Тень Вавилонской башни

Валентин Катасонов о зловещих символах «высотою до небес» - небоскребах

История возведения небоскребов в разных точках земного шара не столь уж и давняя. Первым небоскребом в мире считается 10-этажный The Home Insurance Building в Чикаго, построенный в 1885 году. В 1891 году был построен 11-этажный небоскреб в Сент-Луисе. В том же году над небоскребом в Чикаго надстроили еще два этажа, и он опять стал самым высоким в США. К многоэтажному строительству побуждало то, что земля в американских мегаполисах быстро дорожала. По меркам XXI века те здания кажутся очень скромными. Что ж, есть повод лишний раз подумать о том, как быстро меняется мир.

 

1

К первым высоткам с полным правом можно отнести и Эйфелеву башню в Париже высотой почти 313 метров, сооружённую в 1889 году. Башня надолго стала недосягаемым рекордсменом высотного строительства. В ХХ веке сенсацию произвели небоскребы в Нью-Йорке на Манхэттене. В 1930-е годы корпорацией Chrysler Corporation был возведен высочайший в мире небоскреб Крайслер-билдинг высотою 319 метров, а уже в следующем году появился новый рекордсмен - 102-этажный небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг высотой 443 метра.  

Сооружение Эйфелевой башни и двух нью-йоркских небоскребов уже не диктовалось экономической необходимостью. Это были проекты, нацеленные на повышение престижа города, компании, государства. Затраты на нью-йоркские небоскребы до начала Второй мировой войны так и не окупились.

Эмпайр-стейт-билдинг держал пальму первенства в США до 1973 года, когда в эксплуатацию был введен Всемирный торговый центр (World Trade Center) - комплекс из семи зданий, спроектированный Минору Ямасаки. Архитектурной доминантой комплекса были две башни, каждая по 110 этажей: Северная (высотой 417 м, а вместе с установленной на крыше антенной — 526,3 м) и Южная (высотой 415 м). 11 сентября 2001 года комплекс ВТЦ был разрушен. После восстановления к 2014 году его основного корпуса новая высота Всемирного торгового центра вместе с антенной достигла 541 м.  

1

Выявлена интересная закономерность: активизация высотного строительства обычно предшествует экономическим кризисам. После Крайслер-билдинг и Эмпайр-стейт-билдинг, которые появились в разгар мирового экономического кризиса 1929-1933 годов, эту закономерность продемонстрировали и многие другие высотные проекты.  

Экономику возведения небоскребов следует отнести к сфере иррационального. Мотивация их строительства преимущественно не экономического характера. Даже применительно к американским мегаполисам сделаны расчеты, которые показывают, что окупаемость высоток начинает падать при высоте более 60 этажей. Тем более это справедливо в отношении многих других стран, где земля не столь дорога, как в США. Там разумным пределом является высота 50, 40 и менее этажей. Однако именно за пределами США сегодня наметился бум такого странного, иррационального строительства.

Особенно активны нефтедобывающие страны, накопившие в своих суверенных фондах сотни миллиардов долларов резервов. Сферы приложения инвестиций для суверенных фондов сужаются. США и другие страны Запада активно противодействуют покупке на их территориях активов реального сектора экономики, прикрываясь соображениями национальной безопасности. Запад дает зелёный свет лишь инвестициям в долговые бумаги своих казначейств, что на практике означает почти беспроцентное кредитование экономик стран «золотого миллиарда». Вот и остается у нефтедобывающих стран небогатый выбор: либо западные «казначейки», либо престижные небоскребы.

