Смущающая новация или недоразумение?

Профессор Валентин Семёнов просит священнослужителей высказаться по поводу поминовения иноверцев и инославных в храмах Русской Православной Церкви

Дорогие отцы! Батюшки-авторы и читатели РНЛ! 

Прошу Вас высказать Ваше отношение к противоречию, возникшему в церковной практике, с которым мои близкие, друзья и я неоднократно сталкивались. В одних наших петербургских и московских храмах, как и прежде, нельзя поминать на молебнах и панихидах усопших, принадлежащих к иным вероисповеданиям (иноверцев и инославных), а в других - это делать можно. Почему так происходит? Разные священники по-разному отвечают на вопросы, связанные с поминовением в храмах Русской Православной Церкви людей, принадлежащих к иным конфессиям. Конечно, это вводит в смущение наиболее чутких прихожан. 

Некоторые думают, что это какие-то новые тенденции в церковной жизни, которые они пропустили по своей консервативности. Другие видят в этом чей-то субъективный волюнтаризм и экуменические аномалии. В общем, возникают закономерные душевные нестроения. 

Прошу Вас, дорогие отцы, от имени целого ряда обеспокоенных православных людей разъяснить сложившуюся ситуацию и указать, как на неё следует реагировать преданным чадам нашей Православной Церкви. 

Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

63. Ответ на 62., Александрс.:

Коммунисты разные были, были нормальные порядочные люди. Которые во всяком случае не богохульствовали. Среди беспартийных тоже мерзавцев хватало. Думаю, в каждом конкретном случае надо с духовником решать отдельно.

М.Яблоков / 29.01.2016

62. Ответ на 58., М.Яблоков:

Крещеный, но не просвещенный - это одно, к сожалению, таких большинство сейчас. А крещеный, но при этом, перешедший в баптизм, или крещеный, но при этом явный богохульник - это все же другое. Поэтому все делается с благословения духовника. Духовник был бы православный и традиционный... Найти такого духовника - бОльшая проблема, чем та, которую вы указали.

Простите, Михаил, ещё последний вопрос. Представляю, как тяжело и ответственно отвечать на подобные вопросы. Бог да укрепит Вас. Вот, возьмем коммунистов. Они же по определению сознательные атеисты, сознательно не признающие Христа, не правда ли? (Прошу Бога простить меня за вымышленный пример с моим дедом. А то получается, что я оклеветал своего родственника. Это было мной сделано не подумавши, для яркости примера.)

61. Ответ на 59., М.Яблоков:

В Румынской Православной Церкви , кстати, уже причащаются "антихалкидониты" (так их здесь называют).Еретики, тем более которые преданы анафеме Вселенскими Соборами, чужды благодати. Такое причастие не является таинством, а попранием таинства. Это страшный смертный грех, грех против Церкви Христовой и благодати, за который непременно придется ответить на Страшном Суде.

Согласен, Михаил. Правильно ли я сделал, что вышел из этого прихода? Ведь, причащаясь с еретиками, мы становимся с ними одним тело. И одним телом со Христом, что есть нонсенс, не правда ли? Помнится, когда-то давно здесь на форуме была дискуссия об экуменических молитвах. Тогда мне посоветовали не проявлять слишком ретивую «ревность не по Бозе» и не бежать впереди паровоза. И был ещё пример, что Иоанн Златоуст до поры до времени литургисал вместе с Федором Мопсуэтским. Так вот, теперь пришло ли время выйти из их среды?

60. Ответ на 58., М.Яблоков:

Крещеный, но не просвещенный - это одно, к сожалению, таких большинство сейчас. А крещеный, но при этом, перешедший в баптизм, или крещеный, но при этом явный богохульник - это все же другое. Поэтому все делается с благословения духовника. Духовник был бы православный и традиционный... Найти такого духовника - бОльшая проблема, чем та, которую вы указали.

Спасибо за ответ. Я так же думаю. С духовниками православными и традиционными одновременно - большая проблема. И осторожность большая нужна. Поэтому с приходскими батюшками на Исповеди - только о своих грехах, а после - только о духовном...

М.Е. / 29.01.2016

59. Ответ на 56., Александрс.:

В Румынской Православной Церкви , кстати, уже причащаются "антихалкидониты" (так их здесь называют).

Еретики, тем более которые преданы анафеме Вселенскими Соборами, чужды благодати. Такое причастие не является таинством, а попранием таинства. Это страшный смертный грех, грех против Церкви Христовой и благодати, за который непременно придется ответить на Страшном Суде.

М.Яблоков / 29.01.2016

58. Ответ на 57., М.Е.:

Крещеный, но не просвещенный - это одно, к сожалению, таких большинство сейчас. А крещеный, но при этом, перешедший в баптизм, или крещеный, но при этом явный богохульник - это все же другое. Поэтому все делается с благословения духовника. Духовник был бы православный и традиционный... Найти такого духовника - бОльшая проблема, чем та, которую вы указали.

