Христос в свою очередь принял два крещения. Первое было также в воде от Предтечи, но — бесконечно более действенное, чем у других. Над Христом открылись небеса, и был глас Отца Небесного, крестящего Его, погружающего в Свою любовь: «Ты еси Сын Мой возлюбленный», и помазующего Духом Святым, Который отныне всегда будет пребывать на Нем.
Это первое крещение для Христа также не будет последним. Оно только открывает путь к Его Пасхе. И Он будет идти, пока не достигнет второго, все решающего крещения, — крещения Своею Кровью, в водах смерти. Этого крещения Он будет так сильно желать, что душа Его будет томиться, пока оно не совершится (Лк. 12, 50). Начавшись в водах Иордана, крещение Господне завершится в Пасхе Его Крестных страданий и славы, в тайне искупления и преображения человека, — чтобы стать источником нашего крещения.
Мы тоже приняли таинство крещения. Прежде всего, крещения в воде, но бесконечно более глубокой, чем та, в которой крестил Предтеча. Потому что она содержит в себе всю полноту двойного крещения Господня: крещения в Иордане, явившего Его возлюбленным Сыном Божиим, и крещения, принятого в муках смерти и в радости Воскресения.
И для нас это также не будет последним крещением. Ибо для ученика Христова существует второе крещение — крещение Духом Святым и огнем, к которому он всегда стремится. Это крещение завершится встречей со Христом, познанием Христа, навеки приобщающем его Кресту Христову и Воскресению, уподобляющем его тленное естество славе преображения Господня.
Таким образом, мы тоже живем между двумя крещениями. Мы всё уже приняли в первом, но только в начатках. Вся жизнь нашей веры существует для того, чтобы проявилась скрытая сила, принятого нами Божественного огня. Он начинается с малой искры, но, неприметно тлея, разгорается, если мы только не гасим его отступничеством от наших крещенских обетов и забвением о покаянии. И зажигает все, к чему ни прикасается. Этот огонь — Сам Дух Святой — воспламеняет нас небесной любовью, истребляя в нас все, что мешает этой любви. Этот огонь делает нас послушными воле Божией и соединяет нас с Богом, Который, согласно Писанию, есть «огнь поядающий».
Этот огонь — огонь Христов. Господь пришел, чтобы принести его на землю, и как Он желает, чтобы огонь этот скорей возгорелся (Лк. 12, 49). И это крещение — тоже крещение Господне. Господь принял его в Своей Пасхе, и теперь одного только ищет — чтобы она совершилась в жизни каждого из нас.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России