1 января – день памяти преподобного Амфилохия Почаевского

Неонилла Пасичник отметила, что ежегодно в этот день паломники из Белостока (Польша) посещают Почаевскую Лавру

Ежегодно в этот день паломники из Белостока (Польша) посещают Почаевскую Лавру, воспоминая о своем пешем Крестном ходе, состоявшемся в 2013 году.

Пресвятая Богородице, спаси нас, Непобедимая Победо! Святии Ангелы, Херувимы, Серафимы и Архангелы, молите Бога о нас». Эта молитва началась тихо, но вскоре, словно гимн и победный военный марш раздавалась на улицах каждого городка на подступах к Почаевской Лавре по маршруту крестного хода из восточного польского города близ Белостока с лирическим белорусским названием Гайновка. Крестный ход к празднику Почаевской иконы Божией Матери объединил православных Польши, Беларуси и Украины, для которых икона Богородицы из Почаевской Лавры многие века остается надежным покровом от искушений и житейских бед.

Белая Русь

В первый день крестного пути батюшка местного прихода отец Марк отслужил Литургию, панихиду и молебен, и отправился вместе с 36 своими прихожанами в около 500-километровый путь к Почаевской Лавре... В тот же день к паломникам присоединился отец Павел из соседнего прихода. Первые 40 км пути прошли тихо и благополучно. Территорию Беларуси необходимо было пересечь в течение 3 дней - именно таковы сроки пребыванияв стране без регистрации. Паломники с этим условием справились благодаря тому, что им пришлось преодолевать более 50 км в день! Асфальт в прямом смысле «плавился» под их стопами. Многие, сняв обувь, оставляли отпечатки своих стоп на горячем асфальте. Словно отпечатки стопы Богородицы

Почаевской... Но и аллергия на щиколотках от испарений асфальтных покрытий не остановила их. Крестный ход отправлялся в 7 часов утра и прибывал к месту к 10 часам вечера. Кругом шла уборка хлеба, а в некоторых местах уже приступали к вспашке полей.

Шли паломники и по древнерусской крепости Берестье (ныне Брест, ранее Брест-Литовск). Игумен Брестского Симеоновского монастыря Афанасий (Филиппович) после Брестской унии неоднократно сидел в темнице по обвинению в сочувствии и помощи казакам Богдана Хмельницкого: доставке им пороха к битве в поле под Берестечком и пересылке «возмутительных листов». После тяжелых пыток игумен Афанасий был расстрелян за борьбу против унии.

Вотчина галицко-волынских князей

Как и наметили, три дня спустя паломники очутились у белорусско-украинской границы. Белорусский ветер дул в спину! Предстоял самый трудный - 10-дневный отрезок пути по Волынской, Ровенской и Тернопольской областям. Описывать всевозможные страдания физически «нетренированных» паломников нет смысла, они и так очевидны. Стертые до крови ноги тому свидетельство. Но страдания физические врачуют раны душевные... По маловерию же считается, что человек, имеющий силу для борьбы с душевными недугами, не в состоянии побороть физическую боль... Когда-то русские аристократы, в опровержение этого утверждения и в доказательство своего мужества и веры, могли сжечь ладонь до кости на ламповом стекле... В крестном ходе паломники «сжигали» свои стопы. А Богородица на утро их исцеляла, как постепенно уврачевывала Она и израненные души... Не потому ли Почаевская Богородица явилась в горящем огненном столпе, словно прошедшая полтысячи километров по раскаленной мостовой? Такая мощеная камнем дорога повстречалась крестноходцам на подступах к Почаеву - это остаток бывшей приграничной дороги между Российской и Австрийской империями, в состав которых в разное время входили эти украинские области.

На украинской земле паломников благословил тогда епископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, ныне архиепископ - и отслужил молебен. К прибытию в Ковель в день памяти 1025-летия Крещения Руси число паломников достигло более 400 человек! Сдержать слезы радости было нелегко... В прошлом году именно из Ковеля после более чем полувекового перерыва отправился первый польско-украинский крестный ход длиною в 7 дней! Тогда расстояние в 60 км к древнему Владимир-Волынску преодолели, как на крыльях, в один день... В этот раз после семидневного пути это расстояние было разделено пополам: местный фермер предоставил кров в... стогах сена, крытых навесом! И с этим первым ночлегом под едва прикрытым от дождя небом паломники тоже легко справились и были вознаграждены за свои труды посещением Зимненской девичьей обители.

Благодать и сила крестного хода

Что такое крестный ход можно понять, лишь ощутив весь спектр состояний - присоединившись к пешим паломникам. Свои ощущения, а также величие и общехристианское значение Крестных шествий пытались передать многие живописцы и литераторы. Безусловно, художник Илья Репин сам неоднократно бывал в числе идущих богомольцев, а также на месте тех «калик перехожих», которых изобразил он в своем знаменитом полотне «Крестный ход». Быть может даже нес,изнывая от жары, хоругвь или икону... Прежде всего, крестный ход - это беспрерывная молитва: молитвословие, переходящее у многих в «умную» молитву, по определению святого Паисия Величковского, называемую еще сердечной. Когда нет сил физических для пения молитв в пути в знойный день, вот тогда и рождается та самая молитва сердечная... Ибо шествие прервать невозможно, а до ближайшего привала, намеченного заботливым сопровождением из очередного благочиния, еще несколько километров, часов, шагов - так измеряют свой путь крестноходцы.