М.Яблоков / 29.01.2016

57. М. Яблокову

Уважаемый Михаил, согласен с тобой относительно нераскаянных грешников и все же. Когда трагически на работе погиб мой кровный отец (еще в советское время), он был, наверное, неверующим, но крещенным. Я в то время сам еще не был крещенным (учился в институте, был комсомольцем), но точно помню, что его отпели, венчик на голове, крест и пр. Как же мне не поминать моего родителя на проскомидии? Мама моя приснопамятная Параскева (пришла к вере в старости) причастилась Христовых Таин за 4 дня до смерти в день Всецарицы, Которой читала акафист последний год почти ежедневно. Как же мне не поминать их вместе на проскомидии, родителей моих? Или одну можно, а другого только на панихиде и в частных молитвах? Церковь по икономии дозволяет поминать всех отпетых усопших, крещенных в Православии, и думаю, мы не погрешаем, подавая заказные обедни или поминая их у жертвенника. Господь видит наше расположение, видит, что мы молим его о милости к нашим ближним и к заповедавшим нам молиться о них. Ему - Суд, ему решать, а нам только просить и уповать на милость Его. Богу нашему слава во веки веков!

М.Е. / 28.01.2016

56. Ответ на 53., М.Яблоков:

В Румынской Православной Церкви , кстати, уже причащаются "антихалкидониты" (так их здесь называют).

55. Ответ на 54., М.Яблоков:

Я про крещенных и говорю. Вот, например, мой дед. Председатель колхоза, сотрудник НКВД. Умер без отпевания. А кого в то время отпевали ? Попробовали бы отпеть! Да и где священника взять? На 500 км в радиусе ни церкви ни, попа. Сам же всех и отправил по этапу и церкви разрушил или под склады. А тот, по чьему приказу все это делалось, тот отпет как полагается, честь по чести, чин по чину. Собором митрополитов. Их хоть и собрали под дулом пистолета, но всё-таки как-никак отпели. Теперь он во святых. Как-то не очень логично, не находите? Или как Вы выразились в прошлом комменте "по блату в рай пролезть". А можно ли мне взять землицу с могилы деда и заказать заочное отпевание по умеренной расценке? Вот и получится: "кому свяжется, а ему отпустится".

54. Ответ на 52., Александрс.:

И ещё: а нельзя ли подать список, а Господь сам разберётся, кто достоин,а кто нет? Я лично ему доверяю это лучше чем самому себе.

Господь даровал Церкви власть вязать и решить.

М.Яблоков / 28.01.2016

53. Ответ на 52., Александрс.:

Здесь в основном, конечно, шла речь о живым, а не об усопших. Однако Церковь осуждает явный грех. И это вполне конкретные вещи, не абстракция. В практике всех крещеных отпевают. Однако есть, например, прецеденты, когда отказывали отпевать тех, которые сами заповедовали себя кремировать. В Румынской Православной Церкви был прецедент, официально отказали в отпевании какому-то режиссеру. Если человек сам себя заповедовал кремировать, то он неправославный. Это просто пример. Как, например, еще можно отпевать крещеного в Православии, но перешедшего в баптизм и в баптизме умершего? Есть такие грехи, которые прощаются только в таинстве исповеди.

М.Яблоков / 28.01.2016

52. Ответ на 51., М.Яблоков:

Михаил, извините, ещё один вопрос остался не отвеченым. Его задала матушка Ксения, но я тоже ждал ответа на него, поскольку он и меня волнует. Вы, наверное, не заметили его. Итак, я сформулирую вопрос в моем варианте: Кто определяет достоин ли усопший поминовения на проскомидии? Жил ли он в явных грехах и нераскаянный отошел ко Господу? Кто знает это? "Мы видим грехи его, а покаяния не видим. Мы осуждаем его, а Господь давно простил уже. " Вы говорите, "если его отпел традиционный законный священник". Ну, так это не трудно найти такого. Значит можно подавать ? И ещё: а нельзя ли подать список, а Господь сам разберётся, кто достоин,а кто нет? Я лично ему доверяю это лучше чем самому себе.

51. Ответ на 50., Ксения Балакина:

Матушка, речь не идет о прекращении молитвы, а о прекращении молитвы на проскомидии. Посмотрите ссылку из комментария N30. Там консенсус патрум по данному вопросу. Что касается второго, то, например, блж. Феофилакт любой нераскаянный грех называет смертным.

М.Яблоков / 26.01.2016

50. Ответ на 36., М.Яблоков:

Дорогая матушка ) Если Вы внимательно посмотрели, то это изречение принадлежит святителю Симеону Солунскому. Я лишь только повторил, да и то со слов свящ. С.Карамышева. Как можно было бы это прокомментировать? Думаю, что так и есть как написано. Если человек живет в ЯВНОМ грехе, например, т.н. "гражданский брак", т.е. блуд, то его нельзя поминать на проскомидии. Что касается более тонких жизненных вопросов, то следует руководствоваться благословением православного традиционного духовника. Но никак не заниматься самочинием, чтобы не попасть под осуждение Божие. Проскомидия - это не шутки. Как и слова святого литургиста.

