Василий Осипович родился 28 января 1841 года в селе Воскресеновка Пензенской губернии. Сыну сельского священника и внуку пензенского протоирея уготована была учеба в духовном училище, где он изучил древние языки, ознакомился с историей философии и перечитал всю русскую поэзию.
В символичном 1861 году, когда было отменено крепостное право, будущий основатель либеральной исторической школы, член конституционно-демократической партии поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Яркий ум и обширный кругозор молодого студента сразу были отмечены преподавателями – корифеями русской науки той эпохи: C.М. Соловьёвым, Ф.И. Буслаевым, С.В. Ешевским и другими. Уже на защите диссертации, как отмечают очевидцы (сборник «В.О. Ключевский: характеристики и воспоминания»), было ясно, что Ключевский – новая «восходящая учёная звезда».
Так и было: по уходе С.М. Соловьёва на заслуженный отдых оставленный при кафедре истории Ключевский стал читать курс отечественной истории. В 1866 году он защищает кандидатскую диссертацию «Сказания иностранцев о Московском государстве». В работе прослеживается эволюция взглядов на Россию – например, один русский посол времён Петра I сокрушался, что люди боятся ехать в Россию, словно «на край света», что это страна «с Индиями граничит». В то же время ни одна страна не была так подробно описана европейскими путешественниками, как лесная Московия.
В 1871 году, не будучи ещё преподавателем университета, Ключевский защищает магистерскую работу по теме «Древнерусские жития святых как исторический источник» (известно, что работа над диссертацией велась в т. ч. в архиве Синодальной библиотеки). Поразительная новизна темы, общий её охват откликнулись большим общественным резонансом: на защите собрался не только весь цвет научного мира, студентов и профессоров, но и «чиновников, офицеров, коммерсантов и даже раскольников». Работа над житиями северно-русских святых, которая впоследствии вылилась в статью «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае», заставила Ключевского так досконально изучить удельную эпоху, к которой преимущественно относились жития, как никому раньше не удавалось. Превосходные страницы в докторской диссертации («Боярская дума Древней Руси») и многочисленные эпизоды в общем курсе русской истории удельной эпохи стали результатом этих специальных занятий Василия Осиповича. На защите Ключевскому оппонировали С.М. Соловьёв, Ф.И. Буслаев, Н.А. Попов, Н.С. Тихонравов; из зала говорил друг Ключевского Е.В. Барсов (хранитель рукописей Румянцевского музея). По замечанию последнего, Ключевский представил на общий суд науки и мира около 250 редакций житий, для чего ему, вероятно, потребовалось изучить около 5000 житийных списков. В цифровой копии сборника «В.О. Ключевский: характеристики и воспоминания» есть свидетельства, как по завершении великолепной защиты и провозглашении Ключевского магистром русской истории «взрыв рукоплесканий огласил залу».
Блестящий преподаватель, Ключевский вырастил целую плеяду замечательных русских учёных (Ю.В. Готье, Р.Ю. Виппер, М.М. Богословский и др.). Ученики вспоминали впоследствии, с каким «захватывающим вниманием и истинным наслаждением» они слушали курсы Ключевского, которые тот читал «с такою глубокою основательностью и воспитательным значением, которые оказывали неотразимое влияние на всё миросозерцание слушателей» (сборник «В.О. Ключевский: характеристики и воспоминания»). В своих воспоминаниях о студенческих годах академик М.М. Богословский в книге «Из воспоминаний о В.О. Ключевском» посвящает любимому преподавателю такие слова: «Неотразимо сильное впечатление производили эти лекции! Бывало, аудитория ждет не дождется, когда же, наконец, появится, идя торопливой походкой, с неизменным портфелем в руках, любимая фигура профессора, невольно привлекавшая к себе внимание. Всё в нём, начиная с его выразительной внешности, было своеобразно и самобытно». Ключевский даже лекции свои читал не как все; все читали лекции сидя, Ключевский – всегда стоя на ступеньках кафедры над разложенными записями, конспектами и прочими вспомогательными материалами. Своим не сильным, но мягким и богатым голосом профессор превращал слушателей в слух, искусно маскируя свой прием: он читал лекцию с листа, но с такой художественной выразительностью, словно она рождалась в настоящий момент. «Курс русской истории» (Часть 1, Часть 2, Часть 3) В.О. Ключевского и сейчас остаётся не только великолепным памятником словесности и научной методологии, но в первую очередь – актуальным научным трудом, вышедшим из-под пера великого учёного, мастера.
Василий Осипович Ключевский являет собой редкий и прекрасный пример цельного, живого знания, опираясь на которое и сегодня удерживается настоящее здание науки. В некрологе, посвященном М.С. Корелину, Ключевский сказал то, что обнаруживает его собственное мировидение: «Если оно (человечество) еще не погибло в хаосе внешних бедствий и своих собственных заблуждений, значит, есть в нем спасительные силы могущественнее этого хаоса, которые со временем одолеют его, водворят прочный порядок: это идеи, выражающие лучшие свойства и стремления человеческого духа, его идеалы».
В настоящее время коллекция Президентской библиотеки, посвященная В.О. Ключевскому, насчитывает 47 единиц хранения. В течение года коллекция будет пополняться новыми интересными материалами.