Нечистая сила на месте алтаря

Священник Василий Полежаев о судьбе многострадального собора Преображения Господня в Вельске

Вельск – один из самых древних городов Русского Севера. Вельский погост впервые упоминается как уже существующий в грамоте 1137 года новгородского князя Святослава Ольговича, то есть на 10 лет раньше Мо-сквы. Люди здесь жили хваткие и предприимчивые. Со времен Древнего Новгорода, к владениям которого относился изначально Вельский погост, здесь занимались смолокурением и на экспорт торговали дегтем, который в те времена широко использовался как смазочный и изоляционный материал. Когда в 18 веке Вельск был причислен к городам, на его гербе стали изображать бочку с дегтем. В старину Вельск был знаменит своими ярмарками. На Афанасьевскую ярмарку приезжали купцы из Москвы и Ярославля. Не только хозяйственной жилкой наделил Бог вельчан. Среди уроженцев Вельска есть и святые, и отважые воины (пять Героев Советского Союза), и ученые с мировым именем (например, соратник Н. Вавилова, генетик Г. Карпеченко), и знаменитые литераторы.

1Да и сейчас Вельск не назовешь спящим захолустьем. Кипит в нем какая-то своя, неведомая столицам жизнь. Взять хотя бы Районный Культурный Центр. Тут тебе и театр «Ступени», и цирковая студия «Романтики», и студия танца «Воздух», и аж три студии вокала, и рок-группа НЗ, и шоу-группа «Кабаре», и ансамбль песни «Душечка», и хор ветеранов «Золотые зори», и огромное количество детских кружков, и чего тут только нет на такой небольшой городок. К тому же сюда постоянно приезжают на гастроли разные театральные и музыкальные знаменитости. И даже устраиваются показательные соревнования по боксу. И все бы хорошо, и можно только порадоваться за земляков, если бы весь этот творческий напор не был изрядно подпорчен не ложкой, а целой бочкой дегтя, не меньшего размера, чем изображена на гербе. Все эти творческие импульсы являют себя, пожалуй, на уникальной - на сегодняшний день для России - сцене. Эта сцена – алтарь Православного собора Преображения Господня. 

1Когда освящается храм - на месте Престола становится Ангел, который не уходит отсюда до конца земной истории. Когда по какой-то причине храм не мог существовать более на старом месте и его необходимо было перенести, то там, где стоял Престол, сооружался в его размер высокий постамент с крестом, чтобы место, где совершалось Таинство Евхаристии, оставалось не попираемым и должным образом чтилось. Такой постамент с крестом назывался Памятник. В вечную память о находившемся здесь Пре-столе. Лишь с умалением веры на Руси люди стали называть памятниками сооружения в честь дольнего, а не горнего. По учению Церкви Христовой Ангел Престола будет свидетельствовать на Страшном Суде о том, как относились к этой Святыне те или иные люди. И не только на Страшном Суде. И здесь, в земной жизни, нераскаянные кощунства даром не проходят. В каждой деревне, где был разрушен храм, старожилы расскажут вам историю о воспитательном возмездии, которое постигло разрушавших храм ко-щунников. И все эти рассказы удивительно индивидуальны и не похожи один на другой, чтобы мы не подумали, что это повторяемая одна и та же «байка». Вот один мужик из закрытого храма выломал пол и унес себе в баню. Сгорел в этом же году в той самой бане. Вот мужик при закрытии храма в знак своего презрения справил прямо в Доме Божием «нужду по большому». В течение недели скорежило так, что вид его стал похож на справляющего нужду. Так и ходил до смерти в назидание односельчанам. Его так и звали - «Серун». Не одну книгу можно написать этих историй. Наверняка те, кто закрывал и Преображенский собор в Вельске, тоже не остались без вразумления. В 1922 году храм разграбили, иконы публично сожгли.  