С другой стороны, мнение Церкви не есть мнение одного отдельно взятого святого, а согласное мнения святых отцов. Меня что смущает? Вы когда-нибудь в письмах святых отцов встречали в ответ на жалобы людей о грехопадениях их ближних – решительный совет прекратить их поминать на проскомидии? Я ни разу, в том числе у праведного Иоанна Кронштадтского, жившего во время повального вероотступничества. Почему? Может, как раз потому, что нельзя прекращать молитвы за согрешающих ближних? Это первое. Второе. Прокомментируйте, пожалуйста, следующее:

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.» (1-е Иоанна 5:16,17) «Грех к смерти» и «грех не к смерти» — это понятия ключ к уразумению разницы в них — это фраза: «Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти». То есть, любой нравственно неправедный поступок (нарушение Закона Божьего в той или иной форме) есть «грех не к смерти». Слова «всякая неправда» соответствуют нашему обычному пониманию слова «грех». Поэтому Иоанн и пишет, чтобы мы молились о согрешающих, чтобы у них открылись глаза и они пришли к покаянию. Тогда Бог даст им жизнь. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» (1-е Иоанна 1:9) Грех к смерти – это ересь, как говорит свт. Игнатий.: «Сущность всякой ереси – богохульство.», «Церковью предается анафеме какое-либо учение – это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей.» «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (От Матфея 12:31)

P.S. Меня заинтересовала эта тема, т.к. я раньше вообще не задавалась такими вопросами.

49. Ответ на 48., Олег В:

Вы в очередной раз ведете себя как баба.

М.Яблоков / 26.01.2016

48. ответ 41, О.В.Коршунов:

- Эти и подобные глаголы из вашего комментария, уважаемый Олег В., уместнее было бы передать лично "Мише", если вы так близко знакомы. Что касается обсуждаемого здесь вопроса, то они неуместны, и вызывают у читателей только недоумение: что за отповедь одному из самых интересных форумчан РНЛ? Какая-то гордыня и проч. - это его личные грехи, если они есть. Мы-то и форум в целом здесь при чем? Оставьте этот стиль, здесь православная беседа, в которой могут, конечно, проявиться и ереси, чтобы выявились искуснейшие борцы с ними. И М.Яблоков - один из них. Дай Бог ему и впредь духа рассуждения. Подобные глаголы укоризны Мише, с которым знакомы по форуму, лично и передал. Уместны они или неуместны ему решать. А искуснейшего борца с ересями, кто бы он не был, дабы он не возгордился и не отпал от Церкви, негоже ставить в разряд богоподобных, тем более, от лица "мы", на православном сайте. Насчет того, чтобы Господь впредь дал борцу с ересями истинного духа рассуждения, с этим согласен. Без этого дара - два шага до того, чтобы самому не оказаться в ереси. Вашими же устами и желаю всем борцам с ересями ИСТИННОГО духа рассуждения, который не выставляет напоказ СВОИ богословские познания, а скромен и безпристрастен в своем суждении о них.

Аноним / 25.01.2016

47. Ответ на 46., РодЕлена:

Я ценю Вашу интуитивную харизматичность, Леночка, но святитель Симеон Солунский уже святой, а Вы пока еще нет )

М.Яблоков / 25.01.2016

46. Ответ на 19., М.Яблоков:

Только не на проскомидии.

Нужно соблюдать чистоту обряда и поминать на проскомидии только крещеных. Это чистота обряда. Что касается чистоты веры - можно поминать и молиться за всех, кого ЛЮБИШЬ. Это твои личные отношения с Богом. Но только тогда быть готовым к плате. Теперь что касается чистоты веры народа - соборная молитва - и поминальная и о здравии - не может противоречить церковному учению. Церковное учение не может быть аннулировано, как произошло в 1916 году с учением о Царской власти. Это корень бед.

РодЕлена / 25.01.2016

45. Ответ на 43., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Трудно не согласиться...

М.Яблоков / 25.01.2016

44. Ответ на 42., Олег Владимирович Коршунов:

Отче, прости, но все это не о том.

Не настаиваю. Ваше точка зрения - это всего лишь Ваша точка зрения.

43. Ответ на 40., М.Яблоков:

Как вот таких поминать на проскомидии, отче?"Ксему же научати прихожан, чтобы ко отцем духовным на исповедание, мужи и жены и их дети, приходили почасту, паче же въ четыре святыя посты, и по разсуждению отцев духовных Пречистых Таин приятия, тела и крове Христовы, себя не лишали... Аще кто пребудет целой год без исповедания, кроме путешествий и нужных случаев, а случится ему смертный час, и такова у церкви не погребати и последования усопших христиан над таковым не пети: зане таковый, жив сый, удалил есть себе божественныя церкви."(Большой Московский Собор 1666-67 г.).