 

1

Бурдж-Халифа, ОАЭ 

Сегодня первое место в соревновании по высотному строительству держат Объединённые Арабские Эмираты, где находится самый высокий в мире небоскреб Бурдж-Халифа, достигающий 828 метров. Однако пальму первенства может захватить Саудовская Аравия, заявившая о планах возведения в городе Джидде самой высокой башни в мире под названием Бурдж аль-мамляка («Башня королевства»). Jeddah Economic Company и Saudi Arabia's Alinma подписали документ о финансировании проекта на 2,2 миллиарда долларов. Дата завершения работ - середина 2017 года. Высота небоскрёба будет составлять 1000 метров, площадь помещений - 5,3 млн. кв. м. К концу 2015 года строительство, для которого требуется около 80 тысяч тонн стали, дошло до 26-го этажа. Из окон высотного здания будет открываться потрясающая панорама на Красное море. Организаторы проекта признают, что строительство сопряжено с рисками: во-первых, морская вода может повредить основу небоскреба; во-вторых, для сооружений такого масштаба существует опасность ветровой нагрузки. Однако, несмотря ни на что, строительство продолжается в атмосфере нездорового азарта.

Появилось даже выражение «Вавилонская гонка». В неё включаются и другие нефтедобывающие страны. Так, о строительстве башни высотой под 1 километр заявил Азербайджан. Однако самым сенсационным стало сделанное в конце 2015 года заявление о строительстве небоскреба в Ираке, в городе Басре - крупнейшем нефтеперерабатывающем центре страны и одном из наиболее быстро развивающихся деловых центров Ближнего и Среднего Востока. Заявленная высота небоскреба – 1,1 км. Небоскреб будет состоять из 4 башен, соединенных между собой горизонтальными и вертикальными перемычками. Самая высокая точка с южной стороны покроется «фатой» — солнечными панелями, которые преобразуют солнечную энергию в электрическую. Новая башня получит название «Невеста». Предполагается, что её строительство будет завершено к 2025 году.

1

Баку

Такого рода мегапроекты далеко не у всех вызывают восхищение. Многие специалисты, внимательно присматриваясь к конструкциям и оформлению небоскребов, давно обратили внимание на то, что их архитектура несет вполне определённую смысловую нагрузку. А именно: многие из этих сооружений напоминают образ знаменитой Вавилонской башни, о которой говорится в Священном Писании.

Вавилонская башня не имела отношения ни к экономике, ни к обороне, это был проект религиозного свойства: опыт самоутверждения человека как Бога, соперничества человека с Богом. В Книге Бытия читаем: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя…» (Быт. 11:4). Это был главный мотив строителей Вавилонского столпа, действовавших по повелению Нимрода – первого в истории правителя-богоборца.

Нимрод был посрамлен: Бог разрушил Вавилонскую башню. Её строители перестали понимать друг друга, заговорили на разных языках и были рассеяны по лицу земли. Сам Нимрод, по преданиям, во время разрушения башни погиб. Подтверждения этой истории люди черпали не только из Священного Писания, но и из многих других источников - хроник Иосифа Флавия, Геродота, археологических находок.

В христианском обществе те далекие события в Вавилоне всегда читались как урок и предупреждение. Строительство небоскребов настораживает и мусульман. Образованные мусульмане хорошо знают историю Вавилонской башни и Нимрода, а, кроме того, строительство величественных зданий относится в мусульманской традиции к малым признакам Судного дня. Сказано: когда пастухи начнут соревноваться в строительстве домов, это и будет знамением конца времён.

Вот почему символика башен «высотою до небес» выглядит зловещей, особенно проект небоскреба в Ираке: ведь именно на территории Ирака находятся руины Вавилона, и в этом смысле башня в Басре – ремейк башни Нимрода.

И тут нельзя не задуматься о Европе. Одним из символов Евросоюза является здание Европарламента в Страсбурге, сооружение которого было завершено в 2000 году. Налогоплательщикам «единой Европы» это строительство обошлось в 12 млрд. долларов. Объект имеет вид недостроенного здания, и специалисты единодушны в том, что проект делался по известной картине Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня» (1563 г.). В результате в центре Европы появился «Вавилон-2». Постхристианская Европа довольно спокойно восприняла это вызывающее архитектурное новшество, редкие протесты даже не попали в СМИ. Штаб-квартиру высшего законодательного органа ЕС иногда называют «башней Евровавилона».

