В 2015 году больше всего доверия вызывали рабочие (4,05; в списке 2010 года их не было), учителя (3,96) и военнослужащие (3,95), а меньше всего – политики (2,74), предприниматели (2,84) и чиновники (2,97), сообщает ВЦИОМ.
За эти годы сильно выросло доверие к полицейским (с 2,39 до 3,09) и работникам госорганов (с 2,47 до 2,97). Доверие к священнослужителям, напротив, заметно снизилось (с 3,74 до 3,66, а в 2013 году составляло даже 3,41), хотя и остается высоким.
«Соответствуют ли эти данные вашим ощущениям? Как бы вы их прокомментировали? С чем вы связываете снижение доверия к духовенству?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, считает, что эти данные отражают действительность, а доверие к Церкви теряется из-за того, что мы порой не соответствуем тому образу, который должны являть. «Ошибки прошлых лет мало чему научили - порой, посылая скорби, Господь очищал нас, делая это нам во благо», - отметил владыка.
Он полагает, что авторитет Церкви снизился и после того, как «Пусси райот» оказались в местах лишения свободы. «А вот девушкам многие сострадали, говоря: нужно было поступить с ними по-другому. Закон о защите чувств верующих в связи с ужасным поступком девушек храме Христа Спасителя здесь в какой-то степени сыграл против нас, послужил не во благо Церкви. Не лучшим образом на положение дел повлияли и скандальные истории в прессе, связанные с нравственностью священнослужителей. От лица всех священников прошу прощения, прошу, чтобы люди совершили молитву, дабы мы исправились и выполняли служением своим, что заповедовал Христос. Я верю, что это временно. Мы работам над собой и будем пытаться восстановить то, к чему мы призваны и стремимся», - заключил епископ.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заявил, что вполне доверяет этим оценкам, хотя могут быть и погрешности.
«Я бы, наверное, сюда включил еще доверие к личности Президента, которое тоже явно растет, и это хотелось бы видеть в общей картине рейтингов доверия. И меня очень радует, что несколько увеличилось доверие к полиции. Снижение доверия к священнослужителям я бы как раз отнес к статистической погрешности, не более того. Кроме того, это можно связать с сознательными попытками дискредитации священства, которые продолжаются уже лет десять. Причем происходит это на самом низовом уровне: от надписей на заборах до публикаций «Московского комсомольца», которые не выше по-своему нравственному уровню, чем заборные надписи. Найдется и еще несколько СМИ, которые себя ведут так же. Поэтому есть явные попытки регулировать общественное мнение, портя репутацию Церкви. Печально, что шельмуют то, чего не знают. Но с другой стороны у Церкви никогда не было периода без оппонентов. Так что никогда не надо расслабляться, и не надо давать повода его ищущим. А в остальном с рейтингом согласен, он ожидаем и вполне положительный», - заключил о. Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что общественное мнение легко подвергается внешнему влиянию.
«Например, до революции сколько было духовенства, все крестились, венчались, а революционная пропаганда посеяла такую ненависть к «попам-мироедам»! А ведь большинство сельского духовенства еле-еле концы с концами сводило. Так что мнение будет соответствовать тому, какие настроения подогреваются в обществе. Реальность может быть какой угодно, но информационную картину можно смоделировать, подать информацию в том ключе, который кому-либо выгоден. Общеизвестно, что еще в конце 80-х годов, когда опасались, что в обществе рейтинг Церкви окажется заоблачно высоким, на совещании руководителям ведущих СМИ дали негласное задание: постараться всеми мерами снизить рейтинг Церкви. И пошло-поехало. Да, недостатки у Церкви, конечно, могут быть, или у некоторых представителей Церкви, но ведь это раздувается так, что порой не соответствует реальной вине. А что касается людей верующих, единственное, что реально составляет проблему, – сокращение количества молодежи по сравнению с 90-ми годами. Со временем может возникнуть серьезная кадровая проблема. Но это процессы внутренние, хотя и непростые», - подчеркнул о. Андрей.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что ему часто приходится общаться с теми, кто находится на больничной койке: у них недоверия к священнослужителю нет, они готовы слушать его советы – никакого отторжения священник не чувствует.
«Много общаюсь я и со студентами. Они внимательно слушают, задают вопросы - чувствуется заинтересованность. Главное посеять зерно, а взойдет оно или нет, зависит от человека – это его свобода выбора, которую не ограничивает даже Господь. Что же касается результатов опроса – думаю, ни этот, ни какой-либо другой не даст полной картины. Но если считать представленные данные точными, их можно объяснить. Мы видим, что сейчас активно предпринимаются попытки расколоть наше общество, настроить людей друг против друга. Эти попытки уже увенчались успехом – никто никому не верит. Не верят ни полицейским, ни врачам. А есть ли доверие в семьях? Увы. Подчас его нет и между близкими людьми, что уж говорить посторонних. Нам нужно меняться, а это возможно через покаяние. Пока его не произойдет, люди не станут добрее друг другу. Беда в том, что меняться они не хотят», - заключил о. Андрей.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что «это в основном вызвано кампаниями в средствах массовой информации, которые последние два-три года будто специально кто-то инициирует».
