Страшные кадры избиения студентки колледжа в Ульяновской области тремя старшекурсницами, появившиеся на днях в интернете, вызвали огромный общественный резонанс, пишет Regions.ru. Не менее пугающими выглядят цифры, которые публикует газета «Известия»: по данным экспертов, такая «дедовщина» есть как минимум в 40% российских школ.
Инцидент произошел 11 января 2016 года в поселке Карсун Ульяновской области в туалете общежития колледжа. Три старшекурсницы набросились на шестнадцатилетнюю Оксану К. и начали бить ее ногами по голове, а потом попытались опустить головой в унитаз. Всё происходящее на телефон снял друг девушек Илья М. Полиция возбудила по данному факту уголовное дело.
Эксперты утверждают, что насилие в современном обществе превратилось в норму, причем его не только не стесняются – им хвастаются: многие случаи становятся известными только потому, что сами малолетние преступники выкладывают фотоснимки и видеозаписи своих «подвигов» в интернет. Сколько подобных случаев осталось в буквальном смысле «за кадром» - остается только догадываться.
По словам заведующего отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАН Сергея Ениколопова, такие истории давно перестали быть единичными. «Таких случаев больше в крупных городах, чем в маленьких, потому что в маленьких сильнее общественный контроль. Жертвой могут оказаться чудаки, дети, которые чем-то выделяются. Это все похоже на дедовщину в армии. Дедовщина с драками есть в 40% российских школ», - заявил он.
По словам Ениколопова, в обществе нет достаточного осуждения таких случаев: «Было бы полезно, если бы авторитетный человек выступил резко против этого. Для молодежи это был бы, например, какой-нибудь эстрадный певец или модель. Только один раз это сделать — мало… Объяснять обществу, что так нельзя, нужно каждый день».
Важно, что явление это, судя по всему, относительно недавнее: в советское время в молодежной среде было немало проблем, но систематического насилия в школах не было. Сергей Ениколопов объясняет это тем, что тогда с учениками проводилось больше воспитательной работы.
Еще один фактор — насилие, которое школьники видят по телевизору и в компьютерных играх: «К насилию привыкают, и вид страданий другого человека уже не останавливает, В обществе есть культ силы, культ успеха любой ценой. У нас практически потеряна эмпатия. Для половины людей уже непонятно, что чувствует находящийся рядом. Он должен сказать, какое у него настроение, — без слов его не поймут», - говорит Ениколопов.
«Почему подобные явления стали не только возможными, но и приобретают массовость? В чем вы видите причины возникновения этого явления? Какие меры профилактики и противодействия подобным случаям можно предложить?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, считает, что это все происходит из-за того, что «мы забываем Бога, из-за нашей безнравственности, бездуховности». «У нас в семье нет дедовщины, старшие не унижают младших. Мы не перекладываем воспитание детей на учителей или кого-то еще - это наши дети, и нам за них отвечать перед Богом, - пояснил он. - В большой семье невозможно не воспитать детей – жизненные обстоятельства вынуждают тебя поступать правильно. Если ты живешь жизнью своей жены и своих детей, Господь тебе поможет и все управит. Неужели ты будешь стоять и смотреть, как на твоих глазах старший издевается над младшим? - да никогда!»
«А из семьи все идет в школу, и дальше, - уверен пастырь. - Дети, конечно, находятся в том же обществе, что и все остальные. Наши привыкли жить в коллективе, общаться со сверстниками. Наверное, они заранее видят, к чему может привести та или иная ситуация и не обостряют отношений. К тому же мы им объясняем: "Вам жить дальше, значит, уже сейчас нужно понять, как себя вести, чтобы в дальнейшем не было затруднений в жизни. Если ты сильный, смелый, защищай слабого"».
«Из-за чего в армии дедовщина? – задается он вопросом. - Из-за того, что офицеры не занимаются личным составом. То же в школах и других учебных заведениях - педагоги не контролируют детей. Отсюда проблемы. Такого не происходит, я знаю, в спортивных секциях – там тренер контролирует всех. А в школах и мужчин-то нет… А начинать менять ситуацию нужно с покаяния, обращения к Богу. Но просто раскаяться мало. Нужно изменить свою жизнь. По-другому никак».
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», полагает, что «большую и отрицательную роль в этом играют распространение интернета, телевидение, кинофильмы, в которых насилие становится обыденным. Где-то я видел подсчеты актов насилия, которые ребенок видит к своему совершеннолетию - огромное число, поражающее воображение. Поэтому не стоит удивляться, что насилие воспринимается молодежью как норма».
«Многие дети живут в отрыве от действительности, - посетовал он. - Они погрузились в виртуальный мир, и когда выныривают на поверхность, ведут себя, как в компьютерной игре. Я почти уверен: многие из детей, которые делают ужасные вещи, а затем размещают видео в интернете, даже не понимают, что творят. Они думают, что все можно "перезагрузить" - и человек, которого изобьют или убьют, встанет и пойдет как ни в чем ни бывало».