В христианстве молитва не совершается в одиночку. Также невозможно сотворить милостыню одному: ибо милостыню подающий и принимающий - равны! Без участия принимающего творение милостыни жертвующим невозможно. Так и с молитвой: в храме ее совершают священнослужители, а прихожане как бы «принимают» эту молитву, принимая в ней участие либо личным присутствием, либо заказом определенного количества Литургий, когда совершается проскомидия и вынимаются частички из просфор во время поминовения наших близких: здравствующих и упокоившихся. Для осуществления благочестивого стремления православных христиан к непрестанной молитве, отрывающей душу от мирских привязанностей, издавна существовали длительные крестные шествия. Именно во время крестного хода паломники уподобляются ангельским чинам, не имеющим пристанища на земле, но веселящимся о славе Божией. Именно поэтому считается, что принять у себя дома на ночлег пешего паломника - великая благодать для принимающего.

Крестный ход даже для семейного православного батюшки - возможность испытать на себе подвиг монашеского жития. Впрочем, многие священники, чье благочиние в этот день заботилось о благосостоянии паломников, отправлялись в путь вместе со своими матушками, которые старались пением молитв поддержать силу духа идущих и испрашивали у Бога физических сил крестноходцам, чтобы дойти им до места ночлега.

Храм гетманской славы

Следовать примеру отцов Павла и Марка, идущих из самой Польши вместе со своими прихожанами, решили и наши отцы из Полесья, пограничного с Беларусью района Волыни: протоиерей Иоанн и диакон Виталий, студент Почаевской семинарии, ныне уже священник. Число их прихожан-паломников было такое же внушительное, как и польских! Отцы служат в Николаевском храме деревни Колодяжное, вотчины семьи Косач; там проживала поэтесса Леся Украинка. На мой вопрос на подступах к городу Берестечко - месту казаческой славы - о святых монахах, сражавшихся вместе с казаками Богдана Хмельницкого, подобно Пересвету и Осляби, по благословению преподобного Сергия Радонежского ушедших на брань вместе с воинами святого благоверного великого князя Димитрия Донского, отец Иоанн ответил: «Безусловно, имена этих монахов-воинов известны. Это игумен Павел и иеромонах Никифор из Лядовского монастыря, имеющего 1000-летнюю историю и находящегося близ Могилев-Подольска. По благословению Иова Почаевскогоони сражались в поле близ Берестечко. Вопрос их канонизации вполне реален. Архиепископ Августин, ныне митрополит Белоцерковский и Богуславский, будучи на Львовской кафедре, содействовал канонизации святого Никифора, Царьградского Экзарха Украины, присутствовавшего на Соборе в Бресте и не подписавшегося под унией. Также известен своей мученической кончиной игумен Брестской обители преподобномученик Афанасий (Филиппович), помогавший казакам и выступавший против унии.

Солнце клонилось к горизонту, когда взорам уставшего, но многочисленного крестного хода предстал на холме величественный храм. В местечке Берестечко, как оказалось, и сейчас едва наберется 2 тысячи жителей... Когда хвост крестного хода очутился на площади, перед храмом уже служили молебен. Священник читал Евангелие на украинском языке, а наутро Святую литургию служили по-церковнославянски отцы Павел и Марк из Польши; после Литургии они произнесли слова благодарности за возможность проводить богослужение в таком величественном храме местечка со славным историческим прошлым.

Возводить обширный храм в Берестечко в древнерусском стиле стали еще в начале прошлого века и... до наших дней церковь осталась недостроена. Для крохотного городка достаточно одного левого придела. Центральная часть с правым приделом уже более 100 лет остаются без росписей и для богослужений не приспособлены.

Путь на Радзивиллов, вотчину симпатизировавшего Православию старинного польского рода,породнившегося с русским дворянским родом князей Чернышевых, пролегал через те самые поля, где дали бой своим притеснителям защитники Православия - казаки Богдана Хмельницкого. Православному сенатору Речи Посполитой, воеводе киевскому Адаму Киселю, чья вотчина с усыпальницей находится в современном Нововолынске, в сотне километров отБерестечко, тогда так и не удалось дипломатическими усилиями избежать этой битвы.

На подступах к Почаеву

К вечеру нас гостеприимно встречало местечко Радзивиллов. У храма Александра Невского были расставлены столы с кушаньями, словно «при дворе» древнерусского князя! На ночлег все крестноходцы были, что называется «по-царски», приглашены к жителям городка, чтобы наутро продолжить 25-километровый путь к Почаевской Лавре. Как оказалось в Радзивиллове существует своя традиция ночных крестных ходов в Почаев: если выйти в 3 часа ночи, к 8 утра уже в Лавре, где в день празднования иконы Богородицы Почаевской яблоку негде упасть!

Вот и Святая Почаевская Лавра - обитель Пресвятой Богородицы и Ее милосердный покров! Вся территория Лавры, внешне напоминающая великолепный дворец-крепость, превращается в сплошной храм под открытым небом, где именинница - Богородица Почаевская - словно по морю плывет над головами многотысячного крестного хода от одного святого престола к другому в сопровождении всех предстоятелей близлежащих славянских епархий: и украинских, и польских, и белорусских, - внимая нашим молитвам и утешая каждого, кто проделал сюданелегкий многодневный путь, а также всех, кто в этот святой день твердо решил в своем сердце никогда не сходить со своей спасительной стези, которая для нас, христиан, обязательно проходит под Покровом Божией Матери.

Неонилла Пасичник, кинорежиссер, член Национального союза кинематографистов Украины

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Неонилла Пасичник:
Воины-афганцы жертвуют на крест генералу Келлеру
Пришло время восстановить крест в Киеве на месте погребения генерала, преданного Святой Семье Государя
15.07.2019
Владимир Трубецкой: «Я всегда знал, что мое будущее принадлежит России»
Князь Владимир Александрович Трубецкой ответил на вопросы Неониллы Пасичник
20.07.2017
Все статьи автора