В московском издательстве «Книжный мир» вышел в свет сборник «Украинский вопрос в русской патриотической мысли», подготовленный известным историком русского консерватизма Аркадием Юрьевичем Минаковым. Как отмечается в аннотации, в данном издании впервые под одной обложкой публикуются «произведения представителей русской государственно-патриотической мысли, посвященные украинскому национализму, возникшему в середине XIX в.».
Как справедливо отмечает во введении к сборнику его составитель А.Ю.Минаков, «вопреки навязываемым в наши дни стереотипам "украинский вопрос" возник отнюдь не в 1991 г. после распада СССР, его истоки и родословная уходят в середину XIX века. Именно тогда, с появления в Киеве в 1845 г. так называемого Кирилло-Мефодиевского общества, можно вести родословную "украинизма": сепаратистской (с точки зрения национально-государственного единства Российской империи) идеологии, изображающей
одну из ветвей большого русского народа, традиционно называемых малороссами – как особый, отличающийся от русских украинский народ, нуждающийся в собственном языке, культуре и государственности». И хотя поначалу украинских националистов можно было,
что называется, пересчитать по пальцам, тем не менее, «с самого начала русские консерваторы уловили потенциальную угрозу, которую несла идеология и практика "украинизма", прежде всего, его русофобскую и антиимперскую, антигосударственную составляющие и неизбывный культурный провинциализм».
Впрочем, среди авторов сборника не только консерваторы. Среди них, помимо таких известных деятелей русского консерватизма как В.И.Ламанский, М.Н.Катков, И.С.Аксаков, Л.А.Тихомиров, А.С.Суворин, В.В.Розанов, представлены и тексты «западника» В.Г.Белинского, резко выступившего против «украинства» Т.Г.Шевченко и П.А.Кулиша; тексты правого либерала П.Б.Струве, сильно отличавшегося от своих однопартийцев-кадетов критикой украинского национализма, и статьи русских националистов М.О.Меньшикова и Д.В.Скрынченко, а также публикации на украинскую тематику таких мыслителей как Н.А.Бердяев, Н.С.Трубецкой, Н.О.Лосский и другие.
Подавляющее большинство материалов, вошедших в сборник, не переиздавалось после 1917 г., часть представленных в книге текстов была выходила в малотиражных сборниках и изданиях. Но собранные вместе, как справедливо отмечает составитель книги, «они представляют беспощадный и объективный анализ "украинства" как изначально антирусского проекта».
Читатель сборника, наверняка, будет вынужден согласиться с А.Ю.Минаковым, что «все самые зловещие предупреждения и пророчества консерваторов сбылись». Этими «пророчествами» полны практически все приводимые в книге тексты. Одним из них и позволим закончить представление книги. В 1927 году философ-евразиец Н.С.Трубецкой, рассуждая о перспективах украинского национализма, писал, что как только к власти на Украине придут фанатичные краевые шовинисты, они тут же наложат на самостоятельную украинскую культуру свою «печать мелкого провинциального тщеславия, торжествующей посредственности, трафаретности, мракобесия и, сверх того, дух постоянной подозрительности, вечного страха перед конкуренцией. Эти же люди, конечно, постараются всячески стеснить или вовсе упразднить самую возможность свободного выбора между общерусской и самостоятельно-украинской культурой: постараются запретить украинцам знание русского литературного языка, чтение русских книг, знакомство с русской культурой. Но и этого окажется недостаточно: придется еще внушить всему населению Украины острую и пламенную ненависть ко всему русскому и постоянно поддерживать эту ненависть всеми средствами школы, печати, литературы, искусства, хотя бы ценой лжи, клеветы, отказа от собственного исторического прошлого и попрания собственных национальных святынь. Ибо, если украинцы не будут ненавидеть все русское, то всегда останется возможность оптирования в пользу общерусской культуры. Однако нетрудно понять, что украинская культура, создаваемая в только что описанной обстановке, будет из рук вон плоха. Она окажется не самоцелью, а лишь орудием политики и притом плохой, злобно-шовинистической и задорно-крикливой политики. И главными двигателями этой культуры будут не настоящие творцы культурных ценностей, а маниакальные фанатики, политиканы, загипнотизированные навязчивыми идеями. Поэтому в этой культуре все: наука, литература, искусство, философия и т.д. – не будет самоценно, а будет тенденциозно. Это откроет широкую дорогу бездарностям, пожинающим дешевые лавры благодаря подчинению тенденциозному трафарету, – но зажмет рот настоящим талантам, не могущим ограничивать себя узкими шорами этих трафаретов. Но главное, можно очень сомневаться в том, что эта культура будет действительно национальна. Полно воплощать в культурных ценностях дух национальной личности могут только настоящие таланты, работающие вовсе не для каких-то побочных политических целей, а лишь в силу иррационального внутреннего влечения. Таким талантам в описанной выше злобно шовинистической обстановке не окажется места. Политиканам же нужно будет главным образом одно – как можно скорей создать свою украинскую культуру, все равно какую, только чтобы не была похожа на русскую. Это неминуемо поведет к лихорадочной подражательной работе: чем создавать заново, не проще ли взять готовым из заграницы (только бы не из России!), наскоро придумав для импортированных таким образом культурных ценностей украинские названия! И, в результате, созданная при таких условиях "украинская культура" не будет органическим выражением индивидуальной природы украинской национальной личности и мало чем будет отличаться от тех "культур", которые наспех создаются разными "молодыми народами", статистами Лиги Наций. В этой культуре демагогическое подчеркиванье некоторых отдельных, случайно выбранных и, в общем, малосущественных элементов простонародного быта будет сочетаться с практическим отрицанием самых глубинных основ этого быта, а механически перенятые и неуклюже применяемые «последние слова» европейской цивилизации будут жить бок о бок с признаками самой вопиющей провинциальной ветоши и культурной отсталости; и все это – при внутренней духовной пустоте, прикрываемой кичливым самовосхвалением, крикливой рекламой, громкими фразами о национальной культуре, самобытности и проч. ... Словом, – это будет жалкий суррогат, не культура, а карикатура... Таковы те неприглядные перспективы, которые ожидают украинскую культуру в том случае, если она пожелает заменить общерусскую, вытеснить общерусскую, вообще, если она вступит на путь конкуренции с общерусской культурой».