Понимаешь это со всей очевидностью, идя крещенской ночью вдоль длинной очереди к иордани, устроенной на водоёме в твоём городе России.
Тем более – Казань, где порой иным людям и непонятно, – а есть ли тут вообще русские как таковые? По внешней оболочке и СМИ – непонятно, есть ли?...
Ан, есть! Вот, в поминальные родительские дни, когда на улицах, остановках транспорта или на путях к личному автомобилю – вдруг Бог весть, откуда берутся буквально толпы людей – с инвентарём в руках и заботой в глазах…
И в Крещение Господне – лютый ли мороз, пронизывающий ли ветер, как нынче, или потеплее, хотя вода – практически одинакова ведь везде в России в это время…
19 января 2016 года. Казань, центр города, река Казанка в километре от её впадения в Волгу.
Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани, как церковь – освящён в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя. Между прочим, по архитектуре – один из трёх на Земле – пирамидальный, выполненный в форме воинской палатки, увенчанный георгиевским крестом. Ещё один – на Шипке в Болгарии, а третий – в Севастополе.Отец Фёдор - первый настоятель Храма-памятника православным воинам, павшим при взятии Казани (Храм-памятник Нерукотворенного образа Христа Спасителя на р. Казанка). После водосвятия на крещенской купели, 19 января 2016 г.
Сакральное для всякого русского человека место, особенно – для тех, кто здесь живёт.
«Для всякого», а не только для казанских русских – потому что Россия только с присоединением Казанского ханства стала так называемой многонациональной. И с именно этого момента – принятия казанских земель в свой состав каждый русский человек несёт новую нагрузку, новое, по иному не скажешь, служение. Татары, ведь надо запомнить – не славяне и не христиане. Но чем они сейчас – не часть России, неотъемлемая?
А должны ли в связи с этим мы, русские, от соседства татар – стать меньше русскими, православными? Нет!
Вот, как и полагается, по всем церквям митрополии Казанской и Татарстанской на праздник Крещения прошли церковные службы и Великое водосвятие.
В Раифском Богородицком монастыре полуночную литургию отслужил владыка Феофан.
Прошли водосвятия и на десятках других открытых водоёмов Казанского края.
Но здесь, у Храма-памятника – особое дело, понятно – символическое.
Церковь эта сейчас канонически принадлежит казанскому Кизическому монастырю, где своё наместническое служение несёт игумен Пимен (Ивентьев). Лично он и прибыл после долгих монастырских крещенских служб на иордань к Храму-памятнику для совершения нового богослужения, которого тут традиционно уже ждала добрая сотня Казанцев, а новые – всё прибывали. Прибыл на мотто-санях МЧС, которые дежурили тут же для всякой острой надобности.
Служили с иеродиаконом, и, что тоже символично – первым настоятелем Храма-памятника в постсоветское время - протоиереем Феодором (Ф.А. Ситкиным).
Водосвятный молебен на иордани у Храма-памятника Спаса Нерукотворного на р. Казанка. Игумен Пимен, прот. Фёдор, клир, прихожане.
После водосвятия с сакральным «во Иордане…» – проповедь, благословение на погружение во славу Божью тем, кто готов духом, дальше – слово за народом, потянувшемся к святой купели....К слову, нынешняя купель здесь, как выяснилось после службы в разговоре со святыми отцами, оказалась юбилейной, первая была устроена ровно десять лет назад!
Жаль, нет кадров, как мотто-сани МЧС промчали нас от проруби и храма к тракту. Как-то получилось – предложили батюшке сесть на единственное пассажирское место, а нам, двоим грешным – в корыто, прицепленное сзади к мотто-саням, разрешили запрыгнуть. Вот, катим с приличной скоростью мимо верениц людей с поднятой развевающейся на ветру хоругвью Нерукотворенного образа Христа-Спасителя в этом корыте, одной рукой держа древко, а второй вцепившись в борт корыта, и орём людям: «С праздником, православные!» А в ответ, весело: «Спасибо! И Вас!»
…Купание в крещенской купели – сугубо интимное личное событие для каждого человека, и в этом понимании видишь всякого, кто приходит сюда.
Вот, вместе с друзьями, днём работавшими и пожелавшими придти к купели после работы – прибыли сюда ещё и поздно вечером
Вереница людей, кажется, стала только больше.
Снег, обильно выпавший за неделю, давит весом на лёд Казанки, отчего на его поверхность вышла вода. Смешавшись со снегом – не везде замёрзла. Спонтанные тропинки, протоптанные за день притекающими к купели людьми напрямую, чтобы срезать углы – обрываются не закончившись. Люди, сквозь снег, провалившись по щиколотку в воду, возвращаются, находят более-менее сухой путь к купели - по намёрзшей уже за день, уплотнённой тысячью пар ног лёдно-снежной гряде.
Кто-то принёс и устроил здесь мостки из досок, кто-то нагрёб из снега возвышения, чтобы одежду сложить, не замочив.
Вот, молодая пара: жена служит мужу в его твёрдом личном решении, помогая с одеждой.
Вот, старик одинокий, сам себе предоставленный готовится.
Вот, девица – совсем молодая, мелкая, одна – решилась!
А здесь – целая семья – с малыми детками, термосами, полотенцами и халатами…
Сотрудники поддержку оказывают, контролируют чтоб не вышло чего.
И, так – до глубокой ночи, бесконечная вереница людей, идущих сюда на свой личный подвиг. Не унывающе, весело!
Жива Русь, неистребима!
Сотрудники – всем помогут, бдительности не теряют.
Всего же три дня – от 19 до 21 января включительно - каждый может совершить этот свой личный подвиг – во Имя Отца и Сына и Святаго Духа трижды погрузиться с головой в крещенскую иордань, не забыв утвердить это обращение к Святой Троице возгласом «Аминь»!Только не следует забывать и разницы между подвигом и безответственной хулиганской выходкой по отношению к себе и близким, и решение принимать надо крайне ответственно - как полагается перед Богом.
Иордань. После купания.Ведь со всей Святой Русью мы в Казани у Храма-памятника Нерукотворенного образа Христа Спасителя на святом месте захоронения воинов, чей подвиг некогда открыл нам и нашим потомкам путь для жизни на этих землях, не совсем обыденно молились под Его одноимённым образом. В день крещения Господа и Бога нашего Иисуса Христа согласно всем четырём Евангелиям явилась людям Вся Святая Троица: Дух Святой спустился на Спасителя в виде голубя, а Бог Отец громогласно вещал с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!» (Мф. 3:17)
И каждый русский человек просто обязан обо всём этом помнить!
И ещё, меня иногда спрашивают – почему ты всё акцентируешь в своих работах – «земля Казанская»?
Отвечаю.
Без Казани и Свияжска – нет России.
А о Свияжске – отдельный сказ.
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, православный христианин, 19-20 января 2016 г., Крещение Господне