Ежегодно в этот день паломники из Белостока (Польша) посещают Почаевскую Лавру, воспоминая о своем пешем Крестном ходе, состоявшемся в 2013 году.
Пресвятая Богородице, спаси нас, Непобедимая Победо! Святии Ангелы, Херувимы, Серафимы и Архангелы, молите Бога о нас». Эта молитва началась тихо, но вскоре, словно гимн и победный военный марш раздавалась на улицах каждого городка на подступах к Почаевской Лавре по маршруту крестного хода из восточного польского города близ Белостока с лирическим белорусским названием Гайновка. Крестный ход к празднику Почаевской иконы Божией Матери объединил православных Польши, Беларуси и Украины, для которых икона Богородицы из Почаевской Лавры многие века остается надежным покровом от искушений и житейских бед.
Белая Русь
В первый день крестного пути батюшка местного прихода отец Марк отслужил Литургию, панихиду и молебен, и отправился вместе с 36 своими прихожанами в около 500-километровый путь к Почаевской Лавре... В тот же день к паломникам присоединился отец Павел из соседнего прихода. Первые 40 км пути прошли тихо и благополучно. Территорию Беларуси необходимо было пересечь в течение 3 дней - именно таковы сроки пребыванияв стране без регистрации. Паломники с этим условием справились благодаря тому, что им пришлось преодолевать более 50 км в день! Асфальт в прямом смысле «плавился» под их стопами. Многие, сняв обувь, оставляли отпечатки своих стоп на горячем асфальте. Словно отпечатки стопы Богородицы
Почаевской... Но и аллергия на щиколотках от испарений асфальтных покрытий не остановила их. Крестный ход отправлялся в 7 часов утра и прибывал к месту к 10 часам вечера. Кругом шла уборка хлеба, а в некоторых местах уже приступали к вспашке полей.
Шли паломники и по древнерусской крепости Берестье (ныне Брест, ранее Брест-Литовск). Игумен Брестского Симеоновского монастыря Афанасий (Филиппович) после Брестской унии неоднократно сидел в темнице по обвинению в сочувствии и помощи казакам Богдана Хмельницкого: доставке им пороха к битве в поле под Берестечком и пересылке «возмутительных листов». После тяжелых пыток игумен Афанасий был расстрелян за борьбу против унии.
Вотчина галицко-волынских князей
Как и наметили, три дня спустя паломники очутились у белорусско-украинской границы. Белорусский ветер дул в спину! Предстоял самый трудный - 10-дневный отрезок пути по Волынской, Ровенской и Тернопольской областям. Описывать всевозможные страдания физически «нетренированных» паломников нет смысла, они и так очевидны. Стертые до крови ноги тому свидетельство. Но страдания физические врачуют раны душевные... По маловерию же считается, что человек, имеющий силу для борьбы с душевными недугами, не в состоянии побороть физическую боль... Когда-то русские аристократы, в опровержение этого утверждения и в доказательство своего мужества и веры, могли сжечь ладонь до кости на ламповом стекле... В крестном ходе паломники «сжигали» свои стопы. А Богородица на утро их исцеляла, как постепенно уврачевывала Она и израненные души... Не потому ли Почаевская Богородица явилась в горящем огненном столпе, словно прошедшая полтысячи километров по раскаленной мостовой? Такая мощеная камнем дорога повстречалась крестноходцам на подступах к Почаеву - это остаток бывшей приграничной дороги между Российской и Австрийской империями, в состав которых в разное время входили эти украинские области.
На украинской земле паломников благословил тогда епископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, ныне архиепископ - и отслужил молебен. К прибытию в Ковель в день памяти 1025-летия Крещения Руси число паломников достигло более 400 человек! Сдержать слезы радости было нелегко... В прошлом году именно из Ковеля после более чем полувекового перерыва отправился первый польско-украинский крестный ход длиною в 7 дней! Тогда расстояние в 60 км к древнему Владимир-Волынску преодолели, как на крыльях, в один день... В этот раз после семидневного пути это расстояние было разделено пополам: местный фермер предоставил кров в... стогах сена, крытых навесом! И с этим первым ночлегом под едва прикрытым от дождя небом паломники тоже легко справились и были вознаграждены за свои труды посещением Зимненской девичьей обители.
Благодать и сила крестного хода
Что такое крестный ход можно понять, лишь ощутив весь спектр состояний - присоединившись к пешим паломникам. Свои ощущения, а также величие и общехристианское значение Крестных шествий пытались передать многие живописцы и литераторы. Безусловно, художник Илья Репин сам неоднократно бывал в числе идущих богомольцев, а также на месте тех «калик перехожих», которых изобразил он в своем знаменитом полотне «Крестный ход». Быть может даже нес,изнывая от жары, хоругвь или икону... Прежде всего, крестный ход - это беспрерывная молитва: молитвословие, переходящее у многих в «умную» молитву, по определению святого Паисия Величковского, называемую еще сердечной. Когда нет сил физических для пения молитв в пути в знойный день, вот тогда и рождается та самая молитва сердечная... Ибо шествие прервать невозможно, а до ближайшего привала, намеченного заботливым сопровождением из очередного благочиния, еще несколько километров, часов, шагов - так измеряют свой путь крестноходцы.