Я бы мог многое из канонов привести. Но вопрос не ко мне. Есть Патриарх и архиереи. Что будет со священником, если он строго канонически станет отпевать? И много ли найдётся тех, кого можно отпевать? представляете, что

42. Ответ на 28., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Такие аргументы в пользу поминовения абы кого в Церкви свойственны митингам и атеистическим лекциям о церковном мракобесии. Особенно печально участие в них на той стороне священника, надеюсь, одинокого. Ну, считайте нас и бедного Апционова мракобесами, если по другому не получается. Но сдавать святоотеческое наследие мы не будем.1. «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27-28). 2. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 33-34).И в первом, и во втором случае имеет место молитва.Если Христос благословляет нас на молитву за недругов и показывает личный пример этого, то не обязаны ли мы тем паче молиться за близких и родных?Думайте.

Отче, прости, но все это не о том.

41. Ответ на 26., Олег В:

Миша, ты бы язык свой попридержал... А сейчас не мельтеши перед собранием себе подобных -, молод еще от лица Церкви говорить. Подрости чуток!

Эти и подобные глаголы из вашего комментария, уважаемый Олег В., уместнее было бы передать лично "Мише", если вы так близко знакомы. Что касается обсуждаемого здесь вопроса, то они неуместны, и вызывают у читателей только недоумение: что за отповедь одному из самых интересных форумчан РНЛ? Какая-то гордыня и проч. - это его личные грехи, если они есть. Мы-то и форум в целом здесь при чем? Оставьте этот стиль, здесь православная беседа, в которой могут, конечно, проявиться и ереси, чтобы выявились искуснейшие борцы с ними. И М.Яблоков - один из них. Дай Бог ему и впредь духа рассуждения.

40. Прот. А.Васькину:

Как вот таких поминать на проскомидии, отче? "Ксему же научати прихожан, чтобы ко отцем духовным на исповедание, мужи и жены и их дети, приходили почасту, паче же въ четыре святыя посты, и по разсуждению отцев духовных Пречистых Таин приятия, тела и крове Христовы, себя не лишали... Аще кто пребудет целой год без исповедания, кроме путешествий и нужных случаев, а случится ему смертный час, и такова у церкви не погребати и последования усопших христиан над таковым не пети: зане таковый, жив сый, удалил есть себе божественныя церкви." (Большой Московский Собор 1666-67 г.).

М.Яблоков / 25.01.2016

39. М.Яблоков

А не может ли быть, что эти новшества и искажения вводятся для того, чтобы удобнее оправдать Ленина и Сталина? Если можно отпевать кого попало, если новомученики, как сказал один из участниов форума, молятся о Сталине, если они верят, что кодекс строителя коммунизма – это евангельские заповеди, тогда очень удобно можно оправдать и СССР. Вот почему они так не любят упоминания о том, что СССР был богоборческим и оттого обреченным. Для них это все неважно. Можно было бы объяснить это невежеством. Но вдруг все хуже? Те, первые коммунисты, слишком резво взялись за дело и появились новомученики и исповедники. Но сейчас, когда их стараниями народ очень слабо разбирается, они хотят соблазнить его псевдористианской коммунистической ересью. Как у Достоевского. А любимое рассуждение у них такое – посмотрите, как я прекрасен! А ведь совок!

Lucia / 25.01.2016

38. Ответ на 31., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Прекращайте свою немощную и несовершенную "любовь" ставить выше Любви Божией! Почему ставите?

Не нужно себя считать милосерднее Бога. Имеется в виду сторонников спасения вне Церкви.

М.Яблоков / 25.01.2016

37. Ответ на 29., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Отлученных от Церкви и не покаявшихся не отпевают.Не покаявшихся отпевают сплошь и рядом. Даже отпевают не крещенных, а "погруженных". И самоубийц.Вы просто не знаете ситуацию изнутри.

Но это же нарушение?

Lucia / 25.01.2016

36. Ответ на 35., Ксения Балакина:

Дорогая матушка ) Если Вы внимательно посмотрели, то это изречение принадлежит святителю Симеону Солунскому. Я лишь только повторил, да и то со слов свящ. С.Карамышева. Как можно было бы это прокомментировать? Думаю, что так и есть как написано. Если человек живет в ЯВНОМ грехе, например, т.н. "гражданский брак", т.е. блуд, то его нельзя поминать на проскомидии. Что касается более тонких жизненных вопросов, то следует руководствоваться благословением православного традиционного духовника. Но никак не заниматься самочинием, чтобы не попасть под осуждение Божие. Проскомидия - это не шутки. Как и слова святого литургиста.

М.Яблоков / 25.01.2016

35. Ответ на 14., М.Яблоков:

Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел».

