Основная идея праздника выражена в труде Епископа Арсения «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года» из фонда Президентской библиотеки. В нем говорится: «Явился Господь в то время, когда всюду, во всем мире, чувствовалась потребность спасения; конечно, спас Он людей не так, как ожидало большинство,<…> но истинное даровал спасение…».
Раньше празднику Рождества Христова предшествовал обряд «пещнаго действия» – церковного чина, перенятого предположительно у Византии. В зависимости от того, на какой день выпадало Рождество, это действо совершалось либо в последнее, либо в предпоследнее воскресенье перед праздником. Как происходило это своеобразное театрализованное представление о трех отроках, которых не тронул огонь печи, можно найти на страницах книги И.Н.Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу».
В сочельник, канун перед Рождеством, государь делал тайный выход в сопровождении отряда стрельцов и подъячих тайного приказа в тюрьмы и богадельни, где сам раздавал милостыню. Затем следовали царские часы, на которые государь отправлялся в одну из придворных церквей в сопровождении бояр и ближних чинов. Далее в Успенском соборе проходила служба с пожеланием многолетия, где все присутствующие в определенном порядке поздравляли друг друга. В завершение во дворец приходили попы и певчие. Царь принимал их, преподнося по ковшу белого и красного меда. В сам праздник Рождества государь слушал заутреню, а затем дожидался в столовой избе Патриарха и духовенство. После установленных церемоний, молитв и пения Царю многолетия Патриарх обращался к Царице. Праздник оканчивался во дворце за праздничным столом. Боярыни преподносили Царицам перепечи – сдобные куличи. Царевичей же поздравляли карлы – люди маленького роста.
Особенное значение придавалось празднованию святок – периоду от «звезды до воды», т.е. 12 дней от Рождества до Крещения. Бояре праздновали святки особенно торжественно. Они покупали жирную и мясную пищу, запрещенную в рождественский пост, называемый «филипповки», и выбирали дом побогаче, например, тот, в котором есть невеста. Святки праздновались еще в Греции при Императоре Константине в знак перехода от старого года к новому и сопровождались игрищами и забавами. Вероятно, в таком виде обычай перекочевал в Россию. Тем не менее на Руси сопутствующее празднику увеселение зачастую трактовалось как языческое, о чем свидетельствуют «Кормчая книга», изданная в 1653 году по повелению Никона, и «Стоглав». Хотя единого отношения к излишнему веселью не было долгое время. Так, например, известно об убийстве по приказу Ивана Грозного боярина Михаила Репнина. Выдающийся военный и государственный деятель попросту отказался надевать праздничную маску, объяснив, что христианину это не положено, чем и прогневал Царя.
Обращаясь к истокам праздника Рождества Христова, отметим, что 25 декабря издавна праздновался как день рождения солнца. У персов этот день считается рождением Мифры, у египтян – Осириса, у греков – Геркулеса. До XVI века в этот день в Германии по средневековой западной традиции устраивались празднества с участием Адама и Евы. В христианской Церкви этот день отмечается как рождение Иисуса Христа. И.Н.Божерянов по этому поводу пишет, что христианская Церковь установила Рождество именно в этот день в противопоставление языческому «рождению солнца». С переходом на григорианский календарь праздник стал отмечаться 7 января. Однако Православная Церковь живет по старому, юлианскому, времяисчислению, соответственно для священнослужителей этот день приходится по-прежнему на 25 декабря.
В книге 1900 года «Рождество Христово: Служба на праздник рождества еже по плоти, господа бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», изданной в Синодальной типографии в Москве, представлена подробная история Марии и Иосифа, а также первые годы жизни Иисуса Христа в так называемых минейных сказаниях, статьях, примечаниях, песнопениях. Интересные факты приводит в своей книге «О праздниках православной церкви…» священник и законоучитель И.Н.Бухарев. Повествуя о волхвах, т.е. мудрецах, и их подношениях, автор пишет, что в дар были принесены золотые произведения, ливань и смирна. У этих подарков был определенный смысл. Золото было преподнесено как царю, ливань, т.е. ладан, как Богу, а смирна, т.е. мирра – смола, которой по обычаю иудеев помазывают умерших, – как смертному. В другой книге И.Н.Бухарева «Жития всех святых, празднуемых Православной Греко-Российской Церковью» пишется, что в день Рождества Христова вспоминается избавление Церкви от нашествия французов в 1812 году. В память об этом в Москве по указу Императора Александра I сооружен храм во имя Христа Спасителя.
Президентская библиотека, находясь в историческом здании Святейшего Синода, уделяет особое внимание изданиям, посвященным истории религии, Церкви и персоналиям, сыгравшим значимую роль в их развитии. В сотрудничестве с другими бибилиотеками, архивами, музеями, соборами оцифровываются редкие периодические издания, фотографии, создаются образовательные видеофильмы. Поиски и оцифровка исторических материалов, раскрывающих значение православных праздников, ведутся постоянно.