На восьмой день после рождения Спаситель был обрезан, согласно повелению, данному Аврааму, когда Бог обещал установить вечный завет с ним и его потомством. Чистый, безгрешный Господь принимает знамение примирения, которое Он Сам как Бог и Творец Закона установил. С первых дней Своего Пришествия на землю Он смиренно подчиняется предписаниям Закона, показывая, что все ветхозаветные прообразы обретают в Нем завершение. Обрезанием Второго Адама заканчивается плотское обрезание Ветхого Завета и начинается Новый и истинный Завет, запечатлеваемый духовным обрезанием ценою Его Крови. Христианское крещение есть подлинное духовное обрезание, знамение принадлежности новому народу, приобщающемуся животворящей смерти и воскресению Господа. Этой тайне послушания должны научиться все крещеные во имя Христово. В этот день Богомладенцу дали имя, которое небесный вестник открыл прежде рождения праведному Иосифу. Иисус значит Спаситель. Одним этим именем открылось Его служение на земле, ради которого Превечный Бог и Творец стал человеком. Имя Иисус выражает всю тайну нашего спасения. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 8—11). Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись.
И святитель Василий Великий с исключительной силой являет нам, что значит быть крещеным человеком, что значит тайна послушания. С одной стороны, он с детских лет, еще до принятия крещения, смиренно повинуется всему, чему наставляют его в семье (невозможно не заметить, что семья эта совершенно необыкновенная, буквально икона семьи — особенно обращенная к нашему времени: в ней десять человек детей, пятеро из которых будут причислены к лику святых, а воспитанием его главным образом занимается бабка Макрина, ученица святителя Григория Чудотворца Неокесарийского). Он обучается риторике, то есть искусству точно и ярко выражать свои мысли, под руководством своего отца, затем занимается дальнейшим светским, как сказали бы теперь, образованием в Кесарии Каппадокийской, в Константинополе и наконец в Афинах. Скромно преподает риторику, не помышляя ни о чем великом. А по принятии крещения старательно изучает азбуку духовной жизни. И скоро для ознакомления с монашеской жизнью отправляется в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где вступает в близкое общение с некоторыми подвижниками. Так он учится науке более совершенного послушания, о чем можно было бы еще долго говорить. Упомянем лишь, что по возвращении из путешествия он раздает свое имущество бедным и удаляется в пустыню близ Неокесарии, где предается аскетическим подвигам — прежде чем вступить на церковное служение. Это одна сторона его жизни, внешняя, которая становится все более значительной, оттого что всегда неразрывно связана с любовью к Богу.
По свидетельству преподобного Ефрема Сирина, когда святитель Василий проповедовал, белый сияющий голубь напевал ему на ухо слова, которые он произносил. А когда он совершал Божественную литургию, то весь был подобен столпу огня, поднимающемуся от земли на небо. До сегодняшнего дня православная Церковь за Божественной литургией самых наших главных праздников молится его молитвами, исполненными высокого богословского вдохновения. Он заботился о том, чтобы с особой торжественностью совершалась память мучеников и почитание святых мощей. Он был первым из православных отцов, кто ясно и дерзновенно возвестил, что Дух Святой — истинный Бог, единосущный Отцу и Сыну. Вдохновляемый Самим Духом Божиим, имея общение по дару благодати со Святой Троицей, святитель Василий с несравненной ясностью и точностью формулировал главные богословские понятия, такие как сущность, ипостась, никогда не отделяя их от тайны нашего спасения и обожения человека. Вся жизнь его была сражением с еретиками, сеющими смуту в Церкви. Он был совершенным епископом, живым образом Христа, всем для всех, и в то же время по-человечески ему сопутствовали сплошные поражения среди разного рода церковных разделений и бурь.
Сегодня Церковь вводит нас в сокровенность отношений Христа со Своим Небесным Отцом. Неслучайно за литургией читается Евангелие о том, как после праздника Пасхи Христос остается в Иерусалиме в Храме с учителями Закона, которые дивятся Его разуму и ответам.
Самое главное здесь — это тайна Его любви по отношению к Богу Отцу. После трех дней поиска Его находят, и Матерь Его говорит Ему: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Это говорит Христос. Он — во всем человек, Отрок, и Он со Своим Отцом. «Но они не поняли, — говорится в Евангелии, — сказанных Им слов». Они еще не могут это вместить. У Христа богочеловеческое сознание, благодаря которому Он живет в постоянном общении со Своим Отцом. «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»
Христу двенадцать лет, Он свидетельствует о Своей независимости от Матери и праведного Иосифа и о Своем послушании им. Потому что далее мы слышим: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них». Но чтобы сокрыть Свое совершенно особое служение, Он отсутствует в течение трех дней, и Матерь Его и праведный Иосиф не могут это понять. Мы приглашаемся проникнуть в эти отношения сокровенности, бесконечной взаимной любви между Отцом Небесным и Христом.
«Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему», — вот откровение Христово, которое мы должны услышать. Это чрезвычайное свидетельство проходит через все Евангелие. Христос всегда со Своим Отцом, Он не может не быть с Ним. Мы должны узнать, что тайна нашей жизни в том, чтобы быть со Христом в тайне Бога Отца, содержащей всю любовь, которая есть в Нем. В течение всех этих событий «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем».
Радость переполняет Евангелие: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». Это не мешает Ему оставаться независимым, в некотором роде сокрытым от Своих самых близких, которым Он начинает открывать Свою тайну. И нас Он зовет также быть в тайне Пасхи, в тайне Своего Отца и творить Его волю.
«Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Как поразительны эти слова, абсолютно ни с чем не имеющие сравнения. Мы должны воспевать славу Богу, зная, что этот двенадцатилетний Отрок, Иисус Христос, уже имеет ум, превосходящий всякое человеческое разумение, Он — со Своим Отцом и всегда делает то, что угодно Ему. Он весь любовь к Своему Небесному Отцу и в то же время весь послушание Своей Матери и праведному Иосифу. Все совершается в Церкви ради Его посланничества в мир, ибо Христос пребывает с Отцом, чтобы открыть людям, Кто Его Отец.
Будем молить Господа, чтобы было дано нам войти в тайну Его любви, смирения, кротости и терпения. Предадим себя всему, что Он совершает ради нашего спасения. Подобно Пречистой Его Матери, Которая сохраняла все в сердце Своем, будем хранить в наших сердцах этот дар и преуспевать подобно Ему, по дару Его, в премудрости и возрасте, и любви у Бога и человеков. В этот час Преблагословенная Дева не понимает слов Своего Сына, но Она хранит их, и постепенно Ей будет дано постигнуть их в полноте. Все откроется Ей — Крест Христов и слава Отчая, явленная в Воскресении.
Вот тайна приобщения Господу в любви и истине, которую Господь открывает верным Ему, даруя им новые глаза и новое сердце. Духом Святым дается нам познать, что Христос единосущен Отцу и что Отец не оставляет Его ни на одно мгновение. Мы не должны сомневаться в том, что и нас Бог не оставляет ни на одно мгновение. С нами Бог. Он с нами. Он спасает нас. Только это имеет значение. Все остальное — в тайне послушания и нашей ответной любви к Нему.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России