Россия должна разработать собственный рейтинг для оценки лучших вузов, заявил Президент России Владимир Путин в ходе заседания Совета по науке и образованию, сообщает ТАСС. «Конечно, их нужно совершенствовать (критерии оценки работы вузов). И у нас есть свои. Ну так вы их и доработайте тогда! Где они? - сказал Глава государства. - Обращаюсь к тем же людям: и министр (образования и науки) здесь, и бывший министр, ныне помощник, президент Академии наук, ведущие вузы - ну, давайте выработаем!»
Путин отметил, что «пока у нас не будет своего критерия, мы вынуждены будем руководствоваться тем, что есть, тем, что нам предлагают, и вечно будем жаловаться на то, что это нам не подходит». «Критерий давайте выработаем, который мог бы оценить вашу работу, работу ваших коллективов и людей, которые работают в других организациях, не представленных здесь своими руководителями», - призвал он, отметив, что речь идет о рынке подготовки кадров, что является очень важным вопросом.
Также Владимир Путин потребовал подготовить стратегию научно-технологического развития России на долгосрочную перспективу к осени. По мнению Главы государства, этот документ так же важен, как и стратегия национальной безопасности.
«Стратегию научно-технологического развития России на долгосрочный период необходимо подготовить к осени текущего года. Считаю, что одновременно, не откладывая, следует выработать и конкретные практические инструменты реализации стратегии, которые позволят учитывать глобальные тенденции и вызовы, гибко реагировать на запросы общества и экономики, на новые технологии, научные знания, образовательные компетенции», - заявил Глава государства.
По оценке Путина, «вопрос носит принципиальный характер: наличие собственных передовых технологий - это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства, конкурентоспособности отечественных компаний, важное условие роста экономики, повышения качества жизни граждан».
Президент считает необходимым «рассматривать стратегию научно-технологического развития как один из определяющих документов, наряду со стратегией национальной безопасности». Глава государства поручил Правительству «внести соответствующие изменения, которые будут необходимы в этой связи в законодательство».
Путин недоволен, что лишь 10% государственных научных институтов способны на прорывные разработки. Однако Глава государства заметил, что в целом для развития науки сделано немало.
«Сегодня в России более 150 сильных государственных научных институтов, центров, вузов, которые вносят заметный вклад в мировую и отечественную науку, на них приходится подавляющее количество патентов, выдаваемых в РФ (70%) и 80% высоко цитируемых работ», - отметил Путин. Но, по словам Президента, «полторы сотни - это лишь десять процентов всех государственных образовательных и научных организаций». «Конечно, возникает вопрос - а где остальные, как там обстоят дела, как они работают?» - отметил Глава государства. Он подчеркнул, что «ресурсы, которые выделяются на науку, должны получать сильные исследовательские коллективы, способные создавать прорывные технологии по наиболее важным для страны направлениям, конкурировать с ведущими мировыми центрами». «Именно в такой логике надо выстроить финансирование работ по приоритетам научно-технологического развития страны», - убежден Путин. Он потребовал от правительства «разработать эффективные механизмы, в том числе на проектной основе».
Тем не менее, Глава государства считает, «что за последние годы создан серьезный задел для выполнения масштабных научных проектов». «Укрепляется инфраструктура науки, ее кадровый потенциал, значительно возросло число молодых ученых, прежде всего в организациях, которые занимаются прикладными и ориентированными на конкретные задачи фундаментальными исследованиями», - перечислил Путин. По его данным, «по отдельным направлениям доля специалистов до 39 лет превышает сегодня 50%».
Кроме того, в научных изысканиях все более активно участвуют ведущие вузы - Московский и Санкт-Петербургский университеты, федеральные исследовательские университеты, добавил президент. На его взгляд, «растущие возможности отечественного высшего образования отмечают и иностранные эксперты», поскольку «несколько десятков российских вузов включены в различные международные рейтинги, в 2015 - сразу три российских университета попали в первую сотню лучших в мире по направлению «физические науки».
«Проведена серьезная работа по созданию отечественных исследовательских центров мирового уровня в сфере атомной энергетики, авиации, космонавтики, объединены интеллектуальные, кадровые, материальные ресурсы ведущих организаций, на этой базе образованы федеральные научные центры, которые наделены соответствующими полномочиями и нацелены на проведение масштабных междисциплинарных исследований в области генетики, биотехнологий, химии», - отметил Путин.