Доброго времени суток, Михаил. Возник вопрос. Про иноверцев все понятно – поминать на литургии нельзя однозначно. А вот цитируемый фрагмент вызвал вопрос. Кто должен решать, можно или нет подавать записку на проскомидию? Тот, кто пишет записку? Но тогда он становится судьей своим ближним, а имеем ли мы на это право, по большому счету? И что значит «явно грешат»? У меня на памяти множество молодых людей, которые, придя в подростковый и юный возраст, будучи крещеными во младенчестве, очень сильно отошли от Церкви, наломали кучу дров, совершили множество ошибок, вплоть до бунта против Веры своих родителей. Родителям нужно было перестать поминать их на литургии? В какой момент? Еще совсем недавний пример: у молодой женщины погиб муж. Остались два маленьких ребенка. И она очень сильно ропщет и обижается на Бога вплоть до сомнения в Его существовании. Перестала ходить в храм. За нее тоже нельзя подавать записки? Мне однажды встретилась мысль, что нельзя подавать записки за тех, кто отлучен от Церкви (или хотя бы если этот человек гласно отлучен от причастия). За всех остальных – записки подавать можно. Может, не наше дело мерить грехи ближних? ---------- Еще вопрос вызывает следующие слова: «Потому что приношение служит им к осуждению». Т.е. Господь накажет их еще больше, потому что, кто-то подал за них записку на проскомидию? У меня есть знакомая, которая в Бога верует, но греховных привычек не оставляет. Так она мне говорит: «Ты за меня не молись. Ты за меня молишься, а у меня от этого только несчастья случаются. Пока никто за меня не молился, все хорошо было». Так что ли? P.S. Радостно видеть статьи, поднимающие богословские вопросы и вопросы церковной жизни. А то уже складывается впечатление, что кроме Сталина и православного социализма никого ничего больше не интересует.

34. Ответ на 28., Александрс.:

Очень хорошая ссылка. Спасибо.

М.Яблоков / 25.01.2016

33. Ответ на 26., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

А вы знаете святоотеческое толкование на это место из Евангелия? )

М.Яблоков / 25.01.2016

32. Ответ на 21., М.Яблоков:

Прекращайте свою немощную и несовершенную "любовь" ставить выше Любви Божией! Есть такие, которые свободно и сознательно себя противопоставили Богу и Его божественной и истинной Любви. Такие НЕ поминаются на проскомидии литургии. Они вне Церкви Христовой.

Спаси, Господи, брате! Действительно возопиешь прочтя все эти бредни.

31. Ответ на 21., М.Яблоков:

Прекращайте свою немощную и несовершенную "любовь" ставить выше Любви Божией!

Почему ставите?

30. Re: Смущающая новация или недоразумение?

Уважаемые Алционов и Михаил. Помимо ваших аргументов просмотрел несколько статей о проскомидии со ссылками на Святых отцов. Вы были правы. Прошу простить меня. И не соблазняться моими словами. Для меня это было неожиданным открытием. Вот одна из ссылок: http://orthodox-magazine.ru/numbers/at430 Спаси Господи всех. "Блюдите како опасно ходите!" -- это я про себя. Envoyé de mon iPhone

29. Ответ на 24., М.Яблоков:

Отлученных от Церкви и не покаявшихся не отпевают.

Не покаявшихся отпевают сплошь и рядом. Даже отпевают не крещенных, а "погруженных". И самоубийц. Вы просто не знаете ситуацию изнутри.

28. Ответ на 17., Олег Владимирович Коршунов:

Такие аргументы в пользу поминовения абы кого в Церкви свойственны митингам и атеистическим лекциям о церковном мракобесии. Особенно печально участие в них на той стороне священника, надеюсь, одинокого. Ну, считайте нас и бедного Апционова мракобесами, если по другому не получается. Но сдавать святоотеческое наследие мы не будем.

1. «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27-28). 2. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 33-34). И в первом, и во втором случае имеет место молитва. Если Христос благословляет нас на молитву за недругов и показывает личный пример этого, то не обязаны ли мы тем паче молиться за близких и родных? Думайте.

27. Ответ на 13., М.Яблоков:

Это вы о чем?

Читайте Евангелие.

26. ответ20, М.Яблоков:

- Вы свое плотское мудрование оставьте за пределами форума, хорошо? Или вам святые отцы не авторитет? - Тогда вам к гностику Швецову. Миша, ты бы язык свой попридержал, а то как бы самому из разряда великих церковно-канонических экспертов в ряды отпавших от Церкви не попасть. Господь и такое попускает дюже ретивым не по разуму ревнителям, дабы гордыню их усмирить. Тебя видать, святоотеческие учения мало чему научили, коль всех направо и налево нравоучаешь, а самому о себе не даешь труда озаботиться. Когда тебя канонизируют, тогда и канонические разговоры будем вести. А сейчас не мельтеши перед собранием себе подобных -, молод еще от лица Церкви говорить. Подрости чуток!

Аноним / 25.01.2016

25. Ответ на 23., М.Яблоков:

Так мы придем к мнению, что и товарища Льва Толстого не нужно было лишать христианского погребения...Он же сатанист. Какое ему христианское погребение...

В том-то и дело. но ведь до сих пор некоторые личности стонут и требуют. Им про свободу воли не втолковать. Думают, по блату устроить.

Lucia / 24.01.2016

24. Ответ на 22., Lucia:

Здесь вопрос о том, что нам об этом известно. Толстой не покаялся. Обратное никто не утверждал. Его не отпевали. Отлученных от Церкви и не покаявшихся не отпевают.

