Согласно п.78. данной Стратегии, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:
- приоритет духовного над материальным,
- защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
- семья,
- созидательный труд,
- служение Отечеству,
- нормы морали и нравственности,
- гуманизм,
- милосердие,
- справедливость,
- взаимопомощь,
- коллективизм,
- историческое единство народов России,
- преемственность истории нашей Родины.
В качестве угроз традиционным ценностям россиян в п. 79 Стратегии указаны:
- размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости,
- снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом,
- попытки фальсификации российской и мировой истории,
- противоправные посягательства на объекты культуры.
«Как Вы оцениваете Стратегию национальной безопасности? Правильно ли в ней указаны ценности и угрозы?» - на эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):
Эти вопросы имеют прямое отношение к нашему теологическому сообществу, поскольку один из ведущих преподавателей теологии протоиерей Сергий Рыбаков пытается защитить докторскую диссертацию, в основе которой лежат его многолетние труды по духовной безопасности. Он облек свои изыскания в основательную научную форму, в которой очень подробно освещается данная проблематика. Нам хорошо известно, что между благими намерениями и реальными плодами пролегает труднопроходимая пустыня, а иногда и непреодолимая пропасть. Имея желание видеть осуществленными некоторые добрые идеи, высказанные в Стратегии, необходимо пройти определенные закономерные трудности, которые обязательно учитывают путешественники, предпринимая дальнюю дорогу. Осуществление идей духовной безопасности нашей страны лежит в области, как законодательной, учебно-воспитательной, так и духовно-просветительной. Но каждое из упомянутых направлений имеет свою базу, свой научный потенциал, свои законы, которыми затруднительно пренебречь. Конечно, их легко предать забвению, но в этом случае сложно будет надеяться на воплощение в жизнь добрых замыслов.
В юридическом аспекте нужно разбираться юристам, а в образовательно-воспитательном процессе – педагогическому сообществу. Если это не учитывать, то не стоит ожидать от них решения поставленных задач.
Духовно-нравственное воспитание и просвещение не может возводиться на плюрализме, на неправильно понятом экуменизме, релятивизме и религиозной всеядности. Эти законы основываются не только на тысячелетней православной культуре нашего народа, но и на культуре вселенского Православия, в котором аксиологической вершиной является Царствие Небесное – Царствие Христово, достижение которого верноподданными государства ставится во главу угла. Все, что этому препятствует, должно именоваться небезопасным для Отечества, если оно берет такой нравственный ориентир. В системе православного образования, воспитания, просвещения и благодатного освящения народа существуют благодатные реалии, которые предлагает Церковь для человека.
Дифференцировать церковные понятия в общественные, научные и практические реалии нужно по законам, существующим в этом деле. Я обозначил направления дальнейших размышлений, поэтому хотел бы адресовать наших дорогих читателей к работе протоиерея Сергия Рыбакова, в которой эти законы конкретно и внятно изложены на бумаге. После прочтения его труда станет понятным, каким образом сочетаются между собою реальность и действительность в осуществлении Стратегии.