«К сожалению, виртуальный мир, как ни парадоксально это звучит, реальность нашей жизни. Пожалуйста, ограничивайте детей в погружении в иллюзорный мир насилия. Они могут и не выбраться оттуда, или наделать таких ошибок, что к тому времени, когда это поймут, будет слишком поздно. За совершенные преступления следует реальное наказание. Его сейчас несем и все мы», - заключил отец Михаил.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что «подростковая преступность существовала всегда. Многие подростки становились "сложными" из-за непростых семейных обстоятельств. Просто сейчас такие случаи мгновенно становятся известны, появляясь в СМИ, в интернете. Поэтому возникает ощущение, что их стало значительно больше».
«На мой взгляд, наиболее вероятная причина насилия в подростковой среде – в доступности его в том же интернете, в кинофильмах. Можно сколь угодно говорить, что нужно ужесточать контроль над детьми. Пусть даже с ними разговаривают авторитетные среди них люди, но если для детей в порядке вещей, придя домой, сесть за компьютерную игру, где насилие и жестокость, или посмотреть фильм с такими же сценами - все бесполезно. Искоренить проблему будет невозможно», - предостерег пастырь.
«Нужно ограничивать доступ детей к таким фильмам, к интернету, - призвал он. - Необходимо осуждение общества, и эту общественную позицию должна поддержать школа, родительские организации. А иначе с этой проблемой не справиться. И, конечно, необходимо духовно-нравственное воспитание в школе, детских учреждениях, молодежных организациях. Только не жесткие меры - они ничего не дадут».
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, напомнил, что «в советское время такие случаи тоже были, но они были единичны. Зато была систематическая реакция со стороны общества, направленная на искоренение подобных поступков».
«Услышав об этом случае, я сразу вспомнил известного в советское время писателя и публициста Евгения Богата, чья статья об избиении школьницы подругой вышла в "Литературной газете". Я помню нравственный анализ этого поступка, реакцию общества. Это статья стала классикой советской публицистики», - пояснил он.
«Проблема в том, что современная российская школа не числит нравственное воспитание среди своих главных задач. Фактически школа готовит человека к исполнению определенных социальных ролей, но цель формирования личности на основе нравственных идеалов либо не ставится, либо она второстепенна, - сожалеет пастырь. - Возникла парадоксальная ситуация: нравственные нормы и ценности сохраняются как некий элемент истории нашей культуры, они окружены почетом, о них хорошо отзываются - но ставят намного ниже иных, которые навязываются обществом. Массовая же культура формирует качества, необходимые для достижения успешности, конкурентоспособности, и эти качества отличаются от нравственных. Современное общество вступает в конфронтацию с моралью. Массовая культура делает людей жестокими, заставляет их принимать правила игры в самом безнравственном их воплощении. Современная массовая культура, а часто и семья, формирует человека, главная цель которого – выживание в условиях социально-проблемного поведения любой ценой, в том числе, благодаря насилию над другими. Наши дети поставлены в условия, когда они сами культивируют в себе жестокость, безнравственность - как средство выживания. Вот ученицы, избившие девочку, и оказались в центре этого ценностного конфликта».
«Если это не прекратить, мы и впредь будем слышать о подобных поступках, в том числе происходящих за рубежом. Впрочем, и в наших школах тоже происходят беспрецедентные акты насилия - стоит вспомнить убийство учителя учеником некоторое время назад. Детям труднее лицемерить, поэтому они охотно и открыто делают то, что взрослые скрывают. Если взрослые хотят, чтобы следующее поколение относилось к ним милосердно, они должны показать примеры любви к ближнему и милосердия ко всем окружающим», - заключил игумен Серапион.
Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил две основные причины. «Первая - постоянный стресс, особенно в крупных городах. Вторая – фильмы и компьютерные игры, где смакуется такое, что и передать трудно. У подростка, когда он смотрит такие фильмы, играет в игры, происходит разрядка, - считает отец Пётр. - И он запоминает, что это приносит облегчение от стресса. Скапливающаяся агрессия находит выход».
«Но в играх все понарошку – кто-то умер – ну, израсходована первая жизнь, но осталось еще несколько. Отрубили человеку голову – он достал, прикрутил новую. Агрессия, выливающаяся в насилие, не воспринимается подростком, как страдания другого. Поэтому он считает возможным именно так справляться с агрессией, к которой приводят регулярные стрессы. Вообще общение в виртуальности приводит к тому, что подросткам все труднее общаться друг с другом «вживую». Личное общение, которое предполагает сострадание, воспитание эмпатии, отсутствует. Другой человек это и не человек вовсе – "аватар", "никнейм"», - посетовал пастырь.