1

Питер Брейгель. Вавилонская башня

Не придётся ли «единой Европе» уже в ближайшее время расплачиваться за игру со зловещим символом? Ведь проект Евровавилона (Вавилон в переводе означает «смешение») дал трещину, толпы мигрантов нахлынули в Европу как раз из тех земель, где некогда возводилась Вавилонская башня. Воссоздавая этот символ, Европа может получить совсем не символичное столпотворение и смешение.

Валентин Юрьевич Катасонов, д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова

Впервые опубликовано на сайте Фонда стратегической культуры
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

12. Ответ на 9., рудовский:

Вам, «рудовский», урок не впрок.

8. Наблюдатель. : Ответ на 6., рудовский: как несмышленый первоклашка.

Такими темпами к 30-ти годам и зубоскалить наскучит. Надеюсь, Вы здесь не на работе. Если ошибаюсь, прошу прощения - у каждого свой хлеб.

Из народа / 09.01.2016

11. Re: Тень Вавилонской башни

Наблюдатель. отличный райончик :) гораздо лучше, чем "высокодуховные" дома на Новом Арбате. Причем тут нос, наблюдатель?.. Просто душновато летом внутри по меньшей мере 2 небоскребов - только и всего. Кстати, на запад от Сити очень красивый вид - закат, речная долина, барочная церковь Покрова в Филях (кажется, она так называется)...

рудовский / 09.01.2016

10. Ответ на 9., рудовский: ни уму - ни сердцу

Хотя с системами кондиционирования внутри все довольно плохо :)

Ваша кожа, нос и легкие почувствовали то, чего глаза в упор не видят? Ну, вот построили высотку на м.Сокол, тоже не бесспорное сооружение - явный плагиат на сталинские высотки, но, по крайней мере, вид Москвы не портит - это точно. Но "Москва-Сити"? Нюхайте, рудовский, потейте и нюхайте, может и дойдет хоть чего-нибудь до ума и сердца вашего...

Наблюдатель. / 09.01.2016

9. Re: Тень Вавилонской башни

Надеюсь, небоскребы не снесут :) глупо сносить такие здания просто по прихоти отдельных читателей РНЛ. Хотя с системами кондиционирования внутри все довольно плохо :)

рудовский / 09.01.2016

8. Ответ на 6., рудовский: как несмышленый первоклашка

свящ. Андрей Михайлов нет.Вспомните колокольну Ивана Великого или собор Св.Софии в Константинополе.

рудовский, ну, как можно делать такие сравнения? Сугубо по внешним параметрам (которые, кстати, все одно не сопоставимы, высота колокольни Ивана Великого - 81 м, Ай-Софии - 55), не задумываясь о предназначении и способах применения? В храмах люди стоят внизу и взирают на Небо. Величие Ай-Софии символизирует величие Бога, величие Веры православной, купола храмов как раз символизируют Небо и Бога. Колокола символизируют архангельские трубы, звуки которых тоже должны доноситься сверху до внизу находящихся людей. Иное дело небоскребы. В них люди взирают свысока (сверху-вниз) на других людей, чувствуя себя "богами" земной жизни. Это же все с точностью до наоборот - перевернутая иерархия. В Ай-Софии, в самих стенах которой запечатлелся дух православной Византии, сердце христианина наполняется смирением, преклонением перед нашими духовными предками и необычайной радостью. В "Москва-Сити" его обволакивает мертвящая пустота, а сердце нехристианина, видимо, наполняется гордостью и самомнением. Конечно, все это признаки последних времен (ну, может быть, еще не самых-самых...).

Наблюдатель. / 09.01.2016

7. Re: Тень Вавилонской башни

Интересное наблюдение. Неосуществленный проект Дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя – по всем критериям был предвестником конца света. Финансово-экономический фактор – определяющий для архитектурных объектов владельцев процветающих нефтяных и газовых компаний. Эта примета времени заметна и у нас. Вложение средств в строительство небоскрёба Газпрома в Санкт-Петербурге, с последующей компенсацией затрат за счёт сдачи офисов в аренду, видимо выгоднее и имеет явный приоритет, чем газификация многочисленных объектов в деревнях и посёлках области и получение прибыли от эксплуатации сетей. В этой точке сопряжения сегодняшнего дня и эпохи Сталинской экономики и возникает тоска по утраченной способности к рациональным решениям, наносящим ущерб корпоративной выгоде. Остаётся терпеливо ждать светлого завтра, когда тень от Дворца Советов перестанет вызывать мистический страх.

