«Я уверен, что Луговой и Ковтун положили полоний-210 в чашку в баре "Пайн" 1 ноября 2006 года. Я также уверен, что они сделали это с намерением отравить Литвиненко», - заявил Оуэн. Он уверяет, что ни Луговой, ни Ковтун не могли принять решение убить Литвиненко по собственной инициативе.
По его словам, обстоятельства смерти экс-офицера ФСБ «являются четкими свидетельствами ответственности российского государства в убийстве Литвиненко». «Принимая во внимание все показания свидетелей и проведенный анализ, я сделал вывод, что операция ФСБ по убийству Литвиненко была, возможно, одобрена (тогдашним главой ФСБ Николаем) Патрушевым и (президентом РФ Владимиром) Путиным», - заявляет Оуэн.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон не исключил «карательных» мер в отношении России, сообщает РИА Новости. Данное заявление Кэмерон сделал в Давосе в интервью британским телеканалам. «То, что случилось, абсолютно ужасно, и этот доклад подтверждает то, в чем мы всегда были уверены, и то, во что верило во время этого страшного убийства предыдущее лейбористское правительство – инициатива этого действия исходила от государства», — заявил британский премьер-министр.
«Поэтому предыдущее правительство приняло меры, выслало российских дипломатов, выдало ордеры на аресты, прекратило сотрудничество спецслужб. И эти меры сохраняются, и сегодня мы заморозили активы, направили в прокурорскую службу запрос о том, что еще может быть сделано», — отметил он.
В Кремле считают выводы британского суда о смерти Литвиненко квазирасследованием, заявил журналистам пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков. «Подобные я бы назвал их такие квазирасследования, о которых идет сегодня речь, безусловно способны лишь еще больше отравить атмосферу наших двусторонних отношений», — заявил он. «Мы никогда не были инициаторами этого, и можем лишь выразить сожаление», — добавил он. «Почему я говорю "квазирасследования". И почему мы не можем воспринимать это как расследование, потому что речь идет о неких суждениях, собственно, основанных на вероятности. Использованы слова — "возможно", "вероятно". Подобная терминология не допускается в нашей судебной практике, не допускается она и в судебных практиках других стран мира. И, безусловно, не может нами восприниматься как вердикт, ни в одной части из того, что оказывается в упомянутом вами тексте», — отметил он.
Посол России в Великобритании Александр Яковенко был вызван в Форин Офис, где ему было сделано представление в связи с выходом доклада. С британской стороны встречу проводил Госминистр по делам Европы Д.Лидингтон. «С нашей стороны было заявлено следующее: Мы рассматриваем дело Литвиненко и то, как оно было «закрыто», вопиющей провокацией британских властей. Для нас никогда не будет приемлемым какое-либо решение, принятое в режиме секретности и на основе свидетельств, не ставших предметом состязательного изучения в открытом суде. То, сколько времени понадобилось, чтобы «закрыть» дело подобным образом, заставляет нас считать его ни чем иным как попыткой обелить институциональную некомпетентность британских спецслужб. Мы также отмечаем, что британское правительство приостановило открытое для публики и СМИ коронерское расследование, в котором Следственный Комитет России принимал участие в качестве заинтересованной стороны, в пользу фактически секретного "публичного расследования" на пике политической напряженности в наших отношениях по Украине в июле 2014 г. Мы рассматриваем это как попытку оказать дополнительное давление на Россию в связи с существующими разногласиями по целому ряду международных вопросов. Для нас абсолютно недопустима постановка вопроса о том, что российское государство было каким-либо образом причастно к смерти А. Литвиненко. Эта грубая провокация британских властей не может не нанести ущерба нашим двусторонним отношениям», - говорится в заявлении российского посольства в Лондоне.
С обстоятельным заявлением выступила официальный представитель МИД России Мария Захарова. В документе отмечается «весьма своеобразная форма расследования, не являющаяся, вопреки своему названию, прозрачной и гласной ни для российской стороны, ни для британской общественности, изобиловала закрытыми заседаниями с рассмотрением "секретных" материалов спецслужб и показаниями "засекреченных" свидетелей. Использование подобных методов рассмотрения дела дает все основания сомневаться в объективности и беспристрастности оглашенного вердикта».
Доклад также прокомментировал главный подозреваемый в убийстве Литвиненко депутат Государственной Думы Андрей Луговой. «Это театр абсурда с затянувшимся антрактом», — сказал он в эфире программы «Вечер с Владимиром Соловьевым», отвечая на вопрос, что означает доклад по делу Литвиненко.