«Подросткам нужно больше общаться друг с другом, - убежден он. - Это может быть совместное творчество: художественное, театральное, какие-то совместные мероприятия, походы. Сколько раньше было хоров, коллективов художественной самодеятельности! Нужно, чтобы люди учились чувствовать друг друга, они должны друг другу помогать. Нужно, чтобы в классе были подростки и с особыми нуждами, которые нуждаются в особом внимании, в особой помощи. Ты помогаешь им, а они в чем-то могут помочь тебе. Нужно выходить из виртуального мира в реальный».
«Кроме того, - продолжил отец Пётр, - необходимо больше фильмов, которые этому учат. На мой взгляд, самый гениальный детский фильм советской эпохи – "Внимание, черепаха!". В нем говорится о двух способах отношения к жизни - потребительском и самоотдаче. Показано, к чему приводит первый и второй. Это гуманистический и христианский фильм – хотя и был снят в советское время. Таких фильмов, конечно, сейчас не хватает».
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, сказал: «Впечатление, что такие новости стали обыденными, складывается в первую очередь потому, что они вызывают интерес публики. Когда я узнал об этом происшествии, у меня не возникло желания посмотреть это своими глазами - мне хватило бумажного текста, чтобы понять, о чем идет речь. Но, к сожалению, такие ролики собирают десятки или сотни тысяч просмотров, что становится весьма соблазнительным для молодежи, которым тоже хочется попробовать себя и в роли "режиссера", и в роли " актеров"».
«Уже сто раз говорилось, что никакая математика или физкультура не сделает человека, школьника нравственным, так как образованность и даже гениальность далеко не всегда тождественны порядочности. Знание основ своей традиционной культуры, в том числе религиозной - пусть и не панацея, но хоть какая-то минимальная гарантия, что из человека вырастит достойная цельная личность», - заключил отец Антоний.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, отметил, что «современная молодежь воспитывается Голливудом, и сегодня у детей есть доступ к фильмам любой возрастной категории - несмотря на ограничения 16+, 18+. Дети с подачи родителей бабушек дедушек бесконтрольно пользуются современными гаджетами. То есть они без труда могут смотреть и порнографию, и сцены насилия. Думаю, проблема именно в этом».
«Киноиндустрия призвана развлекать, и с каждым годом, видимо, делать это все сложнее, - полагает отец Святослав. - Человеку нужно все больше "хлеба и зрелищ". Сегодня, наверное, любой, кто знаком с западной киноиндустрией, скажет: почти в каждом фильме море крови и горы трупов. Естественно, сознание подростка это травмирует. Святитель Василий Великий сказал: "Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием". Вспомните мультфильмы советского времени. В любом из них было нравственное начало: самопожертвование, милосердие, отзывчивость...»
«Я против того, чтобы даже взрослые играли в жестокие компьютерные игры или смотрели такие же фильмы. Мы сопереживаем тому, что происходит – пусть и в виртуальном мире. Скрипим зубами, когда «враг» вот-вот расправится с главным героем. "Советуем" герою: "Давай-давай, убей его". А когда в компьютерной игре ты сам становишься героем, в руках которого автомат, нажимаешь курок и убиваешь людей. И через какое-то время уже перестаешь отличать реальность от виртуальности. Для подростков это не проходит бесследно», - подчеркнул пастырь.
«Я видел сцену расправы с этой девочкой – она повергла меня в ужас, - признался он. - Как выяснилось, причина, по которой ее избили, оказалась выдумана - педикулеза у ребенка не было. Это был просто повод для расправы. Может, косо посмотрела на кого-то из своих обидчиц. Это даже не дедовщина, это жажда самоутвердиться за счет человека, который слабее тебя – физически ли, морально. Унизить, растоптать, и за счет этого возвыситься. СМИ время от времени пишут о подобных случаях. Нередко своих жертв мучители снимают на мобильный телефон. Возможно, чтобы потом их шантажировать, или выложить видео в сеть на обозрение одноклассников. Это говорит еще и о том, что у них незрелое сознание - они не понимают, что за это накажут».
«Все это, конечно, страшно, жутко. Что делать в такой ситуации? – задался он вопросом – думаю, только одно. Начать воспитывать наших детей. Агрессия возникает не на пустом месте. Она, думаю, глубже: похоже, что такое поведение в семье ребенка было нормой, он постоянно видел насилие. И эти дети другими быть уже не могут. У них сломана психика, они духовные инвалиды».