Из народа / 08.01.2016

6. Re: Тень Вавилонской башни

свящ. Андрей Михайлов нет. Вспомните колокольну Ивана Великого или собор Св.Софии в Константинополе. Вообще на тему небоскребов и связанных с ними смыслов лучше читать исследования урбанистов и географов, а не эту статью...

рудовский / 08.01.2016

5. Ответ на 2., свящ. Андрей Михайлов:

эти башни уродливы, достаточно взглянуть на «Москва-Сити»

Недавно будучи в Москве поддался на уговоры коллег и посетил сей "Москва-Сити". Издалека, я Вам скажу, это хоть и уродливо, но все же еще как-то смотрится, воображение несколько приукрашивает внешнее уродство. Но реальность, особенно внутри - это вообще полный отстой, мерзость пустоты, ощущение фикции, когда даже относительно дорогое оформление и убранство смотрится как дешевая подделка. Еще когда только направлялся на сию экскурсию, на ум настойчиво приходила история с третьим искушением Христа... там это чувство стало полным. Надеюсь, что после духовного освобождения России - эту мерзость, нависшую мрачной тенью над Кутузовским проспектом, таки снесут.

Наблюдатель. / 08.01.2016

4. Ответ на 2., свящ. Андрей Михайлов:

Верно, гигантомания – признак приближения конца времен. Рост «небоскребов» свидетельствует о возрастании смертного греха – запредельной гордости человеческой.

Тут самое место и светской цитате "«…................................... А искуситель-змей страдал Гигантоманией. У человечества всего — То колики, то рези, — И вся история его — История болезни. Живет больное всё бодрей, Всё злей и бесполезней — И наслаждается своей Историей болезни....» - /»История болезни-III» , В.С. Высоцкий/

Лебядкин / 08.01.2016

3. Тень Вавилонской башни. "Вавилонская башня" "единой Европы упадёт первой или нет? Вопрос в последовательности.

Питер Брейгель. Вавилонская башня Не придётся ли «единой Европе» уже в ближайшее время расплачиваться за игру со зловещим символом? Ведь проект Евровавилона (Вавилон в переводе означает «смешение») дал трещину, толпы мигрантов нахлынули в Европу как раз из тех земель, где некогда возводилась Вавилонская башня. Воссоздавая этот символ, Европа может получить совсем не символичное столпотворение и смешение.

. У Питера Брейгеля есть гравюра "Большие рыбы поедают малых", которая не менее символична картины "Вавилонская башня", которая была написана им в ("символично"!) в Брюсселе. Совпадение или мистика? Мистика, в смысле, как скрытый, тайный смысл. Много времени прошло с 16-го по 21 век, наверное поэтому, но это, лишь моё, предположение, Брейгель старший написал, как некое предупреждение и цикл картин "Смертные грехи", о которых в Европе позабыли уже в 16-м веке. Началось с предательства Истины и раскола христианства, в грехах Европа не покаялась, а наоборот, продавшись лукавому, тянет в его сети и остальных, стараясь разрушить одно из последних препятствий лукавому - Единое Православие. Мистика - "скрытое", "тайное"! Голландец Питер Брейгель старший умер в Брюсселе в 16-м веке, а в конце 20-го века (1997-1999 гг.) в Амстердаме подписывается Амстердамский договор, который вносит предпоследние "штрихи" (изменения) в Договор о Европейском союзе. Символична и история хронологии ЕС. 1948 год - Брюссельский пакт, который, как показало время, оказался лживым, был "призван" создать единые вооружённые силы, тогда ещё, Западной Европы. 2009 год - Лиссабонский договор, который "временно заменяет" не вступившую в силу ... единую конституцию ЕС. Ещё об одном, мало известном "символе". В 1999 году немецкий режиссёр Рольф Шубель снимает худ. фильм, сценарий которого написан по достоверным фактам, это о некой песне, песне смерти. Коротко о песне:

