Депутат Госдумы Владимир Сысоев (ЛДПР) направил вице-премьеру правительства Ольге Голодец, курирующей вопросы здравоохранения, обращение с просьбой подготовить поправки в действующие нормативные акты, в том числе в постановление правительства от 6 марта 2013 года № 186 «Об утверждении правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ», пишет Regions.ru. Парламентарий предлагает ввести для иностранных граждан постоплату за полученные медицинские услуги, предоставленные учреждениями государственного и муниципального здравоохранения в форме экстренной (скорой) и неотложной медицинской помощи.
Как отметил депутат, при общем сокращении расходов на здравоохранение ежегодно территориальные фонды обязательного медицинского страхования тратят на оказание скорой медицинской помощи трудящимся на территории России иностранным гражданам сотни миллионов рублей. «В результате эти средства безвозвратно уходят из бюджетов территориальных фондов ОМС, в то время как могли быть направлены на охрану здоровья российских граждан. По статистике, с 2013 года зафиксирован рост смертности населения России. Так, за девять месяцев 2015 года число умерших по стране увеличилось почти на 1% по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года», — пояснил Владимир Сысоев. Он предлагает отказаться от бесплатного предоставления услуг скорой помощи для иностранцев и ввести условия постоплаты.
В мигрантских сообществах, между тем, ситуацию с оказанием медпомощи иностранцам оценивают иначе. «Когда трудовой мигрант приезжает из Таджикистана в Россию, он платит за патент на работу 4,2 тыс. рублей. Для Таджикистана это немало, да и устроиться на новом месте при тех зарплатах, что могут платить таджикам, не всегда просто. Однако если вдруг человек вынужден обратиться за скорой помощью, то он даже в социальной больнице за все платит отдельно. Даже в случае производственной травмы, например при переломе ноги, он оплачивает свою госпитализацию в размере 2–3 тыс. за койку в день. Многие просто отказываются от помощи, потому что иначе они ничего не заработают», — рассказал «Известиям» председатель общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов.
Корреспондент Regions.ru попросил священнослужителей прокомментировать предложение Сысоева.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, «чтобы так жить мигранту - все оплачивать и при этом не болеть, то есть жить в хороших условиях - нужна зарплата, которая превышает зарплату даже коренных жителей страны. Так что надо продумывать иные механизмы. Наша страна все-таки не бедная, и если мы людей приглашаем, то должны их обеспечивать и медпомощью».
«И где люди деньги возьмут, - им что, идти убивать и грабить? – вопрошает пастырь. - С каждым бывает - заболел человек, - что ж, не лечить его теперь? А если бы наши граждане оказались в такой ситуации в другой стране? Уверен, им бы там оказали помощь. Оказание бесплатной экстренной медпомощи должно быть частью политики, иначе начнет назревать критическая масса недовольства. Зачем это провоцировать?»
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сказал: «У меня такое впечатление, что если сделают всю медицину платной для иностранцев, то и российских граждан будет ждать то же самое. Это один из этапов полной коммерциализации здравоохранения, у нас и так уже почти все платно. И зачем играть на ксенофобских чувствах нашего населения?»
«Я считаю, - продолжил он, - что Россия должна обеспечивать в первую очередь процветание для русских, но мы не должны быть закрытыми для остальных. Тем более здравоохранение и медпомощь - это очень показательная вещь. Так что неотложная помощь должна быть для всех бесплатной. Иначе кто мы такие? Совсем, что ли, озверели?»
«Когда я слушаю чиновников, у меня растет внутреннее недоверие к тому, что они говорят, потому что это совсем не соответствует моим наблюдениям в реальных медицинских учреждениях. И давать дополнительный повод для коммерциализации - это шаг неправильный с точки зрения интересов Отечества. Это потеря человеческого лица. Да, мы не богатая страна, тем более в нынешних условиях. Но потеря человеческого лица страшнее, чем падение курса рубля», - уверен отец Александр.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», отметил, что «средства, выделяемые на медицинское обслуживание, ограничены, поэтому медицинские фонды разных стран решают проблему, как могут. В некоторых странах Западной Европы есть страховки, которые необходимо оплатить, чтобы получить медицинскую помощь. В других странах действует система, подобная той, что была в Советском Союзе – любой человек, который приезжает в страну как турист, или, скажем, временный рабочий, имеет право на медицинскую помощь наравне с местным населением. Но, конечно, для этого нужны деньги, и большие. Так что такое могут позволить себе лишь богатые страны».