М.Яблоков / 24.01.2016

23. Ответ на 22., Lucia:

Так мы придем к мнению, что и товарища Льва Толстого не нужно было лишать христианского погребения...

Он же сатанист. Какое ему христианское погребение...

М.Яблоков / 24.01.2016

22. М.Яблоков

Так мы придем к мнению, что и товарища Льва Толстого не нужно было лишать христианского погребения...

Lucia / 24.01.2016

21. Всем:

Прекращайте свою немощную и несовершенную "любовь" ставить выше Любви Божией! Есть такие, которые свободно и сознательно себя противопоставили Богу и Его божественной и истинной Любви. Такие НЕ поминаются на проскомидии литургии. Они вне Церкви Христовой.

М.Яблоков / 24.01.2016

20. Ответ на 16., Олег В:

Вы свое плотское мудрование оставьте за пределами форума, хорошо? Или вам святые отцы не авторитет? - Тогда вам к гностику Швецову.

М.Яблоков / 24.01.2016

19. Ответ на 18., РодЕлена:

Только не на проскомидии.

М.Яблоков / 24.01.2016

18. Ответ на 10., М.Яблоков:

Как можно, отвергающих Христа, поминать на проскомидии?! Для этого нужно, как минимум, знать что такое проскомидия.

Чистоту обряда нужно соблюдать и просить помина только крещеных. Однако кроме обряда есть отношения души с Богом и святыми. Здесь со-вестью Бога. Можно поминать всех и молиться обо всех, но только быть готовым к плате.

РодЕлена / 24.01.2016

17. Аргументы еще те

Такие аргументы в пользу поминовения абы кого в Церкви свойственны митингам и атеистическим лекциям о церковном мракобесии. Особенно печально участие в них на той стороне священника, надеюсь, одинокого. Ну, считайте нас и бедного Апционова мракобесами, если по другому не получается. Но сдавать святоотеческое наследие мы не будем.

16. ответ 12, Александрс:

- Вот у одной матери сын пропойца. Не просыхает. Несколько раз из петли его вытаскивали. Обсценная лексика (как сейчас модно употреблять умные словеса). К Богу индифферентен (даже в светлые промежутки не заморачивается об этом). Ну, и т.д. и т.п. — Может ли мать, бедная, самозабвенная, несчастная, искренняя христианка, подавать за него, просить Церковь молиться »единым сердцем и едиными устами» за несчастного собрата — да отвратится от пагубной страсти. Извините, что вмешиваюсь. Мать непременно должна молиться о своем дитя, каким бы пропойцем он ни был. Если сын крещен, заказывать молебны перед иконой "Неупиваемая чаша"; подавать записки на проскомидию по благословению священства; Молиться святому праведному Иоанну Крондштатскому. Церковь земная и небесная молится о таких потерянных душах по вере ближайших роственников, тем более и вероятней всего, что на долю такого сына-пропойцы выпала участь отрабатывать родовые грехи. Как же Церковь может оставить такую душу без своей помощи??

Аноним / 24.01.2016

15. Ответ на 12., Александрс.:

На проскомидии поминаются только рабы Божии, как Христос сказал: "Где Я, там и слуга Мой будет." (Ин,12,26). А вот святые отцы об этом: "Где Христос, там и Кафолическая Церковь." (сщмч. Игнатий Богоносец). "По возложении на божественный жертвенник покланяемых Даров, чрез которые изображается и приемлется Христос, немедленно производится воспоминание святых, представляющее нераздельное, премирное и священное их единство с Богом." (сщмч. Дионисий Ареопагит).

М.Яблоков / 24.01.2016

14. Ответ на 12., Александрс.:

Свящ.Сергий Карамышев привел слова свт. Симеона Солунского: «...прежде всего – за архиерея, т.к. он есть источник священства. Потом – за весь священнический чин... Далее – за православных Царей, защитников благочестия, за спасение их и за христолюбивый народ... Здесь нет места неверным и иномудрствующим. Что общего у света с тьмою? Сказано, что ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их. Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел». 1. Сталина однозначно можно поминать, так как над ним совершались отпевание и панихиды. Кроме того имеются сведения, что он покаялся перед смертью у одного из иерархов РПЦ. Остальных, указанных Вами лиц, не отпевали и нет никакой информации об их покаянии. Значит, поминать нельзя, так как безбожники. 2. На проскомидии нельзя. Слова свт. Симеона Солунского никто не отменял. А там... как духовник благословит. Лишь бы духовник был православный и традиционный. Вот такого сейчас найти - непростое дело.

М.Яблоков / 24.01.2016

13. Ответ на 11., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

А как же благословение Христа, прозвучавшее на Кресте?

Это вы о чем?

М.Яблоков / 24.01.2016

12. Ответ на 10., М.Яблоков:

Как можно, отвергающих Христа, поминать на проскомидии?! Для этого нужно, как минимум, знать что такое проскомидия.

