УГКЦ вносит смуту в умы людей

ОВЦС МП выступил с заявлением в связи с принятием «экуменической концепции Украинской греко-католической церкви»

Бывший СССР 
0
737
Время на чтение 6 минут
Вчера Отдел внешних церковных связей выступил с заявлением в связи с принятием Собором епископов Украинской греко-католической церкви «экуменической концепции УГКЦ», вступающей в силу с 23 февраля, сообщает пресс-служба ОВЦС.

В Отделе отметили, что «положительным аспектом данной концепции является признание результатов православно-католического диалога, в частности, положений документа Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-католической церковью "Уния как способ объединения в прошлом и поиски полного единства в настоящем" (Баламанд, 1993 г.), в котором осуждаются имевшие место в истории попытки Рима подчинить себе восточных христиан посредством уний, например, Брестской унии 1596 г. Новый документ УГКЦ прямо признает, что "Римский апостольский престол воспринимал Брестское объединение скорее в категориях подчинения, чем общения", и дает негативную оценку феномену униатства как способу объединения Церквей на ложных богословских основаниях».

В ОВЦС полагают, что «заявление со стороны греко-католических иерархов могло бы стать многообещающим фактором в перспективе взаимоотношений между УГКЦ и Православной Церковью, особенно на Украине, если бы не сопровождалось рядом несостоятельных с исторической точки зрения утверждений. Так, "Экуменическая концепция" утверждает, что "УГКЦ образовалась в результате отделения в XV-XVI веках от Киевской митрополии Московской Церкви… В условиях внутреннего кризиса, ослабления Константинопольского патриаршего центра, вызовов протестантской реформации и посттридентского католицизма, иерархия Киевской Церкви приняла решение восстановить евхаристическое общение с епископом Рима"».

«Хорошо известно, - продолжили в Отделе внешних церковных связей, - что Флорентийская уния 1439 г., утвердившись в Константинополе, не получила никакой поддержки на Руси. Именно поэтому ее сторонник митрополит Киевский Исидор вынужден был бежать на Запад. УГКЦ появилась на свет лишь в самом конце XVI века в результате политического сговора. Изначально основанная на политическом компромиссе, Брестская уния распространялась властями Речи Посполитой насильно, встречая мощное сопротивление со стороны православных верующих.

Формально осудив унию как метод объединения Церквей, руководство УГКЦ, вместе с тем, старается придать ей возвышенный ореол, прибегая для этого к искажению исторической правды. Ничем иным как грубой подтасовкой нельзя назвать постоянно проводимое в "Экуменической концепции" отождествление УГКЦ с Киевской Церковью. Греко-католическое руководство тем самым стремится представить УГКЦ единственно законной преемницей древней Киевской митрополии и одновременно провести искусственное разделение между Киевом и Москвой. Это очевидным образом проявляется в следующем утверждении концепции: "Начиная с конца XVIII века, на территориях, отошедших к Российской империи, а затем СССР, осуществлялось планомерное уничтожение Киевской Церкви путем насильственного присоединения ее верных к русскому православию. УГКЦ решительно осуждает эти и другие подобные практики "православного униатства""».

«Совершенно абсурден тезис о якобы планомерном уничтожении Россией "Киевской Церкви" — неотъемлемой части единой Русской Православной Церкви. Руководство Российской Империи не ставило целью и уничтожения Греко-католической церкви, - подчеркнули в ОВЦС. - Вместе с тем, из-за того, что на традиционно православных территориях Австро-Венгрии и Польши уния насаждалась католическими властями силой, после присоединения этих территорий к России значительная часть верующего народа и даже духовенства вполне естественно стремилась вернуться в Православие, о чем свидетельствует, в частности, Полоцкий собор 1839 г. Конечно, тогдашние российские власти, содействуя этому процессу, могли допускать и злоупотребления. Следует осудить любое проявление насилия в вопросах веры, однако недопустима подмена понятий, которую позволяют себе авторы "Экуменической концепции", называя искреннее стремление вернуться из унии в Православную Церковь "православной унией"».

«Сожалея, что отношения УГКЦ и Русской Православной Церкви отягощены тяжелым историческим прошлым, последствия которого ощущаются и сегодня, авторы документа ссылаются при этом исключительно на события 1839, 1871 и 1946 гг., отмеченные присоединением греко-католиков к Православной Церкви, и ни словом не упоминают гонения в Речи Посполитой на православных, не желавших принимать унию, или зверства греко-католиков из ОУН-УПА в Западной Украине и Белоруссии в годы Второй мировой войны. При таком подходе к истории лишь одна из сторон выставляется жертвой и Церковью-мученицей», – отметили в Отделе внешних церковных связей.