«СМИ всячески стараются найти что-нибудь крамольное в жизни священнослужителей и преподнести так, чтобы об этом говорили часто и как можно дольше - одну и ту же статью перепечатывают разные издания. Хотя в поступках представителей любого сообщества можно отыскать много дурных примеров. Мы можем найти их и у представителей тех профессий, которые, казалось бы, должны нести только благо - врачей, учителей. Наши СМИ много писали о дорожно-транспортных происшествиях, в которых попадали священнослужители, находясь в нетрезвом состоянии. Мне кажется, эта информация подается не совсем честно - как известно, на дорогах России погибает в год более 20 тысяч человек, половина из них – по вине водителей, которые не справились с управлением, нарушили правила, находились в алкогольном опьянении. Среди виновников таких ДТП наберется и пять - десять священнослужителей. Церковь борется с такими случаями, но иногда все же грех побеждает. Думаю, его нужно пожалеть такого человека, покрыть его грех любовью – по крайней мере, не раздувать эту историю, не твердить о ней на всех углах», - продолжил священник.
«Я нисколько не оправдываю тех, кто совершил преступления – они должны отвечать по всей строгости закона. Но особо усердная работа СМИ здесь мне кажется нарочитой – как будто бы они преследует определенные цели. Возможно, причина этого - желание максимально ослабить влияние христианских ценностей на людей, сделать больнее священнослужителям, дискредитировать их. Или, например, появляются статьи о том, что некий священник построил в деревне, где служит, огромный дом. При этом не пишут, что у священника десять детей, много другой родни, которая, собственно, и помогала в строительстве, а кредит за стройматериалы ему придется выплачивать еще много лет. А читатели проглатывают «жареные» факты. Самое плохое в этом, что пытаются разделить представления о Церкви и вере. Человеку как бы говорят: «ты веруй, но не будь церковным». Но такая индивидуальность не ведет ни к чему хорошему. Человек не участвует в церковных таинствах, не живет жизнью церковной общины, не общается с другими верующими, не помогает нуждающимся, перестает читать Священное Писание. Духовное развитие человека прекращается. Думаю, мысль «вера может быть и без Церкви», а также недоверие к священникам, внушают еще и для того, чтобы подорвать духовные основы, разрушить единство нашего народа: Церковь - единственный институт, который заинтересован, чтобы Российское государство было сильным и единым», - заключил о. Николай.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, считает, что к таким данным нужно относиться внимательно - хотя статистика, конечно, всегда неточна.
«Доверие к Церкви несколько могло снизиться из-за скандалов, раздуваемых прессой. Некоторые темы поднимались уже после того, как перестали быть интересны обществу. Понятно: такая "работа" дает определенные результаты. Хотя доверие к священнику заложено у людей в «культурной памяти», оно не базируется на знании церковной жизни и быта. Часто у людей возникают ложные представления о Церкви, а когда они сталкиваются с «настоящей Церковью», действительность их разочаровывает. Дело не в том, что они увидели что-то плохое в Церкви - просто представляли все несколько иначе. Кроме того, возможна и обоснованная потеря доверия к Церкви - из-за того, что мы, духовенство, не делаем в полной мере того, что должны были бы делать. Мы часто слишком пассивны в обсуждении проблем обычных людей. Но дело не только в священниках. Многие люди, к сожалению, воспринимают эту жизнь как временную, а значит, не заслуживающую внимания. Они забывают, что от того, как мы проживаем эту жизнь, зависит, к чему придем в вечности. И если сегодня нам неинтересны беды или проблемы ближних, мы не пытаемся быть честными друг с другом, нам и там ничего хорошего ждать не стоит», - заключил о. Стефан.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, считает, что трудно говорить об общем отношении к духовенству – оно у всех разное.