США выразили глубокую обеспокоенность. «Мы глубоко обеспокоены данными расследования британских властей о смерти Александра Литвиненко. Его убийство было ужасным преступлением и, как мы и говорили раньше, мы полагаем, что виновные должны быть привлечены к ответственности», — заявил на брифинге официальный представитель Госдепартамента Марк Тонер. Он воздержался от дальнейших комментариев, сославшись на то, что расследование проводит Великобритания.
Представитель Белого дома Джош Эрнест, со своей стороны, заявил, что США считают выводы британского следствия убедительными, но сами с заключениями не торопятся. По его словам, США не исключают действий против России в этой связи.
О докладе английского судьи Роберта Оуэна уже многое сказано и написано. Его доклад прокомментирован и нашими официальными лицами, и обвиняемым в убийстве Литвиненко депутатом Госдумы Андреем Луговым, и профессиональными юристами - российскими и зарубежными.
Официальные лица Великобритании и США, как и ожидалось, объявили о намерении принять новые санкции против России. Как это, кстати, напоминает двуличные действия тех же США в отношении Ирана, когда лицемерно были сняты санкции в связи с ядерной программой Ирана, а едва ли не на следующий день наложены новые санкции по другому поводу. Так что правы те, кто говорит о спланированной «своевременности» оглашения вердикта суда по делу Литвиненко, а то в Европе слишком громко стали звучать призывы отменить санкции против России.
Российская линия защиты понятна и она юридически безукоризненна. Смысл ее сводится к тому, что в расследовании содержится целый ряд натяжек в связи с тем, что огромное число материалов засекречено знаменитой английской разведывательной спецслужбой МИ-6. Что, кстати, является прямым доказательством того, что бывший офицер ФСБ был завербован, т.е. предал интересы своей страны, нарушил присягу офицера. Говорить об объективности и беспристрастности этого расследования не приходится. Неслучайно самым часто встречающимся словом в нем является слово «возможно».
Версия, которую озвучивают официальные лица и обвиняемый в убийстве Литвиненко депутат Андрей Луговой, понятна и вполне приемлема с юридической и пропагандистской точки зрения для внешнего использования. Но в информационной войне, которая ведется против России, очевидно, нужно говорить правду и называть вещи своими именами.
Кто такой Александр Литвиненко? Высокопоставленный сотрудник российских спецслужб, подполковник госбезопасности, прослуживший в КГБ и ФСБ 11 лет, т.е. человек, не только дававший присягу верности своему Отечеству, но и посвященный в серьезные государственные тайны. И вот этот человек становится перебежчиком. Бежит в Англию, вроде бы по политическим мотивам, поскольку его преследовали спецслужбы за близость к его патрону олигарху Борису Березовскому.
История наша знает много перебежчиков, бежавших за границу и в советское время, и до революции, но далеко не все они, даже являясь носителями гостайны, сотрудничали со спецслужбами враждебных России государств. Литвиненко, как свидетельствуют сами английские спецслужбы, сотрудничал с ними, а значит выдавал государственные секреты России. Иначе говоря, Литвиненко стал предателем.
Кто бы ни убил Литвиненко — сотрудники ФСБ, как считает английское следствие, либо какие-то другие силы, которые опасались, что Литвиненко заговорит (есть много версий), - это вопрос в данном случае вторичный. В Лондоне убит предатель России. Кстати, отрекшийся и от веры предков (по свидетельству одного из лидеров чеченских бандитов Закаева, Литвиненко перед смертью принял ислам).
А потому уместно говорить о каре в отношении предателя, а не об убийстве. К сожалению, в наших средствах массовой информации эта история подается неправильно в контексте информационной войны. Получается, как ни крути, в Лондоне совершено убийство человека, а Россия не выдает людей, подозреваемых в убийстве. Получается, что мы соглашаемся с тем, что имело место рядовое убийство, а не кара в отношении предателя. По сути, свершилось правосудие, чьими бы руками оно ни было осуществлено, в отношении изменника Родины, человека, который согласился вести враждебную деятельность против своего Отечества, на верность которому он присягал.
Редакция Русской народной линии
13. Ответ на 11., Иванович Михаил:
12. Re: Убийство изменника - это кара или преступление?
11. Ответ на 4., Lucia:
10. Re: Убийство изменника - это кара или преступление?
9. Re: Убийство изменника - это кара или преступление?
8. Re: Убийство изменника - это кара или преступление?
7. Re: Убийство изменника - это кара или преступление?
6. Re: Убийство изменника - это кара или преступление?
5. Убийство изменника - это кара или преступление?
4. Re: Убийство изменника - это кара или преступление?