Мра́чное воскресе́нье (англ. Gloomy Sunday, венг. Szomorú vasárnap) — песня венгерского композитора Ре́жё Шереша (1933), ставшая международным хитом в исполнении различных исполнителей. По наиболее распространённой версии, идея создания песни родилась мрачным воскресным парижским днём. Шереш был весьма опечален ссорой со своей возлюбленной и для утешения попытался погрузиться в мир музыки. Песня стала популярной, но вскоре произошла череда трагических событий, которые нетрудно было связать между собой. В Берлине молодой человек, послушав эту песню, вернулся домой и застрелился, пожаловавшись на непреодолимую грусть, которую навевала ему песня. Молодая девушка, возможно, его знакомая, в том же городе, была найдена повешенной. Рядом с её телом была найдена нотная партитура песни Шереша. В Нью-Йорке молодая секретарша покончила с собой, отравившись газом. Рядом с её телом также была найдена партитура этой песни, а также записка, в которой она просила, чтобы эта песня играла на её похоронах в качестве музыкального сопровождения. В Великобритании была найдена женщина, отравившаяся барбитуратами. Сообщалось, что рядом с её телом была найдена партитура песни венгерского композитора. Ещё одна девушка в Риме бросилась с моста, послушав эту песню. А вскоре покончил с собой мужчина 82 лет, также послушав эту песню. Радиостанция ВВС не транслировала эту песню долгое время по причине трагических событий, несмотря на то, что тот факт, что эти события были вызваны песней Шереша, никогда не был доказан. Автор этой песни и его возлюбленная, которой, наиболее вероятно, и была посвящена песня, также стали её «жертвами». Шереш умер в 1968 году, выбросившись из окна своей квартиры в Будапеште, а его любимая отравилась.

. Действительно, музыка песни очень грустная и красивая. Если кому-то интересно. то эту песню можно "найти" в You Tube "Gloomy Sunday", стоит посмотреть и фильм, есть с русским переводом - "Мрачное воскресенье", откровенные сцены Yo Tube "позволяет" "перелистывать". С первого взгляда - это банальный любовный треугольник, но это не так, главные герои фильма, это и есть некий ... символ тогдашней военной Европы (Вторая Мировая война), который. к сожалению, не изменился. Герой фильма - еврей Ласло считает, что с лукавым можно договориться, говоря следующее: " ... чего-то для тела, чего-то для души", а так же, считает, что свободу можно купить за материальные ценности, но понимает, что это не так, слишком поздно, "садясь" в вагон поезда, который везёт пассажиров только в одном направлении - смерти, ещё не успевает сказать об этом, той, которая остаётся и продолжает эту дьявольскую "литургию". P.S. Кстати, картина Питера Брейгеля старшего "Вавилонская башня" находится в одном из венских музеев изобразительного искусства.

вода / 08.01.2016

2. Re: Тень Вавилонской башни

Верно, гигантомания – признак приближения конца времен. Рост «небоскребов» свидетельствует о возрастании смертного греха – запредельной гордости человеческой. Апостол Павел свидетельствует, что «в последние дни… люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны…» (2 Тим.3,1-2). Бог «по природе есть неизреченная красота» (свт. Кирилл Александрийский), а эти башни уродливы, достаточно взглянуть на «Москва-Сити».

свящ. Андрей Михайлов / 07.01.2016

1. Re: Тень Вавилонской башни

«4. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. 5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7. сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.» - /(Книга Бытие 11:4-8)/ Обращает на себя внимание рефрен рассеяния — очевидно, что-то предопределённое, детерминирующее «рассеяние» в этом «зашито». Второе, что следует отметить — возможно, под вавилонской башней подразумевается глобализм в целом - «как таковой». А «смешение языков» — может, это не стоит понимать буквально-лингвистически, а как заданное Творцом разнообразие религий и/или идеологий? P.S. Сразу же (заранее) попрошу критиков-судей не спешить с формулировкой «высокоумстовования».

Лебядкин / 07.01.2016