«В советское время было качественное образование, добрые фильмы и мультфильмы. Почему бы сейчас не снимать такие? У меня два сына – десяти и девяти лет. Большая проблема, когда они просят что-то посмотреть. Все советские сказки уже пересмотрены. Начинаем думать, - и вы знаете, очень сложно сделать выбор. В американских фильмах - даже для семейного просмотра - либо пошлость, либо агрессия. А российский кинематограф выпускает очень мало детских фильмов, - посетовал отец Святослав. - Может, действительно Министерству культуру направлять средства именно на эти цели? Почему за деньги налогоплательщиков снимают боевики и фильмы про политику? Может, хватит уже боевиков, нужно снимать интересные фильмы?»
«Кроме того, я считаю, что Церковь необходимо привлечь к процессу воспитания, - предложил он. - Часть нашего общества будет против, так как Церковь отделена от государства. Да, мы можем говорить с амвонов. Но к кому мы обращаемся? К прихожанам, дети которых и так воспитываются в нравственности. Но если бы такое было возможно, думаю, это как-то изменило бы ситуацию. Мы не задумываемся о том, что эти девчонки, избившие девочку, станут мамами. Кого они воспитают? Подобных себе? Насилие будет умножаться. Думаю, это нужно остановить».
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что «подростки, собираясь в стаю без контроля взрослых, ведут себя жестоко. Это было всегда. Можно вспомнить известный фильм "Чучело" или "Республику ШКИД". Другой вопрос - усиливается ли эта тенденция?»
«В первую очередь бросается в глаза, что у детей интернет в свободном доступе, возможность записывать такие вещи на видео и публиковать. Раньше ведь такой возможности не было. То есть свою роль играет наличие соцсетей. Понятно, что они совершают жестокость, и это уже не дурость, а именно внутренняя злоба, помноженная на непонимание того, что выкладывают и зачем. И ничто, конечно, их не оправдывает», - подчеркнул он.
«Ни для кого не секрет еще с Евангельских времен, что зла в нашем мире гораздо больше, чем добра. Если зло никак не контролировать, оно может бесконечно завоевывать себе место во всем мире и в сердце каждого. Что мы можем противопоставить? Просто пропаганду добра? Да. Но добра все равно будет меньше. Вот интернет: хорошая вещь, с его помощью можно собирать деньги на благотворительность, помогать бедным и больным. Но сколько зла люди получают через интернет? - гораздо больше. И что тут поделать?» - вопрошает отец Иоанн.
«Нужно стараться все-таки не пускать зло на самотек, потому что оно будет только увеличиваться, - призвал он. - Но стороны государства таких попыток очень мало, они робкие и происходят на ощупь, потому что зло очень часто выгодно. С его помощью, например, можно зарабатывать деньги: рекламой, которая затрагивает у людей далеко не лучшие чувства, или фильмами, преисполненными жестокости. Все это влияет на детей. Так что нужна государственная политика в отношении качества теле- и кинопродукции».
«Когда такое случается в школе – всегда причиной просчеты воспитателей и учителей. Детей в подростковом возрасте нельзя оставлять без внимания, если мы не хотим повторения страшных случаев. Последнее и самое главное - это роль семьи. Если дети в семье видят жестокость, как отец бьет мать, детей, - они эту жестокость несут и в общество. Школа тоже очень большую роль играет, но самую главную все же семья, от этого мы никуда не денемся. И если не будет пропаганды и культивации семейного воспитания, мы ничего не изменим», - заключил отец Иоанн.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал: «Этот случай и обсуждать бессмысленно – о нем никакого спору быть не может. А вот как с таким бороться - надо искать способы. Во-первых, это массовая культура. Если читать нынешние книги, смотреть видео, играть в компьютерные игры, где практически везде жестокость, - то чего ожидать?»
«И самое главное, что наши СМИ должны тщательно отбирать информацию, потому что, к сожалению, даже на центральных телеканалах ужасы и насилие в первых строках. А эту информацию воспринимают не только подростки, - от нее и у взрослых формируется определенное сознание. Так что нужна общественная цензура, а не только государственная», - предложил пастырь.
«Еще надо обратить внимание на рекламу, таблоиды - на те вещи, которые подростки воспринимают помимо интернета. Конечно, это вопрос и к учебным заведениям: как там занимаются воспитанием подростков? Потому что воспитание вообще ушло из учебных планов. Гонимся за образованием - первыми местами на олимпиадах, лучших результатах по ЕГЭ, а воспитание на задворках. Касается это и семейных ценностей, которые недостаточно пропагандируют, семьи недостаточно поддерживают. Нужна господдержка материнства и семей, пропаганда семейных ценностей через СМИ, а мы там видим пропаганду иного, что и ценностями назвать нельзя. Если всего это не делать, то случаи, подобные произошедшему, будут учащаться в большей степени», - заключил он.
3. Рыба гниет с головы
2. Re: Откуда столько жесткости и агрессии?
1. Re: Откуда столько жесткости и агрессии?