111 ноября 1933 года газета «Вельский лесоруб» с восторгом описывала открытие нового Дома социалистической культуры. Но сейчас речь не о тех, кто нарубил тогда дров, а о нас. Ведь с тех пор практически каждый вельчанин с детских лет невольно соучаствует в кощунстве. Детские кружки, фильмы, в т.ч. «не до 16 лет», дискотеки, концерты, одним словом вся так называемая культурная (и не очень культурная, и даже очень не культурная, если говорить о дискотеках) жизнь в Вельске связана с поруганным Преображенским собором. Как это сказалось на вельчанах? В первую очередь, как представляется, повышенной алкоголизацией. Хорошие люди - вельчане, но такого поголовного пьянства, как в Вельске лично я не на-блюдал нигде. А пришлось мне побывать много где: от Кольского полуострова до Украины. А если и есть где аналог вельскому пьянству, так, вероятно, там те же причины, что и в родном городе.

1Вряд ли, полезно выяснять, кто виноват. Люди, работающие в Вельском РКЦ, и участники, и зрители проводимых там мероприятий наверняка, в отличие от «лесорубов» 1933 года, не в восторге от того, что находятся в стенах поруганного храма. Да и на всех уровнях местной власти, включая областную, уже давным-давно приняты нужные решения о необходимости строить новый современный РКЦ. Даже ученик 4 класса Вельской школы №3 Антон Поскотинов написал прекрасную работу об этой проблеме. В ней есть такие замечательные слова: «Закрыли храм оперативно и без дискуссий - в один день. Его возрождение затягивается на десятилетия. Сейчас по всей России идет процесс восстановления разрушенных и строительство новых церквей. Наши соседи, в маленьком селе Верховажье, за короткий срок построили Дом культуры, а местный собор возвратили прихожанам. Уже несколько лет звонят колокола этого собора, приглашая на службу православных. А вот в славном, древнем Вельске дело так и не сдвигается с мертвой точки». Где, в каком месте образовалась эта мертвая точка? Почему вельчане до сих пор буксуют в 30 годах 20 века? Если спросить местные власти: почему не начинается строительство нового РКЦ, они наверное ответят, что у города мало средств и они нужны на более важные дела. То птицефабрика сгорела, то мост упал… До храма ли тут и до нового ли РКЦ… А может, «мертвая точка» - в голове, а вернее - в сердце, которое утратило живую веру и не может увидеть связь между разными явлениями. Поруганный храм - сгоревшая птицефабрика, пляски в алтаре – упавший мост, безумное веселие в святом месте - безумное пьянство горожан. Можно и продолжить, да вот стоит ли? Пока не оживет в нас эта мертвая точка, так и будем наступать на одни и те же грабли. Не зря говорится: «Бог поругаем не бывает». Сами себе ставим шишки.

Как показало время, непродуктивно только требовать и ждать решений от властей. «Под лежачий камень вода не течет». Надо самим начинать действовать. В-первых, надо собирать всем миром средства и хоть по капле начинать строительство нового, современного красивого РКЦ, который наряду с возрожденным собором мог бы стать визитной карточкой города, а не позорным пятном, как сейчас. Во-вторых, необходимо срочно переводить в другое помещение зрительный зал, где сцена - алтарь. В-третьих, руководству РКЦ нужно продолжить фильтровать проводимые мероприятия и акции с учетом особого статуса места, где они пока вынужденно происходят. До сего дня, в соответствии с достигнутыми договоренностями между Епархией и властями, это в определенной мере и выполнялось. В частности, было прекращено проведение ночных дискотек. Слава Богу.

1Но, к сожалению 1 февраля 2016 года в здании Преображенского собора, эксплуатируемого ныне как Вельский РКЦ, планируется постановка спектакля «Вий», а вернее, как говорят сами постановщики (Московский Независимый театр) – шоу, не имеющего прямого отношения к произведению Гоголя. Среди действующих лиц – нечистая сила. Как бы не обошлось это действо для Вельска чем-нибудь посерьезнее пожара птицефабрики или обрушенного моста. Каждый волен развлекаться как хочет, но если кто-то решил играть в трансформаторной будке, пусть сначала подумает о возможных последствиях. Ужас от терактов во Франции как-то заслонил некоторые многозначительные детали этой трагедии. В христианской Франции в пятницу (день Распятия Христова) на концерте в парижском клубе Bataclan стрельба началась в то время, когда люди слушали песню «Поцелуйся с дьяволом». Случайность? Может быть, но не для верующего. Святитель Филарет Московский, которому народ дал прозвание Мудрый, говорил: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». 