Добрый день, Михаил. Весьма кстати Вы зашли сюда. Очень ценю Ваше мнение и надеюсь получить грамотные убедительные разъяснения, почти всегда опирающиеся на Святых отцов. Как, например, на соседней ветке о первородном грехе. Здешняя тема очень важна как для всех, так и, особенно, для нас, живших при Советской власти и имевших среди близких и родственников « пламенных революционеров» (как ярко выразился уважаемый Алционов), коммунистов, атеистов… Не обессудьте за может быть наивные вопросы. 1. Можно ли подавать на проскомидию: а) за коммунистов, б) за атеистов, в) за « пламенных революционеров», г) конкретно за Берию, Сталина, Ленина (здесь на линии, я думаю, многие не только молятся за них, но и им ). По умолчанию имеется в виду, что все эти люди с детства крещены, в своем розовом безоблачном детстве, отрочестве и юности искренне веровали, исповедовались, причащались, пели в церковном хоре, а некоторые даже учились в семинариях. Ну а затем случилось то, что случилось… 2. Вот у одной матери сын пропойца. Не просыхает. Несколько раз из петли его вытаскивали. Обсценная лексика (как сейчас модно употреблять умные словеса). К Богу индифферентен (даже в светлые промежутки не заморачивается об этом). Ну, и т.д. и т.п. — Может ли мать, бедная, самозабвенная, несчастная, искренняя христианка, подавать за него, просить Церковь молиться »единым сердцем и едиными устами» за несчастного собрата — да отвратится от пагубной страсти. Спаси Господи, Михаил. Не пожалейте затраченного времени — оно не пропадет без пользы. Александр.

11. Ответ на 8., Алционов:

Спаси Господи вас батюшка! Если Бог даст и окажусь у вас на Литургии, то подам обязательно. Однако, нарушать благословения своего духовника, простите, не стану.

А как же благословение Христа, прозвучавшее на Кресте?

Наконец, келейная молитва разве уже не молитва?

Молитва. Но ведь Литургию совершает Сам Спаситель! Кто мы, и кто Он7!

10. Re: Смущающая новация или недоразумение?

Как можно, отвергающих Христа, поминать на проскомидии?! Для этого нужно, как минимум, знать что такое проскомидия.

М.Яблоков / 24.01.2016

9. Ответ на 4., Алционов:

Уважаемый Алционов. Спасибо, что ответили. Ничего бы не имел против Вашего духовника, но ведь Вы знаете, что священники такие же простые люди как и мы. И им также свойственно ошибаться. Сказал я это лишь потому, что ошибки в таких ситуациях могут быть очень опасными и чреваты серьезными последствиями. Это не мое субъективное мнение (упаси Боже), а просто обычные правила о церковном поминовении. Всем для исполнения. И батюшкам и прихожанам. Запрещается церковное поминовение инославных, анафематствованных, самоубийц и т.д. Можете посмотреть сами. Ваша бабушка ни в одну из этих категорий не входит. Это кратко. Если на то будет Ваше благорасположение, имею еще что сказать на Ваш комментарий. Поверьте, что я написал Вам потому, что меня очень тронула судьба Вашей бабушки, которой отказали в церковном поминовении, а также в отпевании и даже в христианском погребении. Спаси Господи.

8. Ответ на 5., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Позвольте мне ответить Вам. Вы просто обязаны молиться за своих родственников!!! Слышите?!Подавайте записки на Литургию!Вашей бабушке открыто уже то, что нам неведомо. Молитесь за неё!!!

Спаси Господи вас батюшка! Если Бог даст и окажусь у вас на Литургии, то подам обязательно. Однако, нарушать благословения своего духовника, простите, не стану. Наконец, келейная молитва разве уже не молитва?

Алционов / 23.01.2016

7. Ответ на 4., Алционов:

вместо со всеми

вместе со всеми

Алционов / 23.01.2016

6. автору

Дорогой Валентин Евгеньевич! Скажу просто: молитесь! Подавайте записки на Литургию. Это наш христианский долг - молитва за усопших. В противном случае, какие мы христиане? Правда, есть ограничения. Мы обязаны молиться за тех, кто хотя бы номинально остался в рамках Православия.

5. Ответ на 4., Алционов:

Бог простит. Моя бабушка не только всей своей жизнью, пламенным революционным деланьем отвергла Христа, она перед самой смертью просила не скрестить ей руки в гробу. Руки ей скрестили, но отпевать не стали. Может церковь поминать усопшего, который не был ее членом и не был по чину захоронен? Это ведь делается не в осуждение, а как раз в соблюдение канона. Задайте этот вопрос вашему духовнику. Если он вам откажет, а вам очень хочется, то вы можете, как и в любых других случаях, когда вам священник отказал в благословении, поступить самочинно, но будет ли это правильно для члена церкви. Не есть также правильно бегать от одного священника к другому, прося благословения. Благословляться надо у своего духовника, который знает вас и обстоятельства вашей жизни.Я же поступил в данном случае по благословению - поминаю свою бабушку келейно, каждое утро вместо со всеми, сам читаю о ней литию вместо панихиды и конечно же подаю милостыню.