В христианстве молитва не совершается в одиночку. Также невозможно сотворить милостыню одному: ибо милостыню подающий и принимающий - равны! Без участия принимающего творение милостыни жертвующим невозможно. Так и с молитвой: в храме ее совершают священнослужители, а прихожане как бы «принимают» эту молитву, принимая в ней участие либо личным присутствием, либо заказом определенного количества Литургий, когда совершается проскомидия и вынимаются частички из просфор во время поминовения наших близких: здравствующих и упокоившихся. Для осуществления благочестивого стремления православных христиан к непрестанной молитве, отрывающей душу от мирских привязанностей, издавна существовали длительные крестные шествия. Именно во время крестного хода паломники уподобляются ангельским чинам, не имеющим пристанища на земле, но веселящимся о славе Божией. Именно поэтому считается, что принять у себя дома на ночлег пешего паломника - великая благодать для принимающего.
Крестный ход даже для семейного православного батюшки - возможность испытать на себе подвиг монашеского жития. Впрочем, многие священники, чье благочиние в этот день заботилось о благосостоянии паломников, отправлялись в путь вместе со своими матушками, которые старались пением молитв поддержать силу духа идущих и испрашивали у Бога физических сил крестноходцам, чтобы дойти им до места ночлега.
Храм гетманской славы
Следовать примеру отцов Павла и Марка, идущих из самой Польши вместе со своими прихожанами, решили и наши отцы из Полесья, пограничного с Беларусью района Волыни: протоиерей Иоанн и диакон Виталий, студент Почаевской семинарии, ныне уже священник. Число их прихожан-паломников было такое же внушительное, как и польских! Отцы служат в Николаевском храме деревни Колодяжное, вотчины семьи Косач; там проживала поэтесса Леся Украинка. На мой вопрос на подступах к городу Берестечко - месту казаческой славы - о святых монахах, сражавшихся вместе с казаками Богдана Хмельницкого, подобно Пересвету и Осляби, по благословению преподобного Сергия Радонежского ушедших на брань вместе с воинами святого благоверного великого князя Димитрия Донского, отец Иоанн ответил: «Безусловно, имена этих монахов-воинов известны. Это игумен Павел и иеромонах Никифор из Лядовского монастыря, имеющего 1000-летнюю историю и находящегося близ Могилев-Подольска. По благословению Иова Почаевскогоони сражались в поле близ Берестечко. Вопрос их канонизации вполне реален. Архиепископ Августин, ныне митрополит Белоцерковский и Богуславский, будучи на Львовской кафедре, содействовал канонизации святого Никифора, Царьградского Экзарха Украины, присутствовавшего на Соборе в Бресте и не подписавшегося под унией. Также известен своей мученической кончиной игумен Брестской обители преподобномученик Афанасий (Филиппович), помогавший казакам и выступавший против унии.
Солнце клонилось к горизонту, когда взорам уставшего, но многочисленного крестного хода предстал на холме величественный храм. В местечке Берестечко, как оказалось, и сейчас едва наберется 2 тысячи жителей... Когда хвост крестного хода очутился на площади, перед храмом уже служили молебен. Священник читал Евангелие на украинском языке, а наутро Святую литургию служили по-церковнославянски отцы Павел и Марк из Польши; после Литургии они произнесли слова благодарности за возможность проводить богослужение в таком величественном храме местечка со славным историческим прошлым.
Возводить обширный храм в Берестечко в древнерусском стиле стали еще в начале прошлого века и... до наших дней церковь осталась недостроена. Для крохотного городка достаточно одного левого придела. Центральная часть с правым приделом уже более 100 лет остаются без росписей и для богослужений не приспособлены.
Путь на Радзивиллов, вотчину симпатизировавшего Православию старинного польского рода,породнившегося с русским дворянским родом князей Чернышевых, пролегал через те самые поля, где дали бой своим притеснителям защитники Православия - казаки Богдана Хмельницкого. Православному сенатору Речи Посполитой, воеводе киевскому Адаму Киселю, чья вотчина с усыпальницей находится в современном Нововолынске, в сотне километров отБерестечко, тогда так и не удалось дипломатическими усилиями избежать этой битвы.
На подступах к Почаеву
К вечеру нас гостеприимно встречало местечко Радзивиллов. У храма Александра Невского были расставлены столы с кушаньями, словно «при дворе» древнерусского князя! На ночлег все крестноходцы были, что называется «по-царски», приглашены к жителям городка, чтобы наутро продолжить 25-километровый путь к Почаевской Лавре. Как оказалось в Радзивиллове существует своя традиция ночных крестных ходов в Почаев: если выйти в 3 часа ночи, к 8 утра уже в Лавре, где в день празднования иконы Богородицы Почаевской яблоку негде упасть!
Вот и Святая Почаевская Лавра - обитель Пресвятой Богородицы и Ее милосердный покров! Вся территория Лавры, внешне напоминающая великолепный дворец-крепость, превращается в сплошной храм под открытым небом, где именинница - Богородица Почаевская - словно по морю плывет над головами многотысячного крестного хода от одного святого престола к другому в сопровождении всех предстоятелей близлежащих славянских епархий: и украинских, и польских, и белорусских, - внимая нашим молитвам и утешая каждого, кто проделал сюданелегкий многодневный путь, а также всех, кто в этот святой день твердо решил в своем сердце никогда не сходить со своей спасительной стези, которая для нас, христиан, обязательно проходит под Покровом Божией Матери.
Неонилла Пасичник, кинорежиссер, член Национального союза кинематографистов Украины