«Хотя в документе утверждается, что "УГКЦ выражает готовность искать вместе с православными братьями пути улаживания исторических недоразумений", ее руководство, прямо противореча этому тезису, продолжает настаивать на признании патриаршего статуса УГКЦ. Между тем, вопрос греко-католического патриархата на Украине, объявленного в одностороннем порядке в 2002 году, является одним из основных препятствий в диалоге между православными и греко-католиками. Как известно, Священноначалие Поместных Православных Церквей выразило Риму свое негативное мнение по вопросу о возможности признания УГКЦ патриархатом, указав на самые нежелательные последствия, которые такое признание могло бы иметь для религиозной ситуации на Украине и православно-католического диалога в целом. Продолжать настаивать на поддержании "многовековых попыток" УГКЦ "завершить формирование своей структуры до уровня патриархата" означает с самого начала блокировать прогресс в урегулировании проблем между православными и греко-католиками», - подчеркнули в ОВЦС.

«Другим важнейшим препятствием на пути диалога является равное признание со стороны УГКЦ "православных церквей в Украине", как если бы не существовало единственной канонической Украинской Православной Церкви, признанной всем православным миром. Из "Экуменической концепции" следует, что для руководства УГКЦ и Украинская Православная Церковь, и раскольнические общины обладают одинаковым статусом "наследников Киевской Церкви Владимирова Крещения". Такой подход находит свое выражение и на практике, когда иерархи УГКЦ позволяют себе участвовать в совместных богослужениях с раскольниками, публично признают действительность их таинств (в частности, крещение и священство), приглашают представителей раскольничьего духовенства в свои учебные заведения, по их словам, "для более близкого знакомства с Православием", совершают совместные визиты заграницу, где выступают с заявлениями политического характера. Подобная поддержка греко-католиками раскольников наносит ущерб делу христианского единства в то самое время, когда Православная и Католическая церкви ищут новые пути для взаимодействия», - заявили в Отделе внешних церковных связей.

«Священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно обращало внимание руководства УГКЦ на необходимость уважения канонического строя Православной Церкви как на одно из важнейших условий для развития отношений между Церквами, однако и практика тесного общения греко-католических иерархов с раскольниками, и положение, закрепленное ныне в официальном документе, свидетельствуют о том, что руководство УГКЦ намерено и в дальнейшем игнорировать мнение православной стороны. Остается только недоумевать, как при таком подходе руководство УГКЦ считает возможным достичь какого-либо успеха в диалоге с каноническим Православием», - пояснили в ОВЦС.

«Вызывает также удивление утверждение авторов документа о том, что в 1990-х годах "УГКЦ проводила плодотворный, хотя и неформальный и неофициальный диалог с епископами и богословами Константинопольской Церкви… целью было исследовать, как восстановить полное общение с материнской Константинопольской Церковью". Являясь частью Католической церкви и исповедуя католическое вероучение, УГКЦ не может вести какой-то отдельный диалог по вопросу о восстановлении полного общения с Православной Церковью вне рамок диалога, осуществляемого Смешанной комиссией по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-католической церковью, - заявили в Отделе внешних церковных связей. - Именно Смешанная комиссия наделена полномочиями обсуждать богословские проблемы, существующие между православными и католиками, и искать пути их решения. Кроме того, двусторонний диалог УГКЦ с представителями Константинопольского Патриархата в обход Украинской Православной Церкви может вызвать лишь недоверие и углубить те противоречия, которые уже в течение долгого времени требуют своего разрешения».

«"Экуменическая концепция" Украинской Греко-католической церкви является противоречивым документом, вызывающим у православной стороны множество вопросов, - подчеркнули в Отделе. - Заявляя о своем желании развивать диалог с Православной Церковью, руководство УГКЦ не демонстрирует готовность к серьезному анализу исторического прошлого и ответственное отношение к церковной ситуации, сложившейся на Украине в настоящем. Из документа следует, что УГКЦ ждет от Православной Церкви односторонних шагов навстречу, в то время как сама Греко-католическая церковь не считает нужным предпринимать какие-либо меры для реального решения существующих проблем».

«К сожалению, действия УГКЦ на Украине сегодня не только не способствуют сближению между православными и католиками, но и углубляют уже существующие разделения, поощряя раскол и продолжая вносить смуту в умы людей. Тем самым проявляет себя природа унии, с момента появления которой, по словам Баламандского документа, "создалась ситуация, ставшая источником конфликтов и страданий сначала для православных, а затем и для католиков", только усугубив "существующее поныне разделение"», - заключили в ОВЦС.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29
Высока у подвига цена
Новый комментарий от Советский недобиток
19.04.2024 04:27
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55