Позвольте мне ответить Вам. Вы просто обязаны молиться за своих родственников!!! Слышите?! Подавайте записки на Литургию! Вашей бабушке открыто уже то, что нам неведомо. Молитесь за неё!!!

4. Ответ на 3., Александрс.:

Бог простит. Моя бабушка не только всей своей жизнью, пламенным революционным деланьем отвергла Христа, она перед самой смертью просила не скрестить ей руки в гробу. Руки ей скрестили, но отпевать не стали. Может церковь поминать усопшего, который не был ее членом и не был по чину захоронен? Это ведь делается не в осуждение, а как раз в соблюдение канона. Задайте этот вопрос вашему духовнику. Если он вам откажет, а вам очень хочется, то вы можете, как и в любых других случаях, когда вам священник отказал в благословении, поступить самочинно, но будет ли это правильно для члена церкви. Не есть также правильно бегать от одного священника к другому, прося благословения. Благословляться надо у своего духовника, который знает вас и обстоятельства вашей жизни. Я же поступил в данном случае по благословению - поминаю свою бабушку келейно, каждое утро вместо со всеми, сам читаю о ней литию вместо панихиды и конечно же подаю милостыню.

Алционов / 23.01.2016

3. Ответ на 2., Алционов:

Простите, а как Вы определили, что Ваша бабушка отвергла Христа? Она что, приняла клеймо 666 на чело, или участвовала в сатанинских мессах, где своей кровью расписалась об отречении, или ещё что-то подобное? Говорят, что даже такой ярый атеист и богохульник Вольтер, в последнии страшные мучительные мгновения перед смертью прозрел, раскаялся и кричал: "Мама, какой я был дурак!" В связи с этим есть притча: Одна бабка доставала батюшку, чтобы он молился за её деда, который бросился с моста в воду. В конце концов батюшка уступил. Тогда она начала сомневаться и доставать его, почему он молится за самоубийцу? Батюшка отвечает: "Однажды ночью мне было видение, что пока твой муж долетел до воды – он раскаялся в своем поступке ". Так и Ваша бабушка. Разве она не могла раскаяться в последние мгновения жизни? Или не слышали, что " Бог не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему ". И Он волен устроить и принять покаяние даже с последним вздохом. А Ваше дело не прекратить поминовения, а наоборот усугубить их. Поскольку плодов покаяния, повидимому, принесено не было, то это восполняют оставшиеся на земле. То есть Вы и другие родственники вкупе со всей Церковью. Проскомидия, милостыня и пр. Я бы в этой ситуации нашел другого канонического священника, который бы без смущения и по совести смиренно возносил молитвы за всех грешников, не предвосхищая суд Божий. Простите меня.

2. Re: Смущающая новация или недоразумение?

Простите, а как вы определяете иноверцев и инославных при поминовении, по именам? Например, у нас в Латвии в городских храмах иногда на молебнах, но никогда с амвона, слышишь латышские имена. Но у нас и приходы часто наполовину состоят из латышей, и батюшек много латышей. В приходах, где преимущественно латыши, вся служба может идти по латышски, а уж "Символ веры" и "Отче наш" везде повторяется клиросом по латышски. То же самое доводилось наблюдать и в США, где даже в храмах, которые находятся в юрисдикции РПЦ, встречаются батюшки, с трудом говорящие по русски. Я думаю, что если священник благословляет поминовение инославных родственников, то это возможно. Еще один пример. Мой духовник благословил мне поминать мою бабушку, которая хоть и была крещена, но при жизни отвергла Христа, только келейно. И я смиренно никогда и нигде не подаю о ней записок.

Алционов / 22.01.2016

1. за власти и воинства же молимся

Ну, мы же возглашаем молитвы "за власти и воинство". А там же есть не только глубоко воцерковлённые христиане. Другое дело - Проскомидия. А так помолиться о людях - что ж тут плохого?

Валентин Семенов:
Молодежь не видит примеров патриотизма
Судя по опросу, согласно которому увеличилось число граждан, желающих эмигрировать, социально-экономический и духовный климат страны недостаточно хорош
28.11.2019
Россия против Чайлдфри
Согласно исследованию «Левада-центра», более половины граждан репродуктивного возраста собираются иметь двух и более детей
27.11.2019
Патриоты, как медленно мы понимаем друг друга!
Дружеское письмо Андрею Фефелову
22.11.2019
Любовь к России и наши аномалии
Впечатления о встрече-концерте «С любовью к России!»
15.11.2019
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Священный Синод УПЦ МП выступил с заявлением в связи с антиканоническими действиями Константинопольской, Александрийской и Элладской Церквей
06.12.2019
«Мы будем выглядеть фанатиками, если мы запрещаем людям причащаться»
Иерарх Фанара запретил священникам отказывать в Причастии неправославным
06.12.2019
Решение о признании ПЦУ принято в преисподней
Наивно искать примирения с Патриархом Варфоломеем. Разрушителю Православия - только анафема!
06.12.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019