«Понятно, - продолжил он, - что задача большинства управленцев в области медицины непростая - распределить ограниченные средства так, чтобы они приносили пользу максимальному числу людей. Кроме того, нуждающиеся должны получать ее в обязательном порядке. Поэтому иногда приходится стоять перед выбором, и многие страны делают его в пользу своих граждан. В общем, логично будет, если у нас при распределении бюджетных денег сделают такой же выбор».
«Конечно, нельзя оставлять человека без помощи, нужно дать ему возможность получить ее, но есть же разные варианты – например, оплата в рассрочку, в кредит… Если медицинская услуга стоит две-три тысячи рублей, при условии рассрочки эта сумма может быть не очень обременительной. Но если речь идет о каких-то серьезных заболеваниях, - на это не хватает средств, увы, даже для россиян. Как бы ни хотелось помочь всем, но ограничения и для граждан, и для неграждан необходимы. Однако преимущество все же стоит отдавать нашим соотечественникам», - заключил отец Михаил.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, подчеркнул, что «лишать помощи иностранцев - это немилосердно, ведь в критическую ситуацию может попасть каждый. Мне кажется, любой человек, оказавшийся на территории нашей страны, в таких случаях может и должен рассчитывать на помощь и поддержку, что бы ни случилось - травма, преступление или пожар. Можно представить, что произойдет, если человеку в помощи откажут. Это же все-таки вопросы гостеприимства, морали. Если мы принимаем этих людей у себя, должны дать им какие-то гарантии того, что они смогут здесь хотя бы нормально жить, не оказаться в ситуации выброшенных на улицу, лишенных элементарной медицинской помощи. Другой вопрос – следует ли принимать иностранцев, раз мы не можем гарантировать им помощь. Если что-то ужесточать, так это миграционные законы для тех, кто желает жить и работать в нашей стране. Вот об этом рассуждать можно».
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, напомнил: «Евангелие нам четко говорит, как нужно относиться к человеку, попавшему в беду - об этом идет речь в притче о добром самаритянине. Но этот выбор - помощь ближним - должен быть добровольным выбором христианина. Мне трудно оценить все последствия предлагаемых поправок, однако учитывая непростое состояние нашей отечественной медицины, неудовлетворенность многих наших граждан уровнем медицинской помощи, ее недостаточной доступностью многим, лечение иностранцев за счет наших налогоплательщиков представляется крайней формой благотворительности. Можем ли мы себе позволить себе такое? – не уверен».
«Полагаю, - продолжил он, - что при решении этого вопроса необходимо прежде всего заботиться о гражданах своей страны. Если мигранты "оттягивают" средства, из-за отсутствия которых российские граждане лишаются элементарной медицинской помощи, нужно все-таки искать другой выход. Например, пусть медицинские услуги оплачивают сами мигранты, перечисляя определенную сумму (все-таки патент за 4 200 рублей - не те деньги, которые покроют медицинскую страховку), либо их работодатели, но не российские налогоплательщики. Если работодателям невыгодно тратить лишние деньги, им выгодно использовать дешевый труд мигрантов, если они не хотят заботиться об их здоровье, оплачивать им лечение, - почему это должны делать граждане России? Все, в том числе, малоимущие россияне, платят налоги, часть которых идет на развитие нашей медицины? Получается, предпринимателей или представителей землячеств устраивает ситуация, при которой мигранты обходятся дешево, и никто не несет ответственности за их здоровье. Но почему ответственность должны нести наши налогоплательщики? – это неправильно».
«Кстати, - отметил игумен, - наши верующие граждане, православные христиане, вынуждены оплачивать из медицинских страховок бесплатные аборты – хотя мы с этим не согласны. А еще, выходит, мы должны оплачивать страховки мигрантов, отнимая деньги у своих граждан – детей, стариков. Пусть тогда платят те, кто хочет работать в России или те кто, их нанимает. Но без медицинской помощи никто не должен остаться».
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, предложил страховать мигрантов: «Есть страховой полис, определена его стоимость. Этим полисом оплачен весь объем оказываемых услуг. Это цивилизованный и оптимальный способ оказания медицинской помощи, и изобретать ничего нового не нужно. Такая система очень удобна: пострадавший поступает в медицинское учреждение, предоставляет свой полис, а в медицинском учреждении знают: средства, потраченные на лечение пациента, вернутся в полном объеме».
«А если человек хочет, чтобы ему оказали какие-то платные услуги – пожалуйста, на то есть добровольное страхование. Иностранные граждане, приезжающие к нам трудиться, должны быть обязательно застрахованы. А дорого им это или нет - пусть решают сами. Если человек заплатил за патент 4200 рублей и приехал к нам заработать – значит, ему это выгодно. Но мы не должны забирать средства у наших граждан на помощь трудовым мигрантам», - заключил отец Вячеслав.