«Мы иногда видим, что люди отказываются самостоятельно принимать решения, перекладывая всю ответственность на духовника. С таким тоже приходится работать – это духовный инфантилизм. А некоторые говорят, что никогда не пошли бы в церковь и не стали спрашивать там совета. Но когда начинаешь выяснять, почему, оказывается: не потому, что они сами общались со священнослужителями и попали в какую-то плохую, конфликтную ситуацию или чем-то были неудовлетворенны, а потому, что настроены против духовенства под влиянием СМИ. Это мне напомнило ситуацию, когда в школе девочка на вопрос учительницы, почему она не выучила стихотворение Пушкина, ответила: «А знаете, сколько у него было женщин?». Это, конечно, всех рассмешило. Ну, во-первых, всем известно, что за величина Пушкин в мировой литературе, он действительно гений. А во-вторых, его позиция по этим вопросам отражена в творчестве – он относится к обману девушки как к катастрофе вселенского масштаба. А тут ученица, ничего не зная про Пушкина, решила, что никогда не будет его читать. К сожалению, нечто похоже наблюдается и у людей, которые говорят, что не испытывают никакого доверия к духовенству. Между тем их представления основаны только на материалах СМИ», - продолжил священник.
«Кроме того, часто люди и не хотят обращаться к духовенству, понимая: за этим последует какая-то работа над собой. Нужно будет исповедоваться, менять свою жизнь. А зачем прилагать усилия, что-то менять? Лучше сказать, что священник плохой, нежели чем признать: «да, действительно, у меня есть недостатки, которые нужно исправлять». Тем не менее, по моим наблюдениям сейчас волна антиклерикализма пошла на убыль. Многие люди, не связанные тесно с Церковью, все равно видят, что священники много работают, занимаются делами милосердия. И у тех, кто активно следит за происходящим в мире, действительно появляется к ним уважение. Мне кажется, об этом просто нужно больше говорить. Книгу владыки Тихона Шевкунова «Несвятые святые» сейчас называют «православным бестселлером» - а он рассказал обычные истории о духовенстве. Но для многих людей это стало откровением: они не представляли, как живет духовенство, каковы взгляды священнослужителей, их жизненная позиция…. В дореволюционное время ситуация была примерно такой же. Есть только один роман о духовенстве того времени - «Соборяне» Лескова. Так что большинство людей находятся во власти стереотипов», - заключил о. Петр.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, напомнил слова одного известного политического деятеля: «Есть ложь, большая ложь и статистика».
«Все статистические данные нужно внимательно изучать. К тому же, как мне кажется, ни одно общественно-государственное, да и частное агентство сейчас нельзя считать политически не ангажированным», - добавил священник.
«Рост доверия к людям, связанным с силовыми ведомствами, охраной правопорядка, государственными служащими (то есть чиновниками) тоже, на мой взгляд, отражение неких объективных процессов – рейтинг доверия к правоохранительным органам в нашей стране и к чиновникам никогда, наверное, не был так низок, как в последнее время. Не без помощи так называемой оппозиции нам показывали весьма существенные проблемы в этих структурах, и государство предприняло усилия, чтобы отношение к ним поменять. Мы знаем о масштабной реформе в Министерстве внутренних дел. Один из моих прихожан перешел на другую работу, но затем решил, что должен служить именно там. Для того, чтобы вернуться, ему потребовалось чуть ли не полгода проверять как физическое, так и психическое здоровье, в том числе, неоднократно проходить проверки на полиграфе, чтобы в МВД убедились: он не коррупционер, не наркоман и не преступник. Небезуспешны были и попытки показать: коррупция в нашей стране не безнаказанна, хотя у меня по-прежнему создается впечатление, что «слоны» этого порока ловят «мышей» этого же порока и показательно казнят их на глазах обывателей, чтобы те успокоились и увидели: борьба идет. Думаю, на этом пути нас ожидает еще много трудов, причем весьма тяжких», - продолжил он.
«Но, наверное, самое интересное и, может, в чем-то показательное - это отношение к духовенству. Снижения доверия к его представителям, наверное, отражает какие-то общие процессы, но я скажу о своем частном мнении, мнении не специалиста в этом вопросе: то, о чем должно говорить духовенство, к чему призывать народ - трудновыполнимо. И, столкнувшись с трудностью, людям проще постараться ее миновать. Тем более что духовенство говорит о трудности на всю жизнь, а не на какое-то время. И, во-вторых, современный пастырь не всегда соответствует тому образу, который он должен являть. Если мы, священники, сумеем вдохновить людей своим примером (не корыстолюбия, но самоотверженного служения, пастырства) - тогда несмотря ни на какие трудности, испытания, скорби и печали, мы поведем за собой приходящего, ищущего. А если мы постигнем все теоретические науки, но наша жизнь при этом будет не то что далека от совершенства (она в любом случае от него далека), но не будет хотя бы устремлена к нему – конечно, никакого доверия не то что умножить, но даже сохранить мы не сумеем. И в этом смысле современный мир, как мне кажется, бросает серьезный вызов священнослужителю – быть образом Христа, а не того, кто вместо Него», - заключил священник.