Он предложил до конца года сформировать специальные советы по ключевым направлениям взаимодействия науки, образования, бизнеса и государства. «Ключевой принцип реализации стратегии научно-технологического развития - это тесное взаимодействие науки, образования, бизнеса и государства, их общая ответственность за практические результаты, - сказал он. - В этой связи предлагаю по каждому из приоритетных направлений сформировать специальные советы».
По мнению Главы государства, такие советы могут быть узковедомственными, но они не должны замыкаться только на профессиональную научную среду. «Они должны быть широкими по охвату целей и задач», - уточнил он. Путин предложил ввести в состав представителей ведущих научных организаций и вузов, РАН, компаний с государственным участием. При этом он подчеркнул, что принципиально важно привлечь к работе представителей частного бизнеса, особенно малые и средние инновационные компании.
«Прошу Правительство совместно с Российской Академией наук до конца 2016 года сформировать такие площадки и выработать четкие, понятные механизмы их деятельности, которые позволят быстро выходить на конкретные решения и добиваться поставленных целей», - поручил Президент.
Путин призвал научное сообщество активнее заниматься просветительскими проектами. «У нас есть хорошие традиции популяризации научных знаний. И, конечно, нужно использовать этот опыт», - сказал Глава государства. Путин призвал всех российских ученых, преподавателей и представителей бизнеса, связанного с научной средой, «активнее подключаться к просветительским проектам - и в интернете, и на телевидении, в печатных средствах массовой информации». По его словам, нужно рассказывать о достижениях отечественной науки, проводить популярные научные мероприятия на самых разных площадках для людей разных возрастов и профессий.
Путин призвал вывести кооперацию бизнеса и науки на более высокий уровень.
Президент отметил, что есть немало примеров успешного взаимодействия науки и бизнеса. «Наши ученые создают уникальные технологии, а отечественные компании на основе этих технологий выпускают продукцию с высокой добавленной стоимостью, востребованную не только на нашем национальном уровне, но и на внешнем рынке, - сказал он. - Нужно вывести такую кооперацию на более высокий уровень, максимально сократить путь от постановки научных задач до практического внедрения каждой разработки».
По его мнению, необходимо определить конкретные научные и образовательные организации, которые способны выполнять сложные исследования по каждому приоритету, обозначенному в стратегии научно-технологического развития РФ. Важно также учитывать кадровый потенциал и инфраструктуру, которыми обладают такие организации, а также то, какие дополнительные меры необходимо предпринять для их укрепления.
Предложения Президента прокомментировала в интервью «Русской народной линии» заведующая кафедрой информатики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук Ольга Викторовна Китова:
Считаю совершенно правильным управленческий подход, основанный на регулярном измерении и сравнении показателей эффективности деятельности организаций, в том числе вузов и научных институтов. Кстати, в советское время до начала эпохи застоя творчески подходили к оценке эффективности работы предприятий, отдельных подразделений и людей, проводилось соревнование, были цели и плановые показатели, которые должны были выполняться и перевыполняться. Лучших продвигали и награждали, о них знала вся страна. Была построена очень эффективная система науки и образования, тесно связанная с производством, именно поэтому в СССР были такие мощные научно-технические достижения. И хотя в те годы мы не участвовали в рейтинговании вузов по международным критериям, но, тем не менее, наше образование и наша наука очень котировались, намного больше советских журналов переводилось на иностранные языки и индексировалось западными системами научного цитирования, чем это делается сегодня. В СССР училось много студентов из социалистических стран и стран третьего мира.
Считаю, что подход В.В.Путина абсолютно правильный. Надо идти своим путем, надо выстраивать свою систему - и научную, и образовательную, ориентируясь на специфику России. Надо создавать и собственный международно признанный рейтинг вузов, учитывающий лучшие мировые практики в этой области. Существует же Шанхайский рейтинг вузов, и многие эксперты в сфере образования отмечают, что Шанхайский рейтинг системно подходит к оценке университетов и является одним из наиболее объективных в мире.
Это не означает, что нашим вузам не надо участвовать в различных международных рейтингах. Это делать необходимо, ведь наша экономика намного сильнее сегодня интегрирована в мировую, чем это было в СССР. Но надо учитывать, что не всегда западные критерии оценки нам подходят. Например, при оценке академической репутации в рейтинге QS World University Rankings специалисты Quacquarelli Symonds оценивают мнение работодателей из западных компаний с большим весом, чем мнение российских работодателей. Не учитываются научные публикации в большинстве российских журналов, не входящих в международные системы научного цитирования. Конечно, и по объемам финансирования наши университеты сложно сравнивать с ведущими западными вузами. Несмотря на это, наши университеты в международных рейтингах успешно занимают высокие позиции. Например, в рейтинге вузов, составленном британским журналом «Times Higher Education» в 2015 году, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова занял 25-е место. МГУ стал одним из 50-ти лучших университетов мира по ряду специальностей, что следует из рейтинга вузов мира, представленного проектом «QS World University Rankings by Subject», в частности, по специальностям «Лингвистика», «Физика и астрономия», «Математика» и другим.
Наш вуз, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова в декабре 2015 г. первым в России получил четыре звезды QS (QS Stars University Ratings). QS Stars University Ratings – специальный рейтинг компании QS Quacquarelli Symonds, позволяющий студентам и экспертам получить максимально разностороннее впечатление об университете. Аудит РЭУ им. Г.В. Плеханова по методологии QS Stars начался в июле 2015 года, через три месяца после этого результаты аудита были представлены для верификации в международное рейтинговое агентство QS Quacquarelli Symonds. Затем в течение двух месяцев мы предоставляли дополнительную информацию, разъяснения, подтверждающие документы, согласовывали процедуры верификации. Следует отметить, что по некоторым категориям рейтингования мы получили пять звезд, это - качество обучения, трудоустройство выпускников, дистанционное/онлайн обучение. По результатам аудита РЭУ им. Г.В. Плеханова получил 4 звезды QS Stars, став при этом первым и пока единственным вузом в России, который получил столь высокую итоговую оценку. Всего в мире 22 вуза имеют 4 звезды QS Stars, РЭУ им. Г.В. Плеханова стал двадцать третьим вузом в мире, а 5 звезд QS Stars также имеют не так много университетов. При этом аудиторы очень внимательно все изучали – нашу инфраструктуру, учебные классы, столовые, библиотеку, возможности для инвалидов, состав студентов и преподавателей, им были предоставлены данные о десятках тысяч наших выпускников. Когда эксперты приехали и ознакомились, то им ничего не оставалось, кроме как признать, что РЭУ им. Г.В. Плеханова — 4-х звездочный вуз.
Но западная специфика в критериях рейтингования, так сказать, либеральный подход проявился и здесь. Например, в категории рейтингования «инклюзивность» мы получили всего 3 звезды. Этот показатель предполагает возможности обучения для меньшинств. Что касается инвалидов, тут мы согласны, и у нас есть и пандусы для инвалидов, и оборудование для слабослышащих и слабовидящих. С национальными и религиозными группами в нашем вузе тоже все в порядке. У нас учатся люди разных национальностей, православные и мусульмане. А сексуальные меньшинства? Наш университет получил «0» по гендерному показателю. Они написали, что у нас гендерная дискриминация, потому что у нас всего два гендера — женщины и мужчины, причем женщин у нас больше – 68 %. Нужны нам такие баллы, такой показатель? Думаю, что нет.
В целом же западные рейтинги, западные подходы к науке и образованию в силу их специфики нам не всегда подходят. Что касается гуманитарных наук, то они очень политизированы, это касается особенно экономики и истории. Не секрет, что в области истории Запад пытается на уровне научных публикаций и на политическом уровне пересмотреть итоги Второй мировой войны. Принижается роль Советского Союза, продолжаются попытки идеологического переформатирования России и стран СНГ. Поэтому нечего удивляться, что они нашу историю видят по-своему. Достаточно взять известный учебник по истории, изданный в 90-годы, который спонсировал Фонд Сороса. Там про Великую Отечественную войну одна или две страницы, все остальное - про сталинские репрессии. Такая история России нам не нужна. Кстати, демонизация России началась не в ХХ веке, еще Британская империя начала активно осуществлять ее в XIX-м веке, создавая образ отсталой русской нации.
То же самое в экономике, западные экономисты не видят ничего, кроме «экономикс», у них есть темы-табу, о которых нельзя писать. Например, нельзя писать об истинной природе, причинах и следствиях современного мирового экономического кризиса, о трансформации мировой финансово-экономической системы. Поэтому статьи российских ученых в некоторых областях истории и экономики просто не принимают к публикации западные научные журналы.
В целом же от западных рейтингов и подходов надо взять все разумное, что у них есть, и идти своим путем. У нас есть рейтинговое агентство «Эксперт РА», которое регулярно проводит рейтингование российских вузов. Этот опыт надо расширять и пропагандировать, привлекать к участию в наших рейтингах университеты из других стран. Это работу необходимо поддержать на государственном уровне, уделять ей больше внимания. Это обязательно принесет свои плоды: увеличится экспорт образовательных услуг, улучшится репутация наших университетов и страны в целом.