Да и сейчас Вельск не назовешь спящим захолустьем. Кипит в нем какая-то своя, неведомая столицам жизнь. Взять хотя бы Районный Культурный Центр. Тут тебе и театр «Ступени», и цирковая студия «Романтики», и студия танца «Воздух», и аж три студии вокала, и рок-группа НЗ, и шоу-группа «Кабаре», и ансамбль песни «Душечка», и хор ветеранов «Золотые зори», и огромное количество детских кружков, и чего тут только нет на такой небольшой городок. К тому же сюда постоянно приезжают на гастроли разные театральные и музыкальные знаменитости. И даже устраиваются показательные соревнования по боксу. И все бы хорошо, и можно только порадоваться за земляков, если бы весь этот творческий напор не был изрядно подпорчен не ложкой, а целой бочкой дегтя, не меньшего размера, чем изображена на гербе. Все эти творческие импульсы являют себя, пожалуй, на уникальной - на сегодняшний день для России - сцене. Эта сцена – алтарь Православного собора Преображения Господня.
Когда освящается храм - на месте Престола становится Ангел, который не уходит отсюда до конца земной истории. Когда по какой-то причине храм не мог существовать более на старом месте и его необходимо было перенести, то там, где стоял Престол, сооружался в его размер высокий постамент с крестом, чтобы место, где совершалось Таинство Евхаристии, оставалось не попираемым и должным образом чтилось. Такой постамент с крестом назывался Памятник. В вечную память о находившемся здесь Пре-столе. Лишь с умалением веры на Руси люди стали называть памятниками сооружения в честь дольнего, а не горнего. По учению Церкви Христовой Ангел Престола будет свидетельствовать на Страшном Суде о том, как относились к этой Святыне те или иные люди. И не только на Страшном Суде. И здесь, в земной жизни, нераскаянные кощунства даром не проходят. В каждой деревне, где был разрушен храм, старожилы расскажут вам историю о воспитательном возмездии, которое постигло разрушавших храм ко-щунников. И все эти рассказы удивительно индивидуальны и не похожи один на другой, чтобы мы не подумали, что это повторяемая одна и та же «байка». Вот один мужик из закрытого храма выломал пол и унес себе в баню. Сгорел в этом же году в той самой бане. Вот мужик при закрытии храма в знак своего презрения справил прямо в Доме Божием «нужду по большому». В течение недели скорежило так, что вид его стал похож на справляющего нужду. Так и ходил до смерти в назидание односельчанам. Его так и звали - «Серун». Не одну книгу можно написать этих историй. Наверняка те, кто закрывал и Преображенский собор в Вельске, тоже не остались без вразумления. В 1922 году храм разграбили, иконы публично сожгли.
11 ноября 1933 года газета «Вельский лесоруб» с восторгом описывала открытие нового Дома социалистической культуры. Но сейчас речь не о тех, кто нарубил тогда дров, а о нас. Ведь с тех пор практически каждый вельчанин с детских лет невольно соучаствует в кощунстве. Детские кружки, фильмы, в т.ч. «не до 16 лет», дискотеки, концерты, одним словом вся так называемая культурная (и не очень культурная, и даже очень не культурная, если говорить о дискотеках) жизнь в Вельске связана с поруганным Преображенским собором. Как это сказалось на вельчанах? В первую очередь, как представляется, повышенной алкоголизацией. Хорошие люди - вельчане, но такого поголовного пьянства, как в Вельске лично я не на-блюдал нигде. А пришлось мне побывать много где: от Кольского полуострова до Украины. А если и есть где аналог вельскому пьянству, так, вероятно, там те же причины, что и в родном городе.
Вряд ли, полезно выяснять, кто виноват. Люди, работающие в Вельском РКЦ, и участники, и зрители проводимых там мероприятий наверняка, в отличие от «лесорубов» 1933 года, не в восторге от того, что находятся в стенах поруганного храма. Да и на всех уровнях местной власти, включая областную, уже давным-давно приняты нужные решения о необходимости строить новый современный РКЦ. Даже ученик 4 класса Вельской школы №3 Антон Поскотинов написал прекрасную работу об этой проблеме. В ней есть такие замечательные слова: «Закрыли храм оперативно и без дискуссий - в один день. Его возрождение затягивается на десятилетия. Сейчас по всей России идет процесс восстановления разрушенных и строительство новых церквей. Наши соседи, в маленьком селе Верховажье, за короткий срок построили Дом культуры, а местный собор возвратили прихожанам. Уже несколько лет звонят колокола этого собора, приглашая на службу православных. А вот в славном, древнем Вельске дело так и не сдвигается с мертвой точки». Где, в каком месте образовалась эта мертвая точка? Почему вельчане до сих пор буксуют в 30 годах 20 века? Если спросить местные власти: почему не начинается строительство нового РКЦ, они наверное ответят, что у города мало средств и они нужны на более важные дела. То птицефабрика сгорела, то мост упал… До храма ли тут и до нового ли РКЦ… А может, «мертвая точка» - в голове, а вернее - в сердце, которое утратило живую веру и не может увидеть связь между разными явлениями. Поруганный храм - сгоревшая птицефабрика, пляски в алтаре – упавший мост, безумное веселие в святом месте - безумное пьянство горожан. Можно и продолжить, да вот стоит ли? Пока не оживет в нас эта мертвая точка, так и будем наступать на одни и те же грабли. Не зря говорится: «Бог поругаем не бывает». Сами себе ставим шишки.
Как показало время, непродуктивно только требовать и ждать решений от властей. «Под лежачий камень вода не течет». Надо самим начинать действовать. В-первых, надо собирать всем миром средства и хоть по капле начинать строительство нового, современного красивого РКЦ, который наряду с возрожденным собором мог бы стать визитной карточкой города, а не позорным пятном, как сейчас. Во-вторых, необходимо срочно переводить в другое помещение зрительный зал, где сцена - алтарь. В-третьих, руководству РКЦ нужно продолжить фильтровать проводимые мероприятия и акции с учетом особого статуса места, где они пока вынужденно происходят. До сего дня, в соответствии с достигнутыми договоренностями между Епархией и властями, это в определенной мере и выполнялось. В частности, было прекращено проведение ночных дискотек. Слава Богу.
Но, к сожалению 1 февраля 2016 года в здании Преображенского собора, эксплуатируемого ныне как Вельский РКЦ, планируется постановка спектакля «Вий», а вернее, как говорят сами постановщики (Московский Независимый театр) – шоу, не имеющего прямого отношения к произведению Гоголя. Среди действующих лиц – нечистая сила. Как бы не обошлось это действо для Вельска чем-нибудь посерьезнее пожара птицефабрики или обрушенного моста. Каждый волен развлекаться как хочет, но если кто-то решил играть в трансформаторной будке, пусть сначала подумает о возможных последствиях. Ужас от терактов во Франции как-то заслонил некоторые многозначительные детали этой трагедии. В христианской Франции в пятницу (день Распятия Христова) на концерте в парижском клубе Bataclan стрельба началась в то время, когда люди слушали песню «Поцелуйся с дьяволом». Случайность? Может быть, но не для верующего. Святитель Филарет Московский, которому народ дал прозвание Мудрый, говорил: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога».
Бочка дегтя на гербе нашего родного города... Деготь – вещь с двойным смыслом и назначением. Деготь входит в состав многих лекарственных средств, в том числе - в знаменитую мазь Вишневского. Его используют в садоводстве, ветеринарии, химической промышленности, технике, космети-ке. За рубежом его называли «русское масло». А с другой стороны, в России деготь на воротах - знак позора для распутниц. Деготь в Америке - знак преступника, которого для вящего позора намазывали дегтем и вываливали в перьях. Преображенский храм стал для Вельска как та бочка дегтя с герба. «Русское масло» или позорное пятно? Выбирать нам с вами. Как известно, ложка дегтя, если его использовать не по назначению, портит бочку меда. В жизни Вельска с 1933 года присутствует эта ложка дегтя. Как бы со временем он не превратилась в цианистый калий.
Среди моих знакомых в Вельске немало людей, которые родились 19 августа, на день Преображения Господня. Вот интересно, это случайность или действительно в день Вельского храмового праздника чаще увеличивается число вельчан? Может, это знак надежды и милости. «Милость» и «масло» по-гречески звучат одинаково - «елеос». На Руси говорили: «елей». Как хотелось бы, что бы на гербе нашего родного города подразумевалась полная бочка с «русским елеем».
Сопредседатель Вельского землячества священник Василий Полежаев
Контактный телефон создаваемого при Вельском межрегиональном землячестве Попечительского Совета по возрождению Преображенского собора и строительству нового РКЦ: +79113565671
2. Re: Нечистая сила на месте алтаря
1. Re: Нечистая сила на месте алтаря