1Бочка дегтя на гербе нашего родного города... Деготь – вещь с двойным смыслом и назначением. Деготь входит в состав многих лекарственных средств, в том числе - в знаменитую мазь Вишневского. Его используют в садоводстве, ветеринарии, химической промышленности, технике, космети-ке. За рубежом его называли «русское масло». А с другой стороны, в России деготь на воротах - знак позора для распутниц. Деготь в Америке - знак преступника, которого для вящего позора намазывали дегтем и вываливали в перьях. Преображенский храм стал для Вельска как та бочка дегтя с герба. «Русское масло» или позорное пятно? Выбирать нам с вами. Как известно, ложка дегтя, если его использовать не по назначению, портит бочку меда. В жизни Вельска с 1933 года присутствует эта ложка дегтя. Как бы со временем он не превратилась в цианистый калий. 

Среди моих знакомых в Вельске немало людей, которые родились 19 августа, на день Преображения Господня. Вот интересно, это случайность или действительно в день Вельского храмового праздника чаще увеличивается число вельчан? Может, это знак надежды и милости. «Милость» и «масло» по-гречески звучат одинаково - «елеос». На Руси говорили: «елей». Как хотелось бы, что бы на гербе нашего родного города подразумевалась полная бочка с «русским елеем».

Трейлер спектакля «Вий».

Сопредседатель Вельского землячества священник Василий Полежаев

Контактный телефон создаваемого при Вельском межрегиональном землячестве Попечительского Совета по возрождению Преображенского собора и строительству нового РКЦ: +79113565671

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Re: Нечистая сила на месте алтаря

Всё же интересные люди - артисты... Как правило личная жизнь у них не ладится, а всё лезут на сцену поучить всех... В данном же случае всё ещё хуже (если посмотреть ролик), на что ради эмоций, славы и денег только не пойдут. Но ставить эту "постановку" в храме Божием это перебор. Их даже печальный опыт Натальи Варлей в одноимённом фильме ничему не учит. А у неё после участия в этих съёмках проблем было много.

AlexxxxS / 13.01.2016

1. Re: Нечистая сила на месте алтаря

"...Как показало время, непродуктивно только требовать и ждать решений от властей..." могу для начала засвидетельствовать: духовный уровень "властей", как правило, ниже среднего, т.е. отсутствует начисто, ткже как и у тех, кто и ставил на рукодажящую долность...Очень редко встречал я руково-дителей верующих, болеющих за духовное воспитание, помогающим местным священослужи-телям.Здесь-то собака и зарыта: рыба тухнет с голоывы... Случай с опошлением православного храма в Вельске уникальный, хотя и не единственный. Разумеется, в соответ стии с ИЗВЕСТНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ все храмы и храмовое имущество принадлежат Церкви, и только Церковь имеет законную возможность вернуть православному храму ёго естественные духовные функции, и если до сих пор здесь закон нару-шается, то ответственны за его нарушение МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ и священство(местная Епархия).По всему моно понять, что реальным фактором для скорейшего разрешения проблемы можетбыть вмешательство органов прокуратуры и обращения за помощью к самому патриарху. Нельзя больше допускать такого кощунства, которое не просто конфузит местную власть, но позорит её, и не терпит её. Всею душою сочувству незавидному положению верующих православных граждан, но нужно очень жёстко и мужественно добиваться прекращения здлстного святотатства, ибо правда на стороне Церкви православной. Да поможет вам всем Господь!

Николаев. / 13.01.2016
Василий Полежаев:
Нечистая сила на месте алтаря
Священник Василий Полежаев о судьбе многострадального собора Преображения Господня в Вельске
13.01.